Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самопроверки. Список литературы. Глава 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. С какого периода в российское право был включен институт несостоятельности?

2. В чем состоят отличия понятий «должник», «несостоятельный должник» и «банкрот»?

3. В чем заключаются отличия понятия «банкротство» с юридической, финансовой и экономической точек зрения?

4. Какие виды банкротства Вы знаете и в чем состоят их отличия?

5. Российское законодательство о несостоятельности: историческое развитие и современное состояние.

6. Охарактеризуйте банкротство с юридической точки зрения.

7. Изложите финансовую точку зрения на процедуру банкротства.

8. Охарактеризуйте банкротство с экономической точки зрения.

9. Какие существуют подходы к определению несостоятельности должника?

10.  Дайте краткую характеристику Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

11.  Перечислите субъекты, к которым нормы о банкротстве применяются на общих основаниях.

12.  Назовите субъекты, к которым применяются особые правила банкротства.

13.  Укажите субъекты, изъятые из-под действия законодательства о банкротстве; целесообразность изменения их количества.

14.  Назовите признаки несостоятельности (банкротства) как приемы выражения в тексте правового акта критериев несостоятельности.

15.  Какой нормативный акт регулирует правоотношения в области несостоятельности предприятий в России в настоящее время?

16.  Что включается, а что не включается в понятие «денежное обязательство» при определении признаков банкротства?

17.  Какие признаки несостоятельности определены законом для юридических лиц?

18.  С чего начинается судебная процедура о банкротстве предприятия?

19.  Какие группы мер, принимаемые к предприятиям-банкротам (согласно действующему законодательству), Вы знаете?

Список литературы

Нормативные правовые акты и нормативные документы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) // Российская газета. 21. 01. 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14-ФЗ.

4. . Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 № 95-ФЗ.

5. Федеральный закон от 26. 10. 2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

6. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В. В. Залесского. М. : Юринформцентр, 2009. С. 147.

 

Основная литература:

1. Балдин К. В., Быстров О. Ф., Рукосуев А. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень: учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и K », 2010.

2. Буга А. В. Куприн А. А. Финансовый менеджмент на предприятие в состояние банкротства: учеб. пособие. СПб. : СЗАГС (филиал г. Сосновый Бор): Астерион, 2010.

3. Зуб А. Т., Панина Е. М. Антикризисное управление организацией: учеб. пособие. М. : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2007.

4. Куприн А. А., Буга А. В., Самодуров А. А. Управление экономической безопасностью организации: монография. СПб. : Речь, 2010.

5. Коротков Э. М. Антикризисное управление: учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / под ред. Э. М. Короткова. М. : ИНФРА-М, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Бобылёва А. З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: учеб. пособие. М. : Дело, 2006.

2. Белых В. С., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М. : Норма, 2008.

3. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. -практ. пособие. М. : Волтерс Клувер, 2011.

4. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография / С. Е. Кован. М. : из-во ИНФРА-М, 2011.

5. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., доп. и перераб. Минск: ООО «Новое знание», 2009. 688 с.

6. Юн Г. Б. Методология антикризисного управления: учебн. -практ. Пособие / Г. Б. Юн. М. : Дело, 2004.

Глава 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах

5. 1. Зарубежный опыт функций правительственных учреждений с обязанностями контроля по вопросам банкротства в странах с развитой рыночной экономикой

 

Как показывает практика большинства зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др. )[90], одним из ключевых, элементов современной системы несостоятельности является наличие специального правительственного учреждения с конкретными обязанностями по вопросам банкротства, способного контролировать действия законодательства и представлять соответствующие рекомендации относительно действий правительства в данной области (другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе).

Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству зарубежных стран (рис. 15). Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом. Вместе с тем, государственные органы по банкротству многих стран имеют свои специфические особенности. Так, государственные органы по банкротству стран Европейского союза обладают полномочиями подавать в Суд Европейского союза запросы относительно постановлений этого суда о толковании положений Европейской конвенции по банкротству.

В Австралии государственным органом по банкротству является государственная комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:

¾ анализировать финансовое состояние предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности;

¾ обеспечивать адекватность информации о должнике;

¾ делать заключения о мере ответственности директората за доведение предприятия до банкротства;

¾ дисквалифицировать виновных директоров самостоятельно либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

 

Функции органов по банкротству
Разработка законодательства по банкротству и выступление в этой сфере с законодательной инициативой
Сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности
Сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве
Выработка рекомендаций Правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности
Организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству
Разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих
Консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству
Осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами
соблюдение профессионально-этического кодекса
отчетность по выявленным активам
соответствующее и своевременное инвестирование денежныхпоступлений
соответствующее распределение средств от реализации активов
правильное признание исков
сохранение или аннулирование бухгалтерской отчетности, утверждаемое   судом  
получение вознаграждения строго в соответствии с утвержденной шкалой и правилами его одобрения
Обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы
Контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, представляемой судам
Контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров
Защита интересов общества путем выявления серьезных нарушений в управлении предприятиями (например, подлога с инвестиционными средствами, манипуляций с акциями на бирже, незаконном отчуждении активов, ведении аморального или бесчестного бизнеса) и вмешательства в дела таких предприятий вплоть до возбуждения в судах дел об их банкротстве
Защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности

 

 


Рис. 15. Функции органов по банкротству в зарубежных странах

 

В Великобритании роль государственного органа по банкротству выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности.

Эта служба насчитывает 1 800 постоянных сотрудников[91], а ее функции таковы:

¾  лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи лицензий специалистам по банкротству и за соответствием деятельности арбитражных и конкурсных управляющих профессионально-этическому кодексу и законодательству о банкротстве;

¾ получение статистических данных от судов и от назначенных арбитражных и конкурсных управляющих для составления базы данных не только по количеству и отраслевой принадлежности банкротств, но также по результатам решения дел о банкротстве — с тем, чтобы решения, которые будут приниматься в будущем, были лучше обоснованы и подкреплены соответствующей информацией;

¾ осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;

¾ выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;

¾ выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;

¾ проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;

¾ предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;

¾ добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества; на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании (несколько сотен в год);

¾ после каждого случая банкротства затребовать и получать от конкурсного управляющего отчет о деятельности прежних руководителей предприятия-должника; в случае выявления злоупотреблений и злостной некомпетентности обращаться в суд о дисквалификации такого директора на срок до 15 лет;

¾ возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.

В Канаде существует специализированный государственный орган по делам о банкротстве — Институт суперинтендантов по несостоятельности. Он подчинен правительству страны.

В компетенцию этого органа входят:

¾ законодательная инициатива по вопросам несостоятельности;

¾ обобщение опыта и практики банкротств в стране;

¾ разработка и контроль соблюдения единого профессионального стандарта арбитражных и конкурсных управляющих;

¾ лицензирование, контроль деятельности и отзыв лицензий у специалистов по банкротству;

¾ возбуждение дел о банкротстве в судах.

Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки, где с 1934 г. роль государственного органа по банкротству стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США.

С 1938 г. ее функции, зафиксированные в Законе о банкротстве:

¾ выступать в качестве эксперта-консультанта судов по банкротству;

¾ быть стороной в судопроизводстве по делам о банкротстве с правом давать обязательные заключения по планам реорганизации несостоятельных предприятий;

¾ рекомендовать судам по банкротству кандидатуры независимых внешних управляющих.

Спустя 40 лет, в 1978 г., уже в местном реформированном Законе о банкротстве у КБЦБ появилось дополнительно три функции:

1) выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве: в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;

2) контролировать и обеспечивать адекватность, заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;

3) возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.

В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи.

В 1983 г., в дополнение к КБЦБ как к Государственному органу по банкротству, в США появились Государственные федеральные конкурсные управляющие, задачи которых, среди прочего, состоят в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства[92].

Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и с органами судебного исполнения, который состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции.

Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности и банкротства субъектов хозяйствования и полномочия его таковы[93]:

¾ выработка и контроль осуществления государственной политики в области банкротств;

¾ консультирование судов, занимающихся процедурами несостоятельности;

¾ подготовка, лицензирование, консультирование конкурсных управляющих;

¾ осуществление функций конкурсных управляющих в случае банкротства предприятия с малыми активами;

¾ консультирование кредиторов при осуществлении процедур банкротства;

¾ контроль уровня оплаты конкурсных управляющих; доплата за услуги этих специалистов — в случае недостатков ресурсов у предприятия-должника;

¾ контроль соблюдения интересов обеспеченных кредиторов;

¾ осуществление публикаций о признании предприятий банкротами.

Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в табл. 8.

 

Таблица 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...