Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 15. Найдите и исправьте неправильно построенные словосочетания.

Тесты для самопроверки уровня речевой культуры

Правильность речи

Задание 1.

Поставьте ударения в следующих словах:

1.1 каталог; квартал; документ; намерение;

километр; инсульт; позвонит; добыча; досуг; инструмент; свекла; средства; блага; шофер; центнер; красивее; начать; принять; вручит; завидно;

1.2 договор; индустрия; кулинария; эксперт; сироты; включит; заключит (договор); включено; оптовый; ходатайство; украинский; нефтепровод; мышление; углубить; облегчить; осужденный; электропровод; нормированный; новорожденный; возбуждено (дело);

1.3. упрочение; осведомить; вероисповедание; коллапс; фетиш; тандем; знамение; развитые (страны); патриархия; откупорить; апокалипсис; христианин; полиграфия; привита; догмат; экипировать; сторицей; мытарства; кремень; нувориш.

Задание 2.

Выберите правильный произносительный вариант:

2.1. е или э в словах:

крем; музей; академик; берет; тест;

проект;

чн или шн в словах: конечно; скучный;

м или н в словах: трамвай, конфорка;

2.2. е или э в словах: бассейн; термин; шинель; рейс; рейд; репрессии.

е или ё в словах: ведер; маневры; истекший (срок); афера; никчемный.

2.3. е или э в словах: адепт; сейм; идефикс; сателлит; купейный;

е или ё в словах: опека; желчь; гренадер; разношерстный; ксендз.

Задание 3.

Вставьте, если необходимо, пропущенную букву:

3.1. провол…ка; буду…щий; по…черк; пер…спектива; конста…тировать; почтам…т; о…дышка;

3.2. преце…дент; инци…дент; по…скользнуться, э…скаватор; э…скалатор; ина…гурация; юрис…-консульт;

3.3. закомпос…ировать; я…ства; дерма…тин; э…скорт; э…скалация, брандс…ойт, пер…турбация

Задание 4.

Составьте словосочетание со следующими словами, выбрав подходящее по смыслу слово из предложенных в скобках:

4.1. демонстрационный, демонстративный (жест, образец);

эффектный – эффективный (наряд, метод);

предоставить – представить (доказательства, слово);

нотариат – нотариус (обратиться к; обратиться в);

операционный – оперативный (действия, система)

4.2. активировать – активизировать (карту, деятельность);

опробовать апробировать (методику, прибор );

информативный – информационный (функция, передача);

суетный – суетливый (мысли, человек);

туристский – туристический (бизнес, лагерь);

4.3. патронат – патронаж (президента, новорожденных);

интеллигентный – интеллигентский (человек, дом);

Мессия – миссия (явление…, важная);

особо – особенно (отметить…, …важный);

нелицеприятная - неприятная (критика, личность).

Задание 5.

Выберите правильный вариант из предложенных:

5.1. ложить – класть; ворачиваться – возвращаться; порыбалить – порыбачить; ляг – ляжь; ведь народ вас виноватит - ведь народ вас обвиняет;

5.2. я уже покушал – я уже поел; одеяльце - одеялка; ехай – поезжай; на чердаке – на подловке; торн – тёрн;

5.3. похудение – похудание; езжайте – поезжайте; косточка – бобок; помидора – помидор; избаловать – набаловать.

Задание 6.

Подберите синонимы к следующим иноязычным словам, соединяя попарно слова из двух колонок:

6.1. тотальный исключительный
официозный всеобщий
эксклюзивный подчёркнуто официальный
неадекватный необычный
неординарный не соответствующий чему-либо
инсинуации обращения
идентичный тождественный
аргумент отверженный
аутсайдер довод
Апелляции клеветнические измышления
конклав отделённая территория государства
6.2. офшорный соответствующий первоисточнику
одиозный законный
харизма нелепица
легитимный крайне неприятный
креативный терпимый
толерантный творческий
нонсенс избранность
анклав собрание для избрания Папы римского
аутентичный не подверженный государственному регулированию
6.3. преференции государственные пособия предприятиям
дотации преимущества
амбивалентный прозрачный
транспарентный двойственный
скрининг систематическое наблюдение
мониторинг массовое медицинское обследование
апологет уполномоченный по правам человека
омбудсмен приверженец
биеннале торжественное открытие выставки
вернисаж выставка с периодичностью в 2 года

Задание 7.Замените подчёркнутые иностранные слова исконно русскими

7.1. В сфере торговли необходим перманентны й контроль.

Современные тинейджеры хорошо разбираются в компьютерах.

7. 2.Этот кандидат нуждается в серьёзном пиаре.

В сборник включены рассказы современных топовых автроов.

7.3. Первым делом избавьтесь от хозяйственного перфекционизма.

Борис Громов фактически прекратил на подконтрольной ему территории праймериз «единороссов».

Задание 8.Какие словосочетания построены неправильно?

8.1. свободная вакансия; внутренний интерьер; звучный голос; собственный автопортрет; высокая мансарда; главный приоритет;

8.2. памятный мемориал; предварительный анонс; характерный признак; исключительный эксклюзив; прейскурант цен; ландшафт местности;

8.3. маршрут движения; сервисное обслуживание; главная суть; очевидный факт; глобальный мега-проект; незаконное растаскивание.

Задание 9. Можно ли так определить значение устойчивых оборотов? Если нет, то как?

9.1. золотая середина– ни плохо, ни хорошо;

от альфы до омеги - от начала до конца;

крокодиловы слёзы – сильно плакать, ронять крупные слёзы.

9.2. кануть в лету – остаться навсегда;

ахиллесова пята – уязвимое место;

перейти рубикон – пересечь, преодолеть границу.

9.3. Валаамов осёл – упрямый человек;

авгиевы конюшни – сильно загрязненное место

Вавилонское столпотворение – много народу.

Задание 10. Укажите предложения с искажённым по форме или значению устойчивым выражением.

10.1. Не надо на меня вешать всех собак и кошек.

Ну и завязал ты, какой-то Гордеев узел.

Ничего не вышло, вернулись не солоно хлебавши.

10.2. Он решился на такой поступок скрипя сердцем.

Жили хорошо, спокойно, как у Христа за пазухой.

Владимира я с весны не видел, как говорится, канул в Лету.

10.3. В этом движении важную скрипку играют правые силы.

Я очень нерешительный человек, такой Буриданов осёл.

В любой ситуации необходимо сохранять своё лицо.

11.Выберите правильные формы существительных и согласованных с ними прилагательных, причастий, числительных:

11.1. красный/красная помидор/помидора; вкусная/вкусное повидло;

моя/моё фамилия/фамилие;

вкусный/вкусная картофель; новый/новая шампунь; красивый/красивая тюль; белая/белый моль; молотый/молотое кофе; белая/белый мышь; синие/синее чернила/чернило;

11.2. белая простыня/простынь; домашняя/домашний тапочка/тапочек; красивая/ красивый туфля/туфель; больная/больной мозоль; солнечный/ солнечное/солнечные Сочи; удобный/удобная диван-кровать; заказная/заказной бандероль; вкусная/вкусный кольраби; шумная/шумное авеню; мощное/мощная цунами;

11.3. золотой/золотая погон/погона; железнодорожный/железнодорожная рельс/ре.льса; важный/важная директив/директива; один/одна плацкарт/плацкарта; один/одна; препон/препона; последний/последнее евро, существенный/существенная корректив/корректива, крепкое/крепкий виски, расширяющееся/расширяющийся НАТО, каждая/каждый страт/страта.

Задание 12.

Образуйте форму множественного числа следующих существительных. Если возможны разные, укажите в каких случаях та или иная допустима или желательна:

12.1. шофёр; вызов; профессор; фактор; торт; аэропорт; бульдозер; инженер; офицер; кабель;

12.2. договор; выговор; полис; полюс; табель; сектор; округ; крем; конструктор; бухгалтер;

12.3. вектор; возраст; инспектор; флот; порт; бюллетень; штемпель; фельдшер; фронт; отпуск.

Задание 13.В сочетании с каким словом форма множественного числа существительного с окончанием а правильная?

13.1. образа (литературные, иконописные);

тока (глухариные, электрические);

тормоза (неисправные; прогресса);

13.2. хлеба (вкусные, высокие);

соболя (шустрые, дорогие);

учителя (школьные, …с большой буквы);

13.3. рода (аристократические, войск);

ордена (рыцарские, солдатские);

лагеря (общественно-политические, туристские).

Задание 14.

Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа:

14.1. нет дел/делов; нет мест/местов; вспахать 10 гектар/гектаров земли; пять помидоров/помидор; пять апельсинов/апельсин нет яблок/яблоков;

армян/армянов; без полотенец/ без полотенцев; до наступления потемок/потемков; пара ботинок/ботинков;

14.2. пара чулок/чулков; пара носок/носков; нет цыган/цыганов; пять башкиров/башкир; нет партизан/партизанов; много грузин/грузинов; десять долей/доль; пять простыней/простынь; нет обоев/обой; кроме буден/будней;

14.3. много бюллетеней/беллютней; нет комментариев/комментарий; пара туфель/туфлей; нет сидений/ сиденьев; шесть блюдец/блюдцев; без пень/без пеней; много турков/турок; нет ясель/яслей; восемь платьев/платий; восстановлеие кровлей/кровель.

Задание 15. Найдите и исправьте неправильно построенные словосочетания.

15.1. находиться в Гусь-Хрустальном; отдыхать в Сочах; военный совет в Филях;

15.2. битва под Бородиным; завод в Набережных Челнах; фильм снят Чарли Чаплином;

15.3. за городом Пушкиным; АЭС в Балакове; текстильное производство в Иваново.

Задание 16. Измените, где необходимо, форму фамилии:

16.1 Фильмы режиссёра Роберта Саакянц; книги литературоведа Анны Саакянц; воспоминания Ольги Книппер-Чеховой; новая роль Катрин Денев.

16.2. приёмная Любови Слиска; статья Ивана Белых; ведомство Лаврентия Берия; выступления адвоката Анатолия Кучерены; переговоры с Владиславом Ардзинба;

16.3. поручить депутату Олегу Ивановичу Корень; улица Миклуха-Маклая; тренироваться у Сергея Бобёр; с финном Аланом Секкула; балет с участием Гедеминаса Таранды.

Задание 17. Выберите правильную форму управляемого существительного. Если возможны варианты, укажите их употребление, зависимость от значения:

17.1. отдать долг родине – отдать долг перед родиной;

заведующий отделом – заведующий отдела;

подвести итоги форума – подвести итоги форуму;

конференция по экономике – конференция об экономике;

обсуждение доклада – обсуждение о докладе;

объяснение постановления – объяснение о постановлении;

пример помощи детям – пример о помощи детям;

17.2. дать версию происшествия – дать версию о происшествии;

привести доказательства причастности – привести доказательства о причастности;

предоставить гарантии безопасности – предоставить гарантии о безопасности;

инициатива в соблюдении паритета – инициатива о соблюдении паритета;

намёк на взятки – намёк о взятках;

подозрение в преступлении – подозрение о преступлении;

позиция по вопросу – позиция в вопросе.

17.3. подтверждение решения – подтверждение решению;

контрабанда наркотиков – контрабанда наркотиками;

сделка по приобретению – сделка на приобретение;

управление кадров – управление кадрами;

свидетельство поступка – свидетельство поступку;

рецензия на книгу – рецензия о книге

наблюдение за электоратом – наблюдение электората.

Задание 18.

Выберите правильную форму прилагательного и существительного в приведённых ниже словосочетаниях:

благодарный избирателям – благодарный к избирателям;

признательный руководству – признательный к руководству;

сведущий в вопросе – сведущий о вопросе.

безвредный для жителей – безвредный жителям;

виновный в происшествии – виновный за происшествие;

внимательный к работе - внимательный в работе;

обратный процессу старения – обратный к процессу старения;

равноправный с избирателями – равноправный избирателям;

восхищаться картиной – восхищаться картине.

Задание 19.

Выберите правильные конструкции с глаголами:

благодарить за помощь - благодарить о помощи;

болеть за дело - болеть о деле;

записать претензии - записать о претензиях;

звонить директору - звонить к директору;

советовать друзьям книгу – советовать друзьям о книге;

обещать деньги - обещать о деньгах;

учить работе – учить о работе.

объяснить ситуацию - объяснить о ситуации;

понять проблему - понять о проблеме;

соскучиться по вас – соскучиться по вам;

спорить о выставке с коллегами – спорить о выставке против коллег;

адресовать депутатам – адресовать к депутатам;

аргументировать выводы – аргументировать о выводах;

интересоваться прогнозом погоды - интересоваться о прогнозе погоды;

считать доказательством - считать за доказательство;

доказать независимость - доказать о независимости;

обвинять за просчёты - обвинять в просчётах;

обрадовать достижениями - обрадовать о достижениях;

баллотироваться в депутаты - баллотироваться депутатом;

возразить оппоненту на замечание - возразить оппоненту о замечании;

декларировать независимость - декларировать о независимости;

заверить президента в лояльности - заверить президента о лояльности;

инструктировать слушателей по проблеме - инструктировать слушателей о проблеме;

расплачиваться с организацией за поставки - расплачиваться перед организацией по поставке.

Задание 20. Исправьте неправильные формы имён числительных:

20.1. более пятиста человек; около восьмисот студентов; к семистам сотрудникам;

20.2. до двух тысяча восьмого года; в двадцати четырёх случаях; двухтысячный год;

20.3. в ста километрах от Москвы; владеть триста сорок одним мандатом; с семьсот тридцатью пятью солдатами.

Задание 21. Отметьте предложения, не содержащие речевых ошибок; исправьте ошибки:

1. Оставаясь проживать в своей квартире, все деньги по договору будут приходить вам точно в срок.

2. Согласно приказа директора выходной день был объявлен рабочим.

3. Петербургский Губернатор Валентина Матвиенко присутствовала на совещании.

4. Кандидат недобрал голосами для перехода во второй тур.

5. Здесь нет как бы лентяев, все занимаются своим делом

6. Человек рождается с желанием к свободе.

7. Во время вашего последнего интервью вы критиковали, что в Думе сидело лишь около половины депутатов.

8. Увидев эту картину, у меня сразу сложилось плохое впечатление.

9. Эта структура является сложной, иерархической, как бы многослойной.

10. Сначала он даже жалел и помогал будущему преступнику.

11. Было решено о том, чтобы собрать второе совещание.

12. Вопреки распоряжения директора работы не были завершены в срок.

13. В течение всего года представители министерства организовывают встречи с ветеранами.

14. Были выявлены преступные группы, занимающиеся контрабандой наркотиками.

15. Сколько можно народ пользовать?!

16. Мы должны саккамулировать эти требования.

17. Исполняющим обязанности назначена заместитель директора Ольга Сергеева.

18. Сколько бы вам лет не было, заботьтесь о своём здоровье.

19. То, что меня тронуло, общаясь с этой семьей, удивительное внимание друг к другу.

20. Большинство депутатов после выступления N покинули зал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...