Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Методические рекомендации для преподавателей




Требования к Разработке и оформлению методических рекомендаций к лекционным, практическим,

Лабораторным и семинарским занятиям

По дисциплине

 

Г. Ростов-на-Дону, 2017

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации (МР) представляют собой описание последовательности этапов занятия в содержательном и организационном плане.

1.2. Методические рекомендации лекционных, практических (семинарских, лабораторных) занятий являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплины и должны обеспечивать преподавание дисциплины, в соответствии ФГОС и учебным планом.

1.3. МР разрабатываются наиболее опытными преподавателями кафедры и должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение необходимых сведений, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, различных форм его организации.

1.4. МР должны быть разработаны и одобрены на заседании кафедры до начала преподавания дисциплины. В процессе первого года их применения в учебном процессе (апробации) в них вносятся изменения и дополнения, о чем свидетельствуют записи в листе изменений. МР утверждаются в составе УМК дисциплины после апробации.

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИЯМ

 

2.1. Основная дидактическая цель лекции — обеспечение ориентировочной основы для дальнейшего усвоения учебного материала.

Дидактические принципы лекции:

- принцип научности ( предполагает воспитание диалектического подхода к изучаемым предметам и явлениям, диалектического мышления, формирование правильных представлений, научных понятий и умения точно выразить их в опреде­лениях и терминах, принятых в науке);

- принцип связи теории с практикой (выражается в раскрытии связи теоретических законо­мерностей и знаний с их практическим применением);

- принцип систематичности и последовательности (выражается в построении логической моде­ли лекции с выделением опорных пунктов, правильном соотношении теоретического и фактического материала, в гармонии структурных составных частей (вступ­ление, основная часть, заключение), четком выделении центральных идей, формулировке выводов, установлении связей с дру­гими предметами, взаимосвязи понятий и тем, индук­тивного и дедуктивного способов изложения).

2.2. Функции лекции:

Информационная функция – лекция знакомит студента с логично структурированным основным содержанием учебной темы через раскрытие научных фактов и явлений, основных положений и выводов, законов и закономерностей в их последовательной доказательности.

Ориентирующая функция – лекция управляет профессионально-мотивационной направленностью студентов через отбор основных источников содержания, анализ различных научных школ и теорий.

Методологическая функция – преподаватель руководит научным мышлением студента через раскрытие методов исследования, сравнение и сопоставление принципов, предпосылок, подходов и приемом научного поиска; формирует понятийный аппарат студента.

Управляющая функция – проявляется в педагогическом руководстве процессом познания, активизацией мыслительной деятельности студентов, развитием их восприятия и памяти.

Увлекающая (воодушевляющая) функция – лекция формирует у студента эмоционально-оценочное отношение к предмету изучения, внутреннюю мотивацию на познание предъявляемого объема сведений.

 

2.3. Структура методических рекомендаций к лекциям (МРЛ):

 

1) титульный лист;

2) методические рекомендации к лекциям:

- название лекции (тема),

- вид лекции,

- формируемые компетенции,

- цели лекции,

- время лекции,

- оснащение лекции,

- план лекции.

2.3.1. Правила оформления титульного листа методических рекомендаций к лекциям:

Лицевая сторона титульного листа МРЛ оформляется в соответствии с приложением 1. Титульный лист оформляется один на весь комплекс лекций. Для идентификации листов МРЛ рекомендуется использовать колонтитулы с информаций о дисциплине, названии лекции, факультете и т.п.

 

Название лекции (тема)

Название лекции и ее порядковый номер должны совпадать с указанными в п. 6 РП.

Вид лекции

Указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д. – приложение 2).

Формируемые компетенции

Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции. Формулировка компетенций должна совпадать с указанной в п. 3 РП.

Учебные цели

Указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе. Содержание целей должно соответствовать целям, представленным в п.3 РП.

Время лекции

Указывается продолжительность лекции в минутах. Количество указанного времени должно совпадать с указанным в п. 6 РП.

Оснащение лекции

Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение лекции в соответствии с ресурсами, заявленным в п. 12 РП.

План лекции

Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. План лекции необходимо представить в таблице.

Название этапа Описание этапа Педагогическая цель этапа Время этапа
         
         

 

Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный – последний.

Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержаниялекции, которые должны соответствовать содержанию п. 5.1 РП.

Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, объясняет, выделяет и т.п.

Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала.

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...