Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искушения




Воля

Схиархимандрит Софроний (Сахаров) пишет: «Чтобы самому во всем определить свое бытие — это свобода Бога, человек такой свободы не имеет».

Человеческую свободу связывают:

а) законы природы,

б) запросы тела,

в) окружающие люди и обстановка,

г) общественные законы,

д) установленные Богом внутренние законы, сообщаемые ему через голос совести,

е) влияние на душу темной силы при оставлении человека Божией благодатью.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что воля человека свободна почти в одном только избрании добра и зла; в прочих отношениях она ограждена отовсюду.

Различают людей сильной и слабой воли. У сильных, волевых людей «остаток свободы» более ярко выражен, и они настойчиво стараются проводить в жизнь свои стремления.

Наличие у человека сильной воли вместе с настойчивостью при достижении определенных целей — это великие дары, многие таланты, дарованные человеку от Бога. Немногие из людей обладают ими в значительной мере. Если при этом у человека целью жизни является богоугождение и стяжание Духа Святого Божия, то человек может достигнуть высоких степеней святости.

Одним из ярких тому примеров является апостол Павел. И наоборот, если сердце человека жестоко, гордо и тщеславно, то при очень сильной воле существование такого человека является народным бедствием. Например, Наполеон, Гитлер. Таким же будет и грядущий антихрист, особая личность в конце веков.

Епископ Михаил Таврический подразделяет наши стремления по пяти сферам:

- первая — сфера чувственно-материальной жизни;

- вторая — сфера умственной жизни;

- третья — сфера искусства (мир образов и грёз);

- четвертая — сфера человеческих симпатий и сострадания, в которой живут люди, имеющие доброе сердце;

- пятая — сфера жизни духа (свободной веры), сфера молитвы и богообщения, единение души с Богом.

После грехопадения громадное большинство людских душ живет в своих стремлениях преимущественно в низшей сфере эгоизма и чувственности...

Человек может добровольно отказаться от своей воли: например, иноки подчиняются игумену. Это благое умерщвление своей испорченной грехом воли: в человеке через старца, а в последнем через веление Святого Духа начинает господствовать воля Самого Бога, которая всегда благая и всегда совершенная, она ведет душу к миру и к совершенной радости.

Безнадежна участь человека с самомнением, надеющегося на себя и не стремящегося во всем искать воли Божией.

Устремление наших душ (наша воля) — это основное, что служит критерием пригодности душ к Царству Небесному. Даже если высокие стремления души на земле подавлялись, если душа не могла их осуществить, то они раскроются в том мире, где не будет мешать им земная обстановка.

- Источник: Схиигумен Савва (Остапенко) «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения. - М.: ООО «Духовное преображение», 2017. - 128 с. - (Серия «Духовные зерна»), стр. 26.

· Для очищения вашей души могут посылаться оскорбления, поношения и клевета, а так же скорби и искушения. Об этом много найдёте у святых отцов, а также в книге  «Основы искусства святости» Епископ Варнава (Беляев) Глава 5. § 6 Очистительное действие страданий:

Страдания и искушения человеку посылаются (сокращено):

1) В наказание за грехи (Ин. 5, 14; Втор. 32, 24; Иер. 2, 30). «Отними грех, и болезней не будет, ибо они бывают в нас от греха», - говорил преп. Серафим Саровский, ссылаясь на св. Василия Великого.

2) Для устрашения живущих . В этих целях за малые проступки полагается часто большое наказание, чтобы «всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его накзание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания» (преп. Иоанн Кассиан). Из библейских примеров можно указать: Лк. 13, 1-5; Деян. 5, 10; Числ. 15, 35.

3) Для усовершения человека, приведения его в смиренное состояние, а чрез то и в совершенный покой душевный. «Как лекарства истребляют нечистоту худых соков в теле, - говорит св. Исаак Сирин, - так и жестокость скорбей очищает сердце от лукавых страстей».

4) Еще скорби посылаются Богом для очищения невольных погрешностей, от которых, «яко человеки», не свободны и сами святые. Этот случай надо отличать от первого. Грешники страдают за свои собственные грехи, они несут наказание. А праведники уже очистились от грехов или имеют малейшие и легкие. Потому Бог скорбями очищает в них эти недостатки, « яко злато в горниле » - по любимому выражению святых отцов (Прем. 3. 6; Ис. 1, 25). Иногда же великие святые просто подвергаются наказаниям и искушениям затем, чтобы не думали много о своей сверхъестественной чистоте сердца (Откр. 3, 19; Пс. 25, 2; Евр. 12, 5-9). Таким образом, они не наказание терпят, а наоборот, страданиями увеличивают и без того великие дарования свои.

Вот как Исаак Сирин описывает, каким целям служат искушения, испытываемые различными типами людей. «Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные — чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон (разумеется духовный, в сон нерадения. - Еп. Варнава) — чтобы приготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие (от спасения. - Еп. Варнава) — чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу (то есть святые. - Еп. Варнава) — чтобы веселиться им с дерзновением».

5) Для испытания человека. Так искушаема была вера Авраама, Иова и других (Быт. 22, 12; Иов. 40, 3; Втор. 8, 2; Пс. 80, 8). Благодаря этому добродетели святых выходят наружу и доставляют многим большую пользу.

6) Для обнаружения славы Божией. Об этом говорится в святом Евангелии: Ин. 9, 3; 11, 4 (исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря).

*** *** ***

Искушения

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14, 38). Что такое искушение? Во-первых, искушением называют все тяжелые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божию попустительству в наказание для исправления, для испытания в вере и так далее.

Сюда будут относиться болезни, нужды, несправедливости от людей, обиды.

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей темной силой навязываются мысли, а сердцу — чувства, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума.

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живет на земле. Сам Господь в пустыне был искушен от диавола.

Отец Иоанн С. говорит: «В жизни христианской необходимы искушения — пробы или испытания нашего духовного состояния... » Как для пробы серебра нужны инструменты, так для испытания души нужны люди.

Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей — каждой человеческой души.

Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль. Что так получилось». Также ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так? » В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас.

Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела. Он пишет: Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случаи для всех их (Еккл. 9, 11).

Итак, всё зависит от Бога. А мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу.

Есть и еще случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе. Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщеславиться, а иногда осуждаем того, кому даем.

Игуменья Арсения (Себрякова) говорит: «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах — отчаяние, к любви — сладострастие, к отречению от мира — холодность к людям. Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется».

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда и неприязнь к кому-либо их окружающих, часто близких и ранее любимых.

Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своем состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

Если ясны причины нашего искушения, то нужно молиться Господу Иисусу: « Господи, я вижу себя в искушении, помоги преодолеть его. И если я не в состоянии это сделать, то Сам изгони борющего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял из людей, одержимых им ».

Если искушение связано с осуждением ближнего, то надо горячо молиться за него. И помощь Господня не замедлит. В недоумении душа себя потом спрашивает: «И чего было бояться? Чему было завидовать? »

Следует отметить, что в некоторых случаях Господь попускает длительные искушения и медлит со Своею помощью, чтобы более закалить душу в борьбе или предохранить душу от гордости.

Старец Силуан Афонский пишет: « Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая силу на преодоление всякого зла ».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...