Решение задач для аудиторной работы.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задача 1. Для проверки новой методики проведения психологического тренинга необходимы две группы, однородные по уровню интеллекта. Уровень интеллекта проверялся с помощью теста Айзенка. В двух группах больных были получены следующие результаты:
Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Являются ли группы однородными по данному показателю ()? Решение: Так как необходимо установить различия в степени однородности, выборки независимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, решим задачу с помощью критерия Фишера – Снедекора. 1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим числовые характеристики обеих выборок: , , , , . , , , , . 2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий. а) выдвигаем гипотезы: ; б) наблюдаемое значение критерия: ; в) по таблице критических точек находим ; г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем , генеральные дисперсии не равны. Значит, группы не являются однородными по данному показателю. Вывод: Группы не являются однородными по уровню интеллекта ().
Задача 3. Была разработана новая методика, направленная на развитие интеллекта у умственно отсталых больных. Уровень интеллекта проверялся с помощью теста Айзенка дважды – до обучения и после. Результаты приведены в таблице:
Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Можно ли утверждать, что данная методика повышает уровень интеллекта ()?
Решение: Так как выборки зависимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, решим задачу с помощью t – критерия Стьюдента для зависимых выборок. 1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим для всех столбцов таблицы.
Вычислим числовые характеристики выборки: , , , , , . 2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних. а) выдвигаем гипотезы: . В данном случае критерий имеет левостороннюю критическую область. б) наблюдаемое значение критерия: ; в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (односторонняя критическая область) находим ; г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем . Следовательно, достоверно меньше . Значит, при можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта. Вывод: При можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта. Задача 5. Была разработана новая методика, направленная на развитие интеллекта у умственно отсталых больных. Контрольную группу составили больные, обучение которых проводилось с помощью стандартной методики. В двух группах больных были получены следующие результаты:
Установлено, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Можно ли утверждать, что данная методика повышает уровень интеллекта ()? Решение: Так как выборки независимы, извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей, применим t-критерий Стьюдента для независимых выборок. 1 этап. Предварительная статистическая обработка данных. Вычислим числовые характеристики обеих выборок: , , , , . , , , , . 2 этап. Проверка гипотезы о равенстве генеральных дисперсий.
а) выдвигаем гипотезы: ; б) наблюдаемое значение критерия: ; в) по таблице критических точек находим ; г) , следовательно, нет оснований отвергать гипотезу , генеральные дисперсии равны. Значит, можно применять t-критерий Стьюдента. 3 этап. Проверим гипотезу о равенстве генеральных средних. а) выдвигаем гипотезы: . В данном случае критерий имеет левостороннюю критическую область. б) наблюдаемое значение критерия: ; в) по таблице критических точек распределения Стьюдента (односторонняя критическая область) находим ; г) , следовательно, гипотезу отвергаем, принимаем . Следовательно, достоверно меньше . Значит, при можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта. Вывод: При можно считать, что данная методика повышает уровень интеллекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|