Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I Общие проблемы философии науки, техники и технологий




Введение

Мы все живем в технической реальности, плохо представляя себе ее устройство. Она окружает нас, защищает и обескураживает: техническая реальность открывает перед нами невиданные возможности, но и она же ограничивает нас невидимыми путами. Все вокруг пронизано искусственным. К счастью техническая реальность не единственное, что нас окружает. Мы также живем в природе. Многообразие ее стихий влияет на нас. Забывая о природе, мы вспоминаем, о ней, когда хотим отдохнуть от урбанистического комфорта, и озадачиваемся поиском дикого места, наполненного благами цивилизации: мобильной связью, беспроводным Интернетом, химической защитой от кровососущих и т.д. Техническая реальность не дает нам вырваться из своих цепких объятий, но мы и сами этого не хотим, да, по сути, и не можем. Глобальная проблема современного человечества заключается в том, какая форма или какое направление развития технической реальности обеспечит нам максимальный комфорт.

Во взаимодействии с ландшафтом осуществляется этногенез [44]. Внешним его проявлением будут многообразные ответы о том, что такое «комфорт», какими способами его можно и нельзя добиться от природы. Единой культуры пока не предвидится, хотя предпосылки для ее возникновения существуют. Пока же человечество, поголовно «выбравшее «Кока-

8-9

колу», не более чем убогое представление о технократическом рае, не применимое даже для США. Страх культурной глобализации поселился в умах тех из нас, кто надеется запретами сохранить собственное представление о национальной культуре заморозить культурное, государственной, социальное и этногенетическое развитие. Живое развитие языка и этноса приводит как к заимствованиям, так и к противопоставлениям. Если собственных, выработанных этносом ценностей нет, то гибель культуры, а вслед за ней и ее носителя становится неизбежной. Это общее утверждение. В частности, народ, не способный противопоставить Coca-Cola собственный квас или кумыс, обречен пить иноземное пойло. Если у этноса есть свои ценности – ему не страшна глобализация. Если страна производит пользующиеся в национальном масштабе продукты от космических кораблей до предметов питания, у нее есть шанс сохранить свою самобытность. Но вот страшна ли для культуры техническая реальность? И если она таит опасность, то в чем она заключается и как ее избежать? Ответить на эти вопросы я постараюсь в этой книге.

Техническая реальность неуклонно и безвозвратно трансформирует окружающую природу. В городах не осталось чистого воздуха, производимого на его территории. Недостаток живительной смеси газов приносит ветер. Этот пример экологического паразитизма городов широко известен. А вот встречный вопрос о том, что производился ли воздух в необходимом для людей количестве в традиционной деревне (для чистоты сравнения необходимо брать именно территорию населенного пункта, а не объединять ее с прилегающими лесами) для полноты картины не поднимается. «Экологическое противопоставление» города и деревни стало одним из популярных мифов. Наиболее ярко он про-3D-емонстрирован в бессмертном фильме Дж. Камерона о планете Пандора.

Уже давно осознана угроза исчерпания природных ресурсов. И далеко не вчера опасность разрушения окружающей среды начала вызывать страх. Еще Агрикола в XVI в.

9-10

указывал на существующее в его время недовольство последствиями горных разработок, т.е. технической реальностью [55. С. 259]. Мир техники получал оценки от «добра» (у Ф. Бэкона) [22], до «зла» (у Г.Ф. Юнгера) [164], в XIX в. его романтизировали, а во втор. пол. XX – нач. XXI в. ему предрекают неминуемую гибель.

Предпринимаемые ООН усилия по ограничению климатических последствий научно-технического прогресса широко известны.

Концепция «Устойчивого развития», равно как и любая другая последующая, принятая международным сообществом окажется действенным инструментом только в том случае, если она будет основана на фундаменте общего понимания системы взаимоотношений человечества и различных геосфер. Именно в этом месте техническая реальность располагается и расширяет свои границы, служа передаточным и связующим звеном между человечеством и природой. Если такого понимания не будет, то любые прогнозы и советы повиснут в мареве философских миражей, а самые благие намерения окажутся на службе политических и экономических интересов транснациональных корпораций, а то и просто будут удовлетворять амбиции писателей.

Для того чтобы не служить чужим интересам, а отстаивать насущные потребности, необходимо сознательно искать и создавать условия достижения такого состояния баланса между человеком (обществом) и окружающей его природой, которое, не будет в прогнозируемом будущем угрожать самому существованию нашего биологического вида. И обеспечит улучшения условий жизни для наибольшего числа жителей Земли. Как и все остальные страны, Россия не должна брать на себя роль благодетеля всего человечества. Мир настолько разнообразен, что рецепт всеобщего счастья невозможен, но учитывать последствия от улучшения жизни других необходимо. Весьма желательно, что бы эти последствия были благоприятны.

10-11

На пути реализации этих благих пожеланий стоит множество препятствий. Одно из них – малая разработанность философского обоснования совместной эволюции социума и геосфер. Работы, боящиеся одновременно затронуть и социальную, и геосферную проблематику, будут отвечать исключительно узкопрофессиональным целям по обслуживанию технической реальности. Это будет всегда описательная или аналитическая работа, несомненно полезная, но не дающая решения насущных задач современности.

Будучи частью биосферы люди развивают систему собственной организации. Выйдя в глубокой древности из природного состояния, эта организация продолжает эволюционировать. Она позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по осознанию потребности и последующую за этим работу по извлечению и переработке природных ресурсов. Трансформация природы идет одновременно с изменением системы социальных отношений. Все это в сумме формирует среду обитания нашего биологического вида и определяет техническую реальность. В рамках такого подхода общество описывается не как противостоящий природе феномен, а как часть системы, связывающей воедино эволюцию геосфер и социума. В этой системе наиболее заметной и привлекающей внимание является ее сердцевина – Великая Триада, состоящая из науки, техники и технологий. Но прежде чем начать изучать эту Триаду, предстоит долгий предварительный путь. Необходимо объяснить место Великой Триады в системе взаимодействия социума и геосферных оболочек. Ряд шагов в этом направлении предпринял Л.Н. Гумилев, но они требуют как критического отношения, так и ответов на поставленные этим ученым проблемы взаимодействия социума (этносферы в его терминологии), техники и природы (ландшафта). Предложенное в данной работе решение позволит развивать теорию социальной экологии на естественно-научном основании.

11-12

Глава I Общие проблемы философии науки, техники и технологий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...