Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Цивилизационные особенности России и ее хозяйственная культура




ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Наименование подготовки (специальность) 080100.62 Экономика

Квалификация (степень) выпускника бакалавриат

Форма обучения очная

 

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия экономической жизни» для студентов, обучающихся по специальности 080100.62, экономика, дневное отделение Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса.

Цель курса: сформировать у студентов систему знаний по основным направлениям философии экономической жизни; дать историческую ретроспективу наиболее значительных философских учений, учитывающих особенности духовной жизни и духовного содержания экономической жизни, начиная с глубокой древности и до наших дней; дать представление об особенностях философии и человеческой практики, показать, что философия экономической жизни - раздел философского знания, связанного с наличным бытием человека.

Задачи дисциплины состоят в том, чтобы формировать у студентов:

а) знания истории становления и развития экономической мысли в ее целостности и многообразии исторических форм с учетом особенностей философии как мировоззрения, знания и как способа жизнедеятельности людей; а также отработать знание философской терминологии, касающейся экономической жизни;

б) умений ориентироваться в разнообразии философских направлений, а так же использовать методологическую основу отдельных областей философского и экономического знания на практике;

в) навыки работы с философской литературой и работы на семинарских занятиях, навыки самостоятельного изложения, ранее изученных, философских концепций; а так же навыки определенного взаимодействия с внешним миром, в котором единство духовного и материального осуществляются посредством труда, потребления и производства, собственности.

Место курса среди других учебных дисциплин.

Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Философия экономической жизни» предназначен для студентов факультета Экономики и инвестикий, обучающихся по специальности «Экономика» и изучается в течение четвертого семестра второго курса. Изучение «Философии экономической жизни» осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как «Философия», «Культурология», «Социология».

Формы контроля. Изучение курса завершается проведением зачета, в ходе которого выявляется объём и качество усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач.

Тематический план изучения дисциплины

 

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (форма и часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные работы всего
  Взаимосвязь культурно-исторических традиций и хозяйственной культуры              
  Цивилизационные особенности России и ее хозяйственная культура              
  Особенности русского капитализма и предпринимательства в конце XVII - XVIII веках                
  Россия и Европа в философии западников и славянофилов            
  Цивилизационные особенности России в историософии Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева.              
  Христианский социализм Л.Н.Толстого              
  Экономика и хозяйство в философии всеединства              
  Философия собственности            
  Маржинализм как течение философской и экономической мысли            
  Постмодернистская трактовка общества и экономики            
  Социокультурные основы хозяйства России.              
  Глобализация: измерения глобализации            
  Итого:            

 

Содержание учебной программы дисциплины

Тема 1. Взаимосвязь культурно-исторических традиций и хозяйственной культуры

Цель изучения темы – показать, что основной вопрос исследований в философии - соотношение философии и жизни.

 

Задачи изучения темы:

1. выявить предмет и задачи философии экономической мысли, познакомиться с историей становления;

2. определить объект, предмет и методы философии экономической мысли;

3. выявить специфику взаимодействия природы как детерминанты культуры;

4. показать, что каждый народ достигает самосознания в рамках своей культуры, и этим он отличается от других народов.

Объем темы: 3 часа (1 час).

Содержание темы:

 

Предмет и задачи философии экономической жизни, история становления, объект, предмет и методы философии экономической жизни; Специфика взаимодействия природы как детерминанты культуры; Самодостаточность каждого народа, развития самосознания в рамках своей культуры, отличие от других народов.

Методы: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Литература: 1, 2, 4,

Вопросы для самопроверки:

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

Эссе, рефераты или доклады по теме:

 

Тема 2. Цивилизационные особенности России и ее хозяйственная культура

Цель изучения темы - сформировать представление об особенностях древнерусской культуры, взаимодействующей с Западом и Востоком, что определило ее специфику.

Задачи изучения темы:

1) показать, что «Русская правда» - сборник законодательных памятников, называемый Правдой Русской Ярослава Владимировича, который пополнялся в XII и XIII. Рассмотреть ее отделы.

2) познакомиться с историей принятия христианства, его влиянием для объединения общества;

3) выявить, что в XIV – XV господствовали три течения философско-богословской мысли, выходившие за рамки церкви: традиционное православие, исихазм и слабые ростки рационализма (ереси).

4) определить, что сущность нестяжательства - преобладание духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными.

Объем темы: 3 часа (1 час).

Содержание темы:

 

Становление этногенеза древних славян. Существование трех хозяйственно-технологических регионов – земледельческого, скотоводческого и промыслового (их образ жизни: оседлый, кочевой, бродячий).

Специфика Киевского и Новгородского периода. Особенность городовой области, город как управляющий и торговый центр.

Государственные доходы в Древней Руси

Первые книги на Руси, первое философское произведение, «Повесть временных лет». Илларион и его «Слово о законе и благодати». «Русская правда». Владимир Мономах (1053-1125). Его сочинение «Поучение сыновьям»

Становление централизованного государства в XIV – XV вв. Идея богоизбранного царства: историософия самодержавия. «Москва – Третий Рим». XV-XVI вв.: спор иосифлян (стяжателей) и нестяжателей, их отношение к монастырскому землевладению и церковной собственности.

Иван Грозный. И.Пересветов и его сочинения.

Торговые корпорации: купцы, гости, гостиная сотня

 

Методы: лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа.

Литература: 1, 2, 4, Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVII вв. В. 3 т., М., Весь мир, 2007..

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVIIвв. М., 1990.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

 

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Какова специфика цивилизации Древней Руси?
  2. Каковы истоки и основные идеи философской культуры на Руси?
  3. Каковы социокультурные особенности периода Московского царства XIV – XVII вв.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Историософское содержание концепции «Москва – Третий Рим».
  2. Сущность спора между стяжателями и нестяжателями
  3. «Попечение о православии, о бессмертных наших душах и часях смертных» - государственные цели Ивана Грозного.

Какие виды государственных доходов были с период Древней Руси? Прочтите и проанализируейте статьи в энциклопедии «Русское Хозяйство»:

«Государственные доходы в Древней Руси»;

 

Эссе, рефераты или доклады по теме:

  1. Проблема взаимосвязи религии и хозяйства на начальных этапах развития культуры.
  2. Полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского
  3. Образ государя в сочинениях Ивана Пересветова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...