Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление исходного уровня развития словообразования детей старшего дошкольного возраста




 

В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования использовали следующие формулы [24]:

) на основе побалльной оценки, коэффициент выполнения заданий вычисляется по формуле К=(х: у), где х - сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у - максимальное количество баллов при выполнении данных заданий.

) на основе подсчёта правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (%) по формуле: У=(N1 100):N, где N1-количество правильно выполненных заданий, N- общее количество заданий.

Таким образом, полученные результаты позволят определить уровень сформированности словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.

Контрольная группа (КГ):

. Артем С.

2. Даша Л.

.   Елизавета М.

.   Женя Т.

.   Илона Р.

.   Саша К.

.   Саша Б.

.   София Н.

.   Ксения К.

.   Игорь А.

.   Артур Б.

.   Лев М.

.   Игорь С.

.   Женя Б.

.   Юля А.

У детей контрольной группы (в отличие от их сверстников экспериментальной группы), речевое развитие соответствует норме. Сформирована фразовая, монологическая и диалогическая речь. Дошкольники обладают богатым словарем, соответствующим нормальному речевому развитию.

У них хорошо развито словесно-логическое мышление и аналитико-синтетическая деятельность, уравновешены процессы торможения и возбуждения. Внимание устойчиво, наблюдается высокая работоспособность. Дети с желанием шли на контакт.

Экспериментальная группа (ЭГ):

. Саша Ф.

2. Сергей Е.

.   Анаит М.

.   Кристина П.

.   Женя Г.

.   Эльвина Т.

.   Марина Д.

.   Миша Г.

.   Артем А.

.   Игорь Я.

.   Аня Е.

.   Юля М.

.   Сергей Д.

.   Наташа З.

.   Ксения Л.

Анализ анамнестических данных детей с ОНР экспериментальной группы отличается разнообразием. Появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет. Также на развитие речи повлияли различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития (токсикозы наблюдались практически у всех матерей), ППЦНС, ВУИ (в одном случае),асфиксия новорожденных (у 3 детей), недоношенность, привлекшие к органическому поражению головного мозга, тяжело протекающие детские болезни (1 ребёнок болел менингитом), все дети часто болели соматическими заболеваниями. У детей с ОНР отмечается замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. У детей нарушена как произвольная, так и непроизвольная память. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Нарушена концентрация внимания, ограниченный объем внимания, наблюдаются «персеверации» внимания, выражающиеся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. В ходе наблюдения за детьми были отмечены отклонения в эмоционально-волевой сфере.

Результаты констатирующего эксперимента приведены ниже в таблицах № 1 и №2.

 

Таблица № 1. Результаты уровня сформированности словообразования у детей в КГ

Имя Ф. Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Артем С. 14 5 5 5 5
Даша Л. 15 4 4 5 5
Лиза М. 12 4 5 4 5
Женя Т. 15 5 5 5 5
Илона Р. 11 5 4 5 4
Саша К. 13 4 4 2 2
Саша Б. 13 4 4 2 4
София Н. 15 4 5 4 5
Ксения К. 10 3 4 5 5
Игорь А. 13 4 4 5 5
Артур Б. 12 4 5 4 5
Лев М. 15 4 5 4 4
Игорь С. 14 5 4 4 4
Женя Б. 11 5 5 5 4
Юля А. 11 4 5 5 5

 

Таблица № 2. Результаты уровня сформированности словообразования у детей в ЭГ

Имя Ф. Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5
Саша Ф. 8 3 3 2 2
Сергей Е. 5 2 2 3 0
Анаит М. 8 2 2 4 1
Кристина П. 7 2 2 3 2
Женя Г. 5 1 2 2 0
Эльвина Т. 3 0 1 2 0
Марина Д. 4 1 2 3 1
Миша Г. 6 2 3 2 1
Артем А. 5 1 2 1 0
Игорь Я. 7 2 4 2 1
Аня Е. 5 2 2 0 0
Юля М. 11 2 2 3 2
Сергей Д. 8 1 2 2 0
Наташа З. 10 2 2 2 0
Ксения Л. 6 2 2 1 0

 

Таблица № 3. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 1 в КГ и ЭК

Группы испытуемых Кол-во правильных ответов % Количество ошибок %
Контрольная группа 86,2 % 13,8 %
Экспериментальная группа 43,5 % 56,5 %

Таблица № 4. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 2 в КГ и ЭК

Группы испытуемых Кол-во правильных ответов % Количество ошибок %
Контрольная группа 85,3 % 14,7 %
Экспериментальная группа 33,3 % 66,7 %

 

Таблица № 5. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 3 в КГ и ЭК

Группы испытуемых Кол-во правильных ответов % Количество ошибок %
Контрольная группа 90,6 % 9,4 %
Экспериментальная группа 44,0 % 56,0 %

 

Таблица № 6. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 4 в КГ и ЭК

Группы испытуемых Кол-во правильных ответов % Количество ошибок %
Контрольная группа 85,3 % 14,7 %
Экспериментальная группа 42,6 % 57,4 %

 

Таблица № 7. Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок при выполнении задания № 4 в КГ и ЭК

Группы испытуемых Кол-во правильных ответов % Количество ошибок %
Контрольная группа 89,3 % 10,7 %
Экспериментальная группа 26,6 % 73,4 %

 

Таблица № 8. Количество правильных ответов при выполнении всех заданий (%).


 

заключение

 

Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о наличии различных особенностей детского словообразования в разные периоды дошкольного детства. Теоретической и методологической основой является выдвинутое Л.С. Выготским, положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о четырех уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, исследования А.Н. Гвоздева и сотрудниками института коррекционной педагогики, результаты которых подтверждают гипотезу о том, что на протекание интеллектуальных процессов и на их развитие у детей с ОНР отрицательно влияют слабая работоспособность и нарушение предметно-практической деятельности, а также недостаточное развитие непосредственно познавательной деятельности.

Поскольку дети с нарушениями речи овладевают системой языка медленно и своеобразно, то важной задачей является выявление особенностей словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР.

Проведённый анализ по проблеме формирования навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня позволяет утверждать, что овладение словообразованием у них находится на низком для этого возраста уровне.

Дети хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике.

Типология словообразовательных ошибок указывает на трудности, возникающие у дошкольников с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы. Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и речевого развития в целом.

Низкая степень овладения семантикой производных слов, а также способами и средствами их образования позволяет сделать вывод о том, что отставание касается не только развития устной речи дошкольников с ОНР, её лексической стороны, но и в будущем усвоения школьной программы, овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками.

В связи с выявленными особенностями формирования процессов словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня важным и значимым является своевременная организация коррекционно-логопедической работы.

Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод, что овладение словообразованием дошкольниками с ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в словообразовании.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.

. Вершинина О.М. «Особенности словообразования у детей с ОНР 3 уровня». Логопед. Научно-методический журнал 2004, №1 с.34

. Виноградов В.В. Современный русский язык. - М., «Русский язык», 2001. - 36 -41.

. Гайко С.Н. «Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи» Дошкольная педагогика №1(28) /Январь Февраль/ 2006 Петербургский научно-практический журнал. С.33-35.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС».

. Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина А.М. и др. Пособие для самостоятельной работы студентов по логопедии: Учебное пособие. СПб.: 2005. 232с.

. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: «Союз», 1999.

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224с.

. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с.

. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.

. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: В.Секачев, 2005.

. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256с.

.Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2005 - 144с.- (Коррекционная педагогика)

.Туманова Т.В. «Овладение семантикой производных слов младшими школьниками с недоразвитием речи». Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал №1 2005, с.21. «СОЮЗ», 2005

.Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2005г. 144стр.

.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 56 с.

.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 224с. Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников». Дети с проблемами в развитии. Научно-практический журнал №1 2004, с.5. «СОЮЗ» 2004.

.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 1999.

.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.

.Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. - М. 1999

.Лурии А.Р. Язык и сознание /Под ред. Е.Д. Холиской Ростов-на-Дону, Феликс, 1998

.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. -СПб: «Детство-Пресс», 2004

.Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты словообразования.

. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи //Психолингвистика и современная логопедия /Под ред. Л.Б. Халиловой. - М.,1997.

. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.

. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование. - М., 1965.

. Кулеша. Освоение предметных действий детьми. «Дефектология», 1989

. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование грамматического строя). - Спб., 2001.

. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968.

. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. -М., 1983.

. Логопедия // Ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М., ВЛАДОС, 1998.

. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., Аквариум, 1995.

. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.

. Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., Айрис-Пресс, 2003.

. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о детской игре. -М., 1982г.

. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., Просвещение, 1991.

. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академиа, 1998.

. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1978.

. Немов Р.С. Психология в трех книгах. Кн. 2. Психология образования. -М., Просвещение, 1995. С. 160-161

. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, «Гринго», 1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...