Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики воспитания осанки

Управление процессом формирования и закрепле­ния навыка рациональной осанки, а также предупреждение и ис­правление возможных нарушений ее составляют один из сущест­венных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходится на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завер­шается с этими периодами, а должно продолжаться в течение всей жизни человека.

Хотя наследственность влияет в той или иной мере на тип осанки, главную роль в том, какая осанка будет характерна для индивида, играет приобретенный навык прямостояния наря­ду с качественными основами сохранения и регулирования позы. Поэтому первая задача в процессе вос­питания осанки заключается в формировании и последующем за­креплении навыка рациональной «основной стойки», благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и гибкость, а также способности поддерживать статиче­ское и динамическое равновесие.

На первом этапе формирования навыка правильной осанки не­обходимо создать достаточно ясное представление о ней и практически «прочувствовать» ее. Разуме­ется, такие упражнения не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми. О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью плакатов, лозунгов («Су­тулость—враг здоровья!»).

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечи­вающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке. Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой после­довательности: 1. Постановка стоп. 2. Полное разгибание ног в коленных суставах. 3. Разгибание в тазобедренных суставах и поясничном отделе. 4. Установка верхних звеньев тела.

Разнообразные эффективные средства воспитания осанки пре­доставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко приме­няются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, зна­чительная часть которых специально предназначена для этой цели. Немаловажную роль в систематическом закреплении на­выка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения, требования «гим­настического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений.

На этапах закрепления и совершенствования техники двига­тельных действий основными средствами яв­ляются целостные упражнения. Некоторые из них имеют особую ценность для совершенствования навы­ков рациональной осанки в усложненных услови­ях статического и динамического равновесия. В этой связи следует отметить упражнения в равновесии на умень­шенной опоре, упражнения типа жонглирования и такое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове.

Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприят­но влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении, упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно соче­тать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «вы­равнивающими» упражнениями.

Нестойкие нарушения осанки функционального характера сравнительно несложно устранить средствами физического воспи­тания. Решающее условие при этом — целесообразное построение процесса занятий физическими упражнениями в соответствии с принципами оптимального варьирования нагрузок и чередования их с отдыхом, а также оптимизация общего режима жизни в согласии с требованиями гигиены. Для коррекции же стойких аномалий осанки патологического характера требуется вмешательство врача и специалиста по лечебной физической культуре.

Формы занятий физическими упражнениями

Основы структуры занятий

Каждое отдельное, относительно завершенное заня­тие физическими упражнениями является звеном процесса физиче­ского воспитания. В целом занятия разнообразны—прогулки, ут­ренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские похо­ды, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономер­ностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспита­тельные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы заня­тий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является прежде всего активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ря­да относительно самостоятельных элементов: сами физические уп­ражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его про­ведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи еди­ной с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимаю­щихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической под­готовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно ре­шать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражне­ниями всегда придавалось большое значение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...