Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законность и правопорядок: основные направления и способы обеспечения правопорядка в подразделении.

Тема: Законность и правопорядок. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.

Учебные вопросы:

Законность и правопорядок: основные направления и способы обеспечения правопорядка в подразделении.

Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы.

Вопрос №1

Законность и правопорядок: основные направления и способы обеспечения правопорядка в подразделении.

В последнее время много говорят и пишут о военной реформе в стране, о проблемах военного строительства. Но при этом как-то остается в стороне вопрос о преступности в Вооруженных силах и других войсках. Авторы и разработчики теории переустройства армии, наверное, полагают, что все правонарушения исчезнут сами по себе, как только начнутся подвижки в реформировании. Отчасти, может, и верно. Однако особенности субъективной стороны войсковых преступлений позволяют уже сегодня принимать кардинальные меры по улучшению ситуации.

За последние пять лет ежегодно военнослужащими совершается в среднем более двадцати девяти тысяч правонарушений. При этом количество тяжких преступлений ежегодно увеличивается в полтора раза, и их удельный вес превышает треть всех правонарушений. Статистика о погибших и травмированных за период прохождения военной службы в мирное время заставляет российских матерей под любым предлогом ограждать своих детей от армии.

На протяжении многих веков в вооруженных си­лах России процветали мелкие правонарушения (не­исполнение уставов, неподчинение или оскорбление командиров, мелкие хищения и т.д.) и реже — пре­ступные проявления. Начиная со времен Николая II, проблемы право­нарушений среди военнослужащих либо относитель­но отсутствовали, либо болезненно проявляли себя в обществе. В царской армии существовали определен­ные правонарушения, но межличностные отношения были на высоте, намного демократичнее многих стран. Офицеры относились гуманно к подчиненным, ниж­ние чины нередко называли своих военных началь­ников «отцами-командирами» и т.д. Вместе с тем, были и некоторые проблемы: слабая дисциплинар­ная практика; порочная практика наказания офице­ров за проступки своих подчиненных; нездоровый быт в казарме; процветание оскорблений в армии; призыв в армию лиц, недостаточно здоровых в физическом и психическом отношении; рукоприкладство было не изжито; затруднена была процедура обжалования не­правомерных действий начальников; слабая работа военной юстиции; проблема потребления алкоголя; халатность офицерского состава; постоянная пробле­ма самоубийств (1905 г. – 144; 1906 г. – 192; 1907 г. – 210; 1908 г. – 242; 1909 г. – 263; 1910 г. – 268; 1911 г. – 347; 1912 г. – 405 военнослужащих совершили само­убийство, при этом только в 1/3 случаев становилась известна причина); плохое социально-бытовое обслу­живание и т.д.

В зависимости от текущего мо­мента происходят изменения структуры и динамики правонарушений военнослужащих. Вооруженные силы любого государства — это часть общества, и им присущи все его тенденции и негативные явления. Активизация правонаруше­ний и преступлений в военизированных структурах России наблюдается со времен перестройки и кри­минализации российского общества. При этом отмечается незначительный удельный вес их в массиве общеуголовной преступности всего государства, но со значительным ростом уровня преступности в среде военнослужащих.

Преступность военнослужащих охватывает широ­кий спектр лиц — правонарушителей многих воени­зированных формирований в России: Вооруженные Силы, внутренние войска МВД, ФСБ, Железнодорожные войска, МЧС и др. и имеет двойной характер: чисто воинские пре­ступления и общеуголовные преступления, соотноше­ние их в различные годы резко меняется.

Проблемами преступности военнослужащих зани­мались многие российские ученые: Р. Булатов, А. Ге­расимов, А. Гришин, С. Друцкой, Л. Заика, Г. Забрянский, В. Лунеев, П. Каменский, И. Карпов, Е. Кривцов, В. Коренев, В. Маслов, И. Мацкевич, С. Орловский, В. Панкратов, В. Романов, А. Сапро­нов, С. Семенов, А. Тер-Акопов, Г. Хохряков, В. Эминов, А. Юнин и др.

В советский первоначальный период наблюдают­ся некоторые эксцессы в межличностных отношени­ях, когда военные начальники избивали своих подчи­ненных, но этот процент был незначительным (от 2, 5 до 4 %), наблюдалось и проявление общеуголовных преступлений. В дальнейшем отмечается позитивная тенденция на их снижение. С 60-х годов в военизиро­ванных структурах наблюдается возрождение «дедов­щины», т.е. процветание неуставных межличностных отношений между старослужащими и новобранцами. Так, если удельный вес преступлений в сфере меж­личностных отношений во второй половине 80-х го­дов XX века составлял от 27 до 40 %, то в 90-е годы наблюдается некоторое его снижение – от 18 до 28 %. Дедовщина процветала не во всех вооруженных фор­мированиях и была на уровне от 70 до 84 % в 80-е годы и от 62 до 65% в 90-е годы. Наибольшее распростране­ние она получила в строительных подразделениях, хотя на стыке 80-90-х г.г. практически в каждом виде воин­ских формирований она получила прописку. При этом с 1978 по 1985 годы преступления в сфере неуставных отношений возросли в 3,2 раза. Истоки этого вида преступлений лежат в следующем:

– криминальные проявления в сфере межлично­стных отношений в армии существовали всегда;

– в конце 50-х — начале 60-х годов сложились объективные предпосылки для широкого их распространения;

– командование недооценивало общественную опасность указанного вида преступлений, и тем са­мым безнаказанность способствовала росту их числа;

– они всегда тщательно скрывались, их распространение умалчивалось командованием;

– в настоящее время эти преступления не подда­ются однозначному объяснению и решению.

Получает прописку негативная тенденция в воо­руженных формированиях в 90-е годы – травмы и гибель военнослужащих, не связанных непосредствен­но с выполнением боевого задания, а чаще всего по безалаберности «отцов-командиров»: в 1995 г. – 1017, 1996 г. – 1046 военнослужащих погибло, при этом более 1/3 в результате дедовщины.

Удельный вес преступлений, совершенных воен­нослужащими в России за последние 50 лет, во всем массиве преступлений – весьма незначительный: в 50-х годах – около 5 %; в 80-х – 1,5 % и в 90-х годах – около 1 %. Соотношение коэффициентов граж­данского общества и военизированных подразделений показывает двойное увеличение в последних, т.е. соотношение сводится к показателям = 1: 2.

Структура и динамика преступности военнослу­жащих имеют некоторую специфику. В конце 80-х годов прирост преступности наблюдается в размере около 40 %. В 1990 г. удельный вес среди привлечен­ных к уголовной ответственности составляли: 3,0% – офицеры, 2,0% – прапорщики; 22,6% составляли тяж­кие преступления; убийства увеличились на 16, 3%, умышленные тяжкие телесные повреждения – на 41,9%; число изнасилований – на 15,9%; преступ­ность среди офицерского состава повысилась на 40%. В 1997 г. наблюдается снижение общего уровня пре­ступности военнослужащих на 9,7 %; однако некото­рые виды преступлений имели рост: всплеск динами­ки развития преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (+74,3%), возросли случаи ру­коприкладства по отношению к подчиненным со сто­роны командиров (+23,5%); участились факты неус­тавных отношений между военнослужащими (+14,8%); увеличилось число преступлений против собственности (+12,2%), наблюдается преоблада­ние преступлений, совершенных военнослужащими по неосторожности.

По заявлению Ю. Демина, в 1995 г. в воинских ча­стях всех силовых ведомств произошло 1402 происшествия, в результате В 1999 году содержание преступности несколько меняется: более 50% военнослужащих – преступников совершили преступления против военной службы; наибольшее распространение получили корыстные преступления и преступления в сфере межличностных отношений. Структура преступности военнослужа­щих конца 90-х годов раскрывается посредством соот­ношения некоторых показателей: общеуголовных пре­ступлений, совершенных военнослужащими, и пре­ступлений против военной службы: 38,8% и 61,2%; по соотношению категорий преступлений согласно ст. 15 УК РФ, совершенных военнослужащими (тяжкие и иные): 38,8% и 61,2%; совершенных в группе и одним военнослужащим: 19,5% и 80,5%; в состоянии опьяне­ния и не употребляющими (трезвыми): 13,0% и 87%.

Вызывает беспокойство, что в разгар реформирования Вооруженных Сил и др. воинских формирований в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 40 % рукоприкладство со стороны командиров. Ежегодно растет взяточничество на 18,9 %. Не изжиты факты измены и предательства, несохранения военной тайны и т.д. Среди преступлений совершенных военнослужащими стали преобладать общеуголовные преступления, так в нашей части за 2006 год совершено 15 преступлений и 14 из них являются общеуголовными.

Кратко изложенная характеристика преступности военнослужащих позволяет дать ее определение.

Преступность военнослужащих – это совокупность преступлений, направленных против порядка несения воинской службы и иных общеуголовной направ­ленности деяний, совершаемых военнослужащими всех воинских формирований России за определенный период времени.

Причины и условия преступности военнослужащих следует рассматривать в двух плоскостях: в обществе и в армии. Представляется, однако, что определяющие и главные причины преступности военнослужащих кроются в самих Вооруженных Силах. Связано это с тем, что:

1) Вооруженные Силы хотя и не изолированный социальный организм, но вместе с тем относительно самостоятельный, с присущими только ему особенностями взаимодействия людей между собой и с обществом;

2) причины преступности в стране, воздействуя на преступность военнослужащих, неизбежно изменяются в условиях армейской действительности (например, в условиях жесткой воинской дисциплины человек, склонный к мелким правонарушениям, может быть лишен самой возможности совершать противоправные действия);

3) внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы, которые отсутствуют в обществе.

К числу антикриминогенных факторов В.В. Лунеев, например, относит:

1) систему воинского, правового и нравственного воспитания;

2) строгую организацию жизни и быта;

3) жесткий уставной контроль;

4) обеспеченность предметами первой необходимости.

Говоря о причинах преступности военнослужащих, следует прежде всего сказать о положении дел с преступностью несовершеннолетних. Так, преступность среди лиц, не достигших 18 лет, в 1997 г. составила 11,8 % от общего числа лиц, совершивших преступление за указанный период времени. Согласно теории криминологии максимально допустимый уровень преступности несовершеннолетних не должен превышать 4–5 %, в противном случае обществу угрожает аномально высокий рост преступности. Кроме того, в ходе анализа прошедших призывных кампаний установлено, что: а) 30–40 %призывников имели низкий уровень подготовки к службе в армии; б) около 70 %не справились с простейшими математическими задачами и психологическими тестами; в) 11 % имели дефицит массы тела (многие из них почти сразу после призыва в армию были направлены в госпиталь для лечения); г) 80 % – выходцы из беднейших слоев населения. Некоторые данные призывных кампаний последних семи лет не позволяют говорить об улучшении ситуации.

Причины преступности в обществе по содержанию классифицируются на:

1) экономические;

2) идеологические;

3) социально-психологические;

4) культурно-воспитательные;

5) организационно-управленческие;

6) кроющиеся в межнациональных противоречиях и т. д.

1. Организационно-управленческие. Согласно ответам респондентов (исследование проводил Г.И. Забрянский) поддержанию надлежащего порядка в армии способствует: а) качественное несение службы офицерами; б) качественное несение службы младшими командирами (кстати, еще в 1909 г. в России отмечалась назревшая потребность в улучшении унтер-офицерского состава армии, который, по справедливому утверждению прусского фельдмаршала Мольтке, «является позвоночником армии»); в) оптимальная организация быта молодых солдат. Следует констатировать, что ни одно из трех вышеперечисленных положений в Вооруженных Силах не отвечает современным требованиям.

В Полевом уставе Вооруженных Сил США подчеркнуто: «Некомпетентность руководства недопустимо компенсировать героизмом солдат». Опыт боевых действий в Чечне и других «горячих точках» на территории бывшего СССР свидетельствует, что подобных положений в уставах отечественных Вооруженных Сил нет.

Кроме того, назначение на руководящие должности офицеров не всегда соответствует моральным качествам претендента и вызывает определенное раздражение среди других офицеров и младшего состава. Соответственно, исполнение приказов и распоряжений, исходящих от такого начальника, со стороны подчиненных не подкрепляется необходимой разумной инициативой, что пагубным образом может отразиться на межличностных отношениях в воинском коллективе.

2. Социальные. Вооруженные Силы не должны думать о прокормлении самих себя, однако в последние несколько лет вынуждены заниматься в основном именно этим.

В условиях недостаточного финансирования армии растет социальная напряженность, с одной стороны, внутри Вооруженных Сил (между офицерами, между офицерами и военнослужащими срочной службы, между военнослужащими срочной службы, между служащими Вооруженных Сил и военнослужащими и т. д.), а с другой — между Вооруженными Силами и обществом.

Так, количество «бесквартирных» военнослужащих, по данным Министерства обороны, в 1997 г. составило 90 тыс. семей. Количество уволенных с военной службы военнослужащих и стоящих в очереди на получение жилья составляет, по данным Госкомстата России, на тот же период времени 163,6 тыс. семей. Общая сумма задолженности по социальным пособиям и компенсациям военнослужащим составляла, к примеру, на 1997 г. — 5,6 млрд. неденоминированных рублей.

Продолжает возрастать опасность втягивания армии в разрешение политических конфликтов и повторения событий, подобных октябрю 1993 г.

Также к социальным причинам преступности военнослужащих следует отнести распространение среди них пьянства, а в последние годы наркотизма. Причем, пьянство характерно в основном для офицеров и является своего рода негативной традицией. Наркотизм под влиянием внеармейских условий присущ значительной части военнослужащих срочной службы, так как в Вооруженные Силы призываются юноши, уже познавшие наркотики. Впрочем, согласно некоторым данным, из 15—18 %военнослужащих срочной службы, употребляющих наркотики в армейских условиях, значительная часть приобщилась к ним именно в армии.

3. Социально-психологические. Армия России постепенно становится прибежищем для лиц с «клеймом» социального аутсайдерства. Главным образом это относится к военнослужащим срочной службы, поскольку среди призывников преобладают юноши, не попавшие в институты или не сумевшие найти работу, дающую право на отсрочку. Сюда же следует отнести призывников, родители которых не смогли найти иных (часто противоправных) способов уклонения от воинской службы.

Вряд ли в каком-либо ином государственном институте так резко проявляются возрастные различия, как в армии, причем эти различия характерны в первую очередь для военнослужащих срочной службы, что является одной из причин «дедовщины» («в среде несовершеннолетних и молодых правонарушителей возрастное различие в 1–3 года весьма существенно»), но они актуальны также и для офицеров. Например, известны случаи, когда более возрастные офицеры подавали рапорта об увольнении или переводе на другое место службы из-за того, что их непосредственными начальниками становились более молодые коллеги.

Связано это с тем, что:

а) возрастные различия культивируются в нашем обществе со школы и даже с дошкольных детских учреждений;

б) Вооруженные Силы в современном их состоянии наносят юношам (не только военнослужащим срочной службы, но и курсантам военных учебных заведений) сильный психотравмирующий удар;

в) психологии юношей свойственно деление людей по возрастному признаку, что актуально для воинских коллективов вообще.

Несомненно, что на преступность военнослужащих существенное влияние оказывает гомогенность групп. Человечество двуполо, и всякое искусственное ограничение контакта человека с лицом противоположного пола связано с нарушениями социально-психологических свойств. В случае, когда однополые социальные группы состоят из значительного числа людей и вынуждены длительное время находиться в изоляции от противоположного пола, негативные противоречия неизбежно накапливаются. Кстати, в 1862 г. во время похода по Атлантическому и Тихому океанам корветов «Новик» и «Богатырь» каждая третья болезнь среди матросов была венерической.

Кроме того, у человека, длительное время находящегося в окружении других людей, при невозможности уединиться, уйти в себя наступает известный феномен одиночества в толпе. В этих условиях снижается самооценка, происходит огрубление личности, стирается понятие стыдливости. Изолированные социальные гомогенные группы (к числу которых относятся и воинские коллективы) приводят к возвращению их членов к первобытнообщинному образу жизни, где главное не качество жизни, а выживаемость.

Также традиционно и справедливо считается, что в Вооруженных Силах сосредоточены лица наиболее активного криминального возраста (18–30 лет). Кроме того, необходимо отметить, что у мужчин (военнослужащие – в основном мужчины, хотя в последнее время есть и женщины) «пораженность» преступностью в 6–8 раз выше, чем у женщин.

4. Информационные. У Вооруженных Сил практически нет рекламы. Агитационная телевизионная пропаганда, призывавшая юношей на службу, была обречена на неудачу, так как негативный материал об армии имел значительно большую аудиторию и более весомый общественный резонанс. Например, согласно проведенному исследованию, в 1997 г. в «Аргументах и фактах» было 11 публикаций об армии, в «Комсомольской правде» – 15, в «Известиях» – 13, в «Московском комсомольце» – 42, в «Красной звезде» –25. При этом в 99 % случаев материал об армии публиковался негативный: в итоге 43 % граждан считают, что армия не способна обеспечить безопасность страны; 50 %полагают, что в армии «процветает дедовщина»; 48 % уверены, что солдат плохо кормят; 29 % говорят, что армия погрязла в коррупции и воровстве; 27 % обеспокоены плохим материальным положением офицеров, а 6 %– их низким уровнем подготовки; 25 % утверждают, что в армии отсутствует дисциплина; 8 % основную проблему видят в неукомплектованности воинских частей.

В то же время лишь 27 %опрошенных обывателей доверяют публикациям об армии; 35 %–не доверяют; 40 % – затруднились ответить. Более 50 % доверяют военным средствам массовой информации; 73 %– доверяют информации об армии, полученной на занятиях по общественной или государственной военно-патриотической подготовке.

5. Идеологические. Ни восхваления, ни огульная критика не идут на пользу Вооруженным Силам. Изменение идеологических ориентиров привело к дезориентации военнослужащих.

Агрессия, насилие, культ сверхчеловека, насаждаемый средствами массовой информации, также коррелирует с преступностью военнослужащих. Характерно, что традиции русской армии, солдаты которой отличались «рыцарским» отношением к врагу и к мирным жителям, находящимся на захваченных территориях (об этом свидетельствуют, например, памятники, посвященные суворовскому походу в Альпах, и истории о среднеазиатских походах Скобелева), в настоящее время забыты. Причем многие офицеры открыто говорили об этом в Афганистане, называя десантников, которые захватывали кишлаки и аулы, «рэмбовиками».

Кроме того, патриотическое воспитание молодежи в последние 10 лет практически было сведено на нет, только начинает возрождаться, хотя необходимо оговориться, что военнослужащие отличаются от других категорий граждан именно патриотизмом и в этом видится определенный положительный симптом того, что не все еще потеряно. Представляется, что патриотизм будет стержнем идеологии Вооруженных Сил России.

6. Культурные. Бедность культурной жизни нашего общества известна. Если в центральных городах и областных центрах есть культурные учреждения, то в «глубинке» в подавляющем большинстве случаев нет ни музеев, ни театров. Однако именно военнослужащими, призванными из «глубинки», в последние несколько лет пополняются ряды военнослужащих. Кстати, более трети призывников не читают книг, 45 % не читают ни книг, ни газет.

Несколько лучше обстоит дело с офицерским корпусом, что объясняется в том числе и традициями (офицерами русской армии были знаменитые путешественники – Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, СИ. Челюскин, В.К. Арсеньев; ученые – П.А. Кропоткин, В.И. Исаев; историки, филологи, представители естественных наук – А.П. Павлов, А.А. Обручев). Однако уровень культуры офицеров низшего и среднего звена остается низким. Многие из них не готовы к работе с молодежью, допускают грубость в отношении подчиненных (в том числе и офицеров).

7. Политические. Продолжается борьба между различными партиями и движениями за влияние на Вооруженные Силы. Иногда эта борьба выходит за рамки установленных законом правил (например, некоторые политические деятели призывали военнослужащих к фактическому неповиновению).

К сожалению, это приводит к:

а) дезориентации военнослужащих;

б) отрицательному влиянию на психику молодых военнослужащих (в том числе и офицеров);

в) росту конфликтов между военнослужащими на политической почве.

Между тем по законам Российской империи военнослужащие были лишены избирательных прав. В современных армиях Германии и Франции военнослужащие также (кроме генералов) лишены избирательных прав.

8. Национальные. Вооруженные Силы России по-прежнему комплектуются военнослужащими разной национальности. При условии дальнейшего нарастания межнациональных противоречий и конфликтов, для разрешения которых не принимается адекватных мер, национальные причины противоправного поведения военнослужащих будут усугубляться. Следует отметить, что провозглашенное в Вооруженных Силах СССР интернациональное воспитание было не более чем фикцией и преступлений и правонарушений именно по межнациональным мотивам в тот период совершалось немало (впрочем, в статистике это не было отражено).

9. Экономические. В ряду иных причин преступности экономические традиционно выдвигаются на первый план, что вполне обосновано. Однако для Вооруженных Сил (поскольку военнослужащие сами денег не зарабатывают) экономические причины проявляются несколько своеобразно: а) военнослужащие, не получающие своевременно денежного довольствия, совершают корыстные преступления (например, кражи) для прокормления себя и семьи; б) распределяемые финансовые ресурсы в условиях проводимой реформы расхищаются вышестоящими офицерами; в) предоставление каких-либо льгот военнослужащим или фондам, создаваемым для военнослужащих, неминуемо приводит к совершению преступлений экономической направленности; г) к имуществу Вооруженных Сил проявляют активный интерес представители криминальных гражданских группировок. В последнее время обстановка в этом плане несколько стабилизировалась, что позволяет надеяться, что экономические причины отойдут на второй план.

10. Правовые. После известных событий 1991 г. одним из самых главных пострадавших в системе правоохранительных органов оказалась военная прокуратура: общественное мнение считало, что за гибель военнослужащих в армии однозначно должен отвечать данный институт. Без преувеличения можно сказать, что именно в этот момент из военной прокуратуры ушли многие опытные кадры. После распада Советского Союза процесс «бегства» военных юристов принял, казалось, необратимый характер. Из России к себе на родину (теперь в независимые государства) уехали около 400 офицеров – военных юристов. Дело дошло до того, что в некоторых отдаленных восточных гарнизонах служили один-два офицера. При общей численности 3100 офицеров, некомплект в системе военной прокуратуры доходил до 800 человек. В этих условиях использовались любые средства, чтобы работа не была остановлена: среди следователей появились студенты 1–2 курсов юридических вузов. Разумеется, такое положение дел отрицательно сказалось на Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями от 18 октября 1995 г.) прокуратура лишилась права законодательной инициативы, а деятельность военной прокуратуры стала регламентироваться 5 статьями вместо 33, предусмотренных бывшим союзным Положением о военной прокуратуре.

Между тем идея создания контролирующего органа для охраны прав военнослужащих, поддержания надлежащего правопорядка в армии принадлежит еще Петру I. Так, в Воинском уставе было определено: «...держать при войсках генерал-, обер- и полковых аудиторов, от которых весьма требуется доброе искусство в правах, разуметь правду быть добрым юристом».

В последнее время ситуация в органах военной юстиции имеет положительную динамику. Некомплект составляет не более 300 офицеров, требования к качеству расследования уголовных преступлений подняты на прежнюю должную высоту. Однако и сегодня органы военной юстиции не всегда справляются с поставленными перед ними задачами и не выявляют всех военнослужащих, причастных к преступлению, не устраняют все причины и условия, способствовавшие противоправному поведению, что в свою очередь является причиной криминологического рецидива со стороны военнослужащих, а также не препятствует вовлечению в преступную деятельность новых лиц.

Таким образом, рассмотрены основные, но далеко не все причины, оказывающие влияние на преступность военнослужащих. Главное, в чем видится особенность причин преступности военнослужащих, это то, что основные из них проявляются именно в условиях Вооруженных Сил. Данный тезис подтверждается в том числе и статистикой, которая, как правило, не совпадает со статистикой общеуголовной преступности. Причем указанная особенность позволяет по-иному взглянуть на профилактику преступности военнослужащих. Представляется, что можно обосновать тезис о построении «автономной» профилактики преступности военнослужащих. Более того, именно реальная профилактика преступности военнослужащих может показать возможность и положительные ближайшие перспективы для позитивного воздействия на преступность в целом.

Воспитание человека - сложный, противоречивый и многоплановый процесс, действенность которого во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в воинской службе и самосовершенствовании. Такой подход достигается в процессе индивидуальной воспитательной работы, выступающей одной из функциональных обязанностей командира.

1. Жизненный опыт воина. Место рождения. Где живут и работают родители. Состав семьи. Отношение родителей к детям и между собой. Кто из родителей оказывал большее влияние и почему. Женат или холост. В какой школе учился. Успехи в учебе. Какие предметы любил и почему. Чем увлекался в свободное время. С кем дружил. Какие кружки посещал. Какую выполнял общественную работу. Какую читал литературу, что привлекало в ней. О какой профессии мечтал. Исповедует ли религию; если да, то какую. Отношение к ней. Влияние религии на поведение, службу.

2. Направленность личности (характеризует мотивы деятельности человека, позволяет предвидеть его поведение в различных условиях обстановки) проявляется в: целях и мотивах учебы, воинской службы и поведения; нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, кругозоре.

3. Особенности характера; сила характера и его направленность; отношение к коллективу, командиру, себе, товарищам, ратному труду; целеустремленность; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность в вопросах учебы, воинской службы, общественной работы; отрицательные черты характера (мнительность, болезненное самолюбие, ранимость, некритичность к себе и товарищам, неустойчивость, упрямство и др.).

4. Интеллектуальные и познавательные качества личности: уровень знаний, успеваемость; способность к анализу, обобщению, сравнению; склонности; интересы и их направленность; внимание и наблюдательность; качества памяти и др.

5. Эмоциональные качества личности: внутреннее отношение воина к явлениям и событиям, направленность переживаний; чувство воинского долга, ответственности; способность человека управлять своими чувствами.

6. Волевые качества воина: целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность.

7. Особенности темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический (они проявляются в подвижности, общительности, усидчивости, эмоциональности и пр.).

8. Общественная активность: выполнение общественных поручений (имеет постоянное или выполняет отдельные поручения, отношение к ним и результативность деятельности); участие в культурно-досуговой и спортивно-массовой работе подразделения; мотивы общественной активности (сложившаяся установка активности, потребность в общении с людьми, устранении недостатков в подразделении, показная активность и пр.); критичность выступлений на собраниях, в оценках деятельности своей и товарищей.

9. Дисциплинированность: знание общевоинских уставов; выполнение их требований; наличие и характер взысканий и поощрений; организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность; честность, правдивость, искренность.

10. Физическое развитие: общее физическое развитие; предрасположенность к заболеваниям; практика закаливания своего организма; выполнение норм спортивных разрядов и военно-спортивного комплекса; отношение к физической зарядке, физической подготовке и спорту.

11. Привычки воина. Положительные - аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных вопросов учебы, воинской службы, общественной работы; непримиримость к недостаткам и др. Отрицательные - невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность, а также курение, склонность к алкоголю и др.

Современная практическая военная психология, опыт реализации индивидуального подхода в воспитании воинов убедительно свидетельствуют, что командиру, безусловно, необходимо стремиться к всестороннему изучению и знанию каждого своего подчиненного, его индивидуальных особенностей, предрасположенности к учебе и службе, отношения к выполнению воинского долга, к себе, другим людям. Этот процесс называется диагностикой уровня развития личности воина. Опыт показывает, что одним методом диагностировать развитие личности военнослужащего невозможно; необходима система, которая включает методы непосредственного и опосредованного изучения индивидуальных особенностей человека.

Непосредственное изучение осуществляется в ходе наблюдения, индивидуальных собеседований и бесед, эксперимента, индивидуальной помощи и применения других методов. Опосредованное изучение реализуется в процессе анализа результатов деятельности, различных документов, переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где учился или работал воспитанник, обобщения независимых характеристик, применений биографического метода, анализа преимущественного отношения и др.

Эти и другие методы, ряд полезных рекомендаций по их применению в процессе изучения индивидуальных особенностей

- списки военнослужащих склонных к нарушениям воинской дисциплины, состоящих на психодинамическом наблюдении, воспитывающихся в неполных семьях (без родителей), с ослабленным здоровьем, испытывающих трудности в адаптации к условиям военной службы и во взаимоотношениях с сослуживцами, прибывших на пополнение в подразделение с дефицитом массы тела, переведенных из других воинских частей, прибывших из отпусков, командировок, лечебных учреждений, со сложным семейным положением, имевших до призыва правонарушения, приводы в милицию, допускавших немедицинское употребление наркотических веществ, злоупотреблявших алкоголем, не допущенных к несению боевой службы с оружием.

На основе знания индивидуальных особенностей воина командир прогнозирует его действия и поступки в различных условиях обстановки. Чем больше воспитатель знает о воспитаннике, тем точнее он может предвидеть пути и результаты его развития, варианты поведения, реакции в различных ситуациях. Одновременно глубокое и всестороннее знание индивидуальных особенностей подчиненного позволяет командиру проектировать его перспективы - определять направленность развития, пути воспитания (перевоспитания) и необходимые для этого способы достижения (меры педагогически целесообразного прямого и опосредованного воспитательного воздействий).

Собственно индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность разделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное воздействие предполагает своим объектом две основные стороны личности - внешнюю (деятельность, поведение, общение) и внутреннюю (духовно-нравственную). При этом цель непосредственного воспитательного воздействия во внешней сфере заключается в том, чтобы передать воспитуемому жизненный опыт воспитателей, их знания, навыки и умения поведения и общения. Цель непосредственного влияния во внутренней сфере состоит в том, чтобы создать взаимное расположение, симпатию между офицером-воспитателем и его подчиненными, наладить доверительный человеческий духовно-нравственный контакт, сформировать желание и стремление обмениваться мнениями, обсуждать различные проблемы, анализировать факты личной жизни, события в мире. В таком взаимодействии командиру легче изыскать средства и способы утверждения в воспитаннике нравственной устойчивости, оказания духовной поддержки, стимулировать его самосовершенствование.

Непосредственное взаимодействие командира с подчиненным проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, Воспитательная работа с человеком находится в прямой зависимости от авторитета воспитателя, уровня его педагогической культуры и методического мастерства. Грамотный, высоко подготовленный специалист, пользующийся авторитетом, способен наиболее эффективно реализовать свои воспитательные возможности в индивидуальной работе с личным составом. Искусство воспитателя проявляется и в умении в каждый конкретный момент обеспечить индивидуальное целесообразное воздействие на воина. К каждому человеку в индивидуальной работе должен быть свой подход, и каждый нуждается в личном общении с командиром, в его внимании и оценке, в его поддержке. Поэтому каждому воспитателю, безусловно, необходимо овладевать искусством индивидуальной работы с военнослужащими.

В целях профилактики негативных проявлений среди подчиненных офицерам подразделений необходимо:

а) постоянно вести предметное психолого-педагогическое наблюдение за подчиненными, глубоко и всесторонне изучать характер межличностных отношений, моральный климат в коллективе;

б) при выявлении военнослужащего с выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, отклоняющегося поведения, суицидальной мотивацией: провести беседу (разобраться в ситуации); оказать психологическую помощь (дать выговориться, отвлечь); сообщить заместителю командира роты по работе с личным составом; по согласованию с соответствующим должностным лицом заменить (если он в карауле, войсковом наряде, на боевом дежурстве и т. д.); организовать постоянное наблюдение за его поведением силами сержантов и актива; при необходимости с сопровождаю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...