Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовые формы предприятий




Тема: ТЕОРИЯ ФИРМЫ

 

Понятие фирмы

Классификации фирм

Организационно-правовые формы предприятий

Понятие производственной функции

Понятия краткосрочного и долгосрочного производственных периодов

Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукты фирмы

Закон убывающей предельной производительности

Производственный выбор в долгосрочном периоде. Понятие «производственной сетки»

Изокванта, ее свойства

Предельная норма технологического замещения

Понятие и классификация издержек

Издержки производства в краткосрочном периоде

Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Минимальный эффективный размер фирм

Минимизация издержек производства

Изокоста

Графическая интерпретация принципа минимизации издержек производства

Доход фирмы

Прибыль фирмы

Максимизация прибыли фирмой: два подхода

Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в краткосрочном периоде

Максимизация прибыли фирмой–совершенным конкурентом в долгосрочном периоде

Максимизация прибыли фирмой–несовершенным конкурентом

Краткие выводы

 

Понятие фирмы

Важнейшим субъектом рыночной экономики является фирма. Фирмы владеют одним или несколькими предприятиями (заводами, фабриками, шахтами, фермами и т.д.) и используют экономические ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

Структура фирм, под управлением которых находится сразу несколько предприятий, может быть горизонтальной, вертикальной и конгломератной.

Фирмы с горизонтальной структурой (горизонтальное объединение) включают предприятия, которые находятся на одной стадии воспроизводства (например, крупные сети магазинов розничной торговли). Фирмы с вертикальной структурой (вертикальные объединения) владеют предприятиями, находящимися на различных стадиях воспроизводственного процесса (например, крупные сталелитейные компании).

Некоторые фирмы являются конгломератами, так как состоят из предприятий, производящих продукцию, технологически не связанную между собою. Группы фирм, производящих однородную продукцию, образуют отрасль.

 

Классификации фирм

Существуют различные критерии классификации предприятий. Так, в зависимости от поставленной цели функционирования можно выделить коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческие фирмы стремятся максимизировать прибыль или, если это невозможно из-за сложившейся рыночной ситуации, минимизировать убыток.

Некоммерческие (или бесприбыльные) фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг (учреждения здравоохранения, образования, музеи, научно-исследовательские центры фундаментального профиля и т.д.).

С учётом форм собственности фирмы бывают государственными, частными и смешанными. Смешанные предприятия одновременно являются собственностью государства, с одной стороны, и физических и юридических лиц, с другой.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные предприятия. Капитал национальных фирм принадлежит предпринимателям данной страны. Иностранные предприятия считаются собственностью предпринимателей других стран. Совместные предприятия являются одновременно собственностью национальных и иностранных предпринимателей.

В зависимости от размеров фирмы бывают крупные, средние и мелкие. Крупные фирмы, благодаря своим размерам и монопольному положению на рынке, производят более дешёвую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.

Средние фирмы занимают промежуточное положение между крупными и мелкими предприятиями и по сравнению с первыми обладают меньшей стабильностью. В результате конкуренции средний бизнес либо перерастает в крупный, либо прекращает своё существование вообще.

Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, хорошо реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем, особенностью малого бизнеса является его нестабильность, так как ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают своё существование.

Организационно-правовые формы предприятий

Организационно-правовыми формами предприятий являются единоличное владение, партнёрство и корпорация (акционерное общество).

Единоличное владение — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который осуществляет управление ею, получает весь доход от её деятельности и по всем возникающим обязательствам несёт личную ответственность. Преимущества этой формы предпринимательской деятельности: возможность быстрой организации предприятия; сосредоточение получаемой прибыли в одних руках и возможность работы на себя, а не на третьих лиц. Среди недостатков индивидуальных предприятий можно выделить следующие: полная финансовая ответственность владельца единоличного предприятия, которая распространяется на всё имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.), ограниченность финансовых ресурсов и т.д. Единоличное владение является наиболее распространённой формой бизнеса в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.

Партнёрство (товарищество) — это предприятие, которое образуется путём объединения капиталов двух и более предпринимателей. Сумма паёв участников партнёрства фиксируется в паевом свидетельстве, она же даёт право на получение каждым из них части прибыли и право голоса на собрании предприятия. Партнёрства имеют следующие преимущества: их легко учредить, объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, использовать разделение труда в управлении.

Вместе с тем партнёрства имеют определённые недостатки.

Во-первых, финансовые ресурсы данной формы остаются ограниченными, несмотря на то, что превосходят возможности частных фирм.

Во-вторых, продолжительность функционирования партнёрства непредсказуема. Разногласия по вопросам определения целей и методов совместной работы, распределения доходов, смерть одного из партнёров или выход его из партнёрства могут привести к его распаду.

В-третьих, неограниченная ответственность, что означает ответственность каждого партнёра за результаты не только своих решений, но и за последствия действий других партнеров. Кроме того, при банкротстве фирмы члены партнёрства могут потерять значительно больше средств, чем каждый из них вложил в общее дело.

Некоторые проблемы товариществ с неограниченной ответственностью решаются путём создания партнёрств с ограниченной ответственностью и смешанных (коммандитных) партнёрств.

Члены партнёрств с ограниченной ответственностью при банкротстве фирмы рискуют только своим паем, вложенным в совместное дело. Смешанные партнёрства состоят из полных участников, которые руководят фирмой и полностью отвечают по всем её обязательствам, и вкладчиков, чья ответственность по обязательствам фирмы ограничена размером вклада (пая). В форме партнёрства организуются аудиторские фирмы, брокерские конторы, службы сферы услуг и т.п.

Корпорация (акционерное общество) — совокупность лиц, которые объединены для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Капитал корпораций формируется путём выпуска и продажи акций. Покупая ценные бумаги, акционеры становятся совладельцами фирмы и приобретают право на получение дохода и на участие в управлении ею. Доход корпорации как юридического лица облагается налогом с корпораций. Владельцы акционерного общества несут ограниченную ответственность по его долгам, определённую их вкладом в акции. Кроме того, они могут свободно продавать и покупать ценные бумаги по рыночной цене.

Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Акции открытых акционерных обществ свободно продаются на рынке, а акции закрытых обществ распределяются среди ограниченного круга лиц: членов трудового коллектива, учредителей предприятия, смежников.

К преимуществам корпораций относятся:

неограниченные возможности привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для ведения крупного производства;
ограниченная ответственность акционеров, которые в случае банкротства предприятия теряют только суммы, вложенные в акции;

 

стабильность функционирования корпорации, когда выбытие из общества отдельных акционеров не ведёт к его закрытию;
привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций.

Недостатки корпоративной формы предпринимательской деятельности следующие:

организация и ликвидация акционерных обществ требует высоких затрат (по сравнению с созданием и ликвидацией малых предприятий);
наёмные менеджеры могут преследовать свои узкокорыстные интересы, не всегда соответствующие интересам акционеров и фирмы в целом;

 

существует двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов: сначала как часть прибыли предприятия, а затем как часть личного дохода владельца акции.

Есть и другие недостатки корпорации, но, в целом, их преимущества перевешивают их недостатки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...