Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в лингвистических словарях разного типа




СОВРЕМЕННЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДОля, -и, род. мн. – ей, ж. 1.Часть целого. Делить на равные доли. □ <…>Правое лёгкое состоит из трёх долей… - зубрил Клочков. Чехов, Анюта. ║ То, что приходится на каждого участника при распределении, разделе чего-л. Разделили на три равные части все деньги… я получил свою долю. Морозов, Повести моей жизни. <…> ║ То, что вносится каждым участником в общее дело, предприятие и т. п., а также право на участие в них. – Я жалованье своё на государственное просвещение да на погорелых жителей Казани пожертвовал. – Вишь ты! Так это ты Казань-то обстроил? батюшка? – Ну да, и моя там есть доля, - отвечал Фома. Достоевский, Село Степанчиково. 2. Участь, судьба. Счастливая доля. Женская доля. □ И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. Н.Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. <…>Прост. Счастье, удача. Эх-ма! не далось мене таланта да доли! когда ж пропадёшь ты, худое житьё? И. Никитин, Порча. 3. Русская мера веса, равная 44 мг, применявшаяся до введения метрической системы. ◊ Львиная доля см. львиный. Быть в доле; войти в долю; принять в долю – об участии в каком-л. деле, предприятии. На долю чью или кому (выпасть, прийтись, достаться) сложиться тем или иным для кого-л., оказаться неизбежным для кого-л.
  ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ ДОля, ж. часть, дробь, участок, пай, надел; жребий, участь, судьба, рок. мне досталась меньшая доля наследства. Я с ним в доле, торгуем вместе. Наша доля – Божья воля. <…> Слава Богу, не без доли: хлеба нету, так дети есть! <…> Своя волюшка доводит до горькой долюшки. ║ В весе золота и серебра часть золотника. ║ Твр. стар.четыре крестьянские тягла, или шеста. Дольны, к доле относящийся, доли целого представляющий (см. также дол). Дольник, м. пайщик, участник в обороте, дележе.║ Кал. приёмыш со всеми правами наследства. Дольщик м. Ниж. пайщик. Долить,делить на части доли, паи, участки. Долиться, делиться, дробиться. Имения по наследству долятся до нету.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДОля.Кроме русск. яз., известно в укр. и польск. яз. Образовано с помощью суф. -j- от той же основы, что и д елить (см.).
СИНОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Доля, пай, часть. То, что вносится каждым участником в общее дело, предприятие и т. п., или то, что приходится на каждого участника при распределении, разделе и т. д. Доля является наиболее употребительным словом; часть употр. в этом значении реже; пай употр. главным образом в тех случаях, когда речь идёт об участии в каком-л. коммерческом, промышленном предприятии.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДОля.◊ Моя, твоя, егои т. п.доля. – Разделили на три равные части все деньги… я получил свою долю. Н.Морозов ◊ Пятая, десятая, сотаяи т. п.доля чего-л. – Хотел объехать целый свет, /И не объехал сотой доли. Грибоедов. ◊ В восьмую, четвёртуюи т. п.долю листа – о формате книги, рукописи. Желаю я, чтобы означенная рукопись была напечатана в 8-ю долю листа, такого же формата, как свод Законов. Пушкин. ◊ Быть в доле, входить/войти в долю – Аксинья вошла в долю с с Хрымиными, и их фабрика теперь называется так: Хрымины Младшие и К. А.П.Чехов ◊ Из доли работать, убирать и т. п. (устар.) – за известную часть натурального дохода. – Тогда Левин поехал туда сам и распорядился убирать луга частично наймом, частию из доли. Л.Н.Толстой. ◊ Есть доля правды, истины и т. п. – о том, что не лишено достоверности, истинности. – Отзыв его о личности самого сочинителя слишком строг, хотя и в нём есть доля истины. Гранин. ◊Львиная доля – см. львиный ◊ На долю кого-л., чью-л. (доставаться, выпадать и т. п.) – Мне выпало на долю это смотрительство, в котором я окончательно должен погрязнуть и задохнуться. Писемский. ◊ На свою долю (брать, принимать и т. п.) – на себя, на свою ответственность. – В великий 1812 год…взял на свою долю все невзгоды отступления, всю ответственность за неизбежные уроны. Пушкин.
СЛОВАРЬ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ ДОля, род. доли, мн. доли, род. долей, ж. 1. Часть чего-л.; то, что вносится каждым участником в общее дело, или то, что приходится на каждого участника при разделе. Большая, (не)малая, ничтожная, значительная, большая, меньшая, десятая, сотая, тысячная, моя, его…доля; равные, одинаковые…доли. [Какая-л.] доля чего: ~доходов, прибыли, расходов, затрат, наследства, добычи, какой-л. суммы, истины, правды, забот, труда, целого, секунды… Величина, размер…доли. Составлять…какую-л. долю чего-л.; взять, получить, внести, требовать, предложить…[какую-л.] долючего-л. лишиться, требовать, просить…какой-л. доличего-л. Владеть, пользоваться… какой-л. долей чего-л. На доли (разделить что-л. ~…). Начью-л. долю(~приходится что-л., ~досталось что-л…) Отсвоей доли[чего-л.] (отказаться ~…). Чья-л. доля составляет сколько-л. единиц чего-л….; какая-л. доля чего-л. принадлежит кому-л., досталась кому-л…. ● В этом есть немалая доля истины. Разделите пирог на равные доли, чтобы никому из детей не было обидно. Он получил по завещанию свою долю наследства. 2. Судьба, участь. Счастливая, несчастная, [не]завидная, печальная, плохая, горькая, злая, тяжёлая, нелёгкая, женская, такая, моя, его…доля. Выбрать [себе]… какую-л. долю. [Не] желать кому-л., избежать…какой-л. доли. Завидовать чьей-л. доле. Быть [не]довольным… своей долей. Начью долю (~ выпало что-л., ~ досталось что-л….); насвою долю(жаловаться ~ …). Какая-л. долядосталась кому-л., суждена кому-л., выпала кому-л…. ● Плохая им досталась доля; немногие вернулись с поля (Лермонтов).  
     

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение № 1

Укажите заимствованные слова, в которых перед гласным [э] произносится твёрдый согласный. Подчеркните этот согласный. Обозначьте в каждом слове ударение.

Агрессия, адекватный, академик, антитеза, атеист, ателье, аутсайдер,   бактерия, бартер, бизнес, бутерброд, берет, газета, гейзер, дебаты, дебют, девальвация, декада, деканат, депонент, дефицит, кабаре, кибернетика, кодекс, компьютер, компетентный, коктейль, конгресс, гипотеза, декан, музей, пионер, претензия, фанера, энергия.

Упражнение № 2

Образуйте формы повелительного наклонения ед. ч. Обозначьте в них ударение.

Выбросить, вылезать, вылезти,   лечь, ездить, ехать, ложиться, раскроить, положить,   хотеть, мочь, закончить.

Упражнение № 3

На какой слог падает ударение в кратких формах множественного числа?

С помощью орфоэпического словаря укажите формы с вариативным ударением.

Бледны, близки, голодны,   дороги, веселы, жирны, разнесены, приведены, тесны, дружны, густы, холодны.  

Упражнение № 4

Выпишите глагольные формы м. р. в три столбика по следующему принципу:

а) с ударением на первом слоге; б) с ударением на втором слоге; в) с вариативным ударением.

Донял, понял, занял, запер,   принял, дожил, допил, начал,   проклял, поднял, продал, прожил,   подал, отбыл, нанял, отнял,   задал, нажил, пролил, раздал – роздал.

Упражнение № 5

Какого типа ошибки допущены в следующих словосочетаниях?

Каковы, на ваш взгляд, причины этих ошибок?

Осилить рубеж, жадность к власти, идея о познании, дешёвые цены, сыскать уважение, сыскать дорогу домой, этому свидетельствуют, предоставить отчёт, вырастающее поколение, работать на благо всем, раздирает жалость, демонстративный материал.

Упражнение № 6

Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.

Негодовать (на кого? что?); негодовать (против кого? чего?); невыгодный (для кого? чего?); невыгодный (кому? чему?); настроиться (на что?); настроиться (против кого? чего?); консультироваться (с кем?); консультироваться (у кого?).  

Упражнение № 7 [†]

Составьте предложения, употребив разные управляемые предложно-падежные формы существительных. Особо отметьте вариативные (синонимичные) случаи падежного управления.

I. II. Наблюдать (кого? что?); наблюдать (за кем? чем?); наблюдать (над кем? чем?); напроситься (на что?); Напроситься (в кого? что?); негодный (для кого? чего?); негодный (к чему?); негодный (на что?); вспомнить (что?); вспомнить (о чём?); вслед (кому? чему?); вслед (за кем? за чем?); гарантия (чего?); гарантия (от чего?); гордость (за кого? что?); гордость (кем? чем?); готов (к чему?);готов (на что?); контроль (за кем? чем?); контроль (чего?). встреча (с кем?); встреча (между кем?); закон (чего?); закон (о чём?).

Упражнение № 8

На какой слог падает ударение в следующих существительных?

Металлургия, драматургия, бухгалтерия, инженерия,   патология, гастрономия, филармония, кулинария, агрономия, аномалия, идиллия, синонимия, семинария, симметрия, диоптрия, рефлексия,   полифония, патриархия, пандемия, наркомания.

Упражнение № 9

Укажите и прокомментируйте расхождение между написанием и произношением сочетаний согласных в следующих словах.

Безжалостный, бесчувственный, бесшумный, предпраздничный, визжать, дрожжи, дождь, жужжать, отцовский, совестливый, подписчик, скворечник, сжечь, лёгкого, частник, конечно, чувствовать, шестнадцать, расчистить, прихвастнуть.

Упражнение № 10

Твёрдо или мягко произносятся в данных словах выделенные согласные?

Пенсия, жизнь, казнь, карьеризм, праздник, венчание, везде, бантик, стена, тряпки, дверь, вверх, толстяк, злить, вместе, снять, разбить, разве.

Упражнение № 11

Правильно произнесите аббревиатуры. Расшифруйте их.

СНГ, МЧС, ДТП, США, ВПК, МВФ, МРОТ, ОТК, РФ, ЕС, ЗАГС, МКАД, УКВ, СМУ, ОРТ, ВГТРК, НТВ, СТС, ОВИР, ОПЕК.

Упражнение № 12

Укажите ударный слог в формах косвенных падежей существительных и в форме Имен. падежа ед. числа.

Петлями, серпом, чертами, меньшинствами, телемоста, по радиоволнам, волков, шарфа, каталога промысла, хлопот, со сватами, на приобретение, в коллежде, раз в квартал, в стенах, с деньгами, стебля, осужденному, по протоколу, инструменту, гражданству, с ненавистью, тортов.
       

Упражнение № 13

Объясните ошибки, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота. Отредактируйте предложения.

1. Мой рассказ будет не полным, не упомянув о поездке в Москву. 2. Перейдя дорогу, необходимо смотреть по сторонам. 3. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 4. Мы расстроились, однако скрепя сердцем двинулись в путь. 5. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 6. Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 7. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

8. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 9. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 10. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро. 11. Получив тяжёлую рану, солдат был спасен своими товарищами. 12. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

 

Упражнение № 14*

Укажите допущенные ошибки. Определите тип каждой их них, укажите причину возникновения.

I. 1. Без финансовых поддержек музею сейчас не выжить. 2. На подмосток вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. 3. Театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 4. Технические науки внесли несоизмеримый вклад в условия жизни человека. 5. Сейчас в мире увеличился процесс разведённых пар. 6. В наше время всё меньше встречаются люди, у которых нет проблем со здоровьем. 7. Молодой человек выбирает путь, по которому ему жить. 8. Он стал символом для подражания.

II. 1. Пришлось выслушивать очередные проделки кота. 2. Мой ответ: смертной казни «НЕТ» с трёх больших букв. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили с больницу. 5. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой. 7. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение № 15

Укажите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предло-

жения. Отредактируйте предложения.

1. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело. 2. Анна мечтала о счастливом будущем и как они с Петром будут работать во имя этого. 3. Молчалин скромен, уступчив и не высказывает своего мнения. 4. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао и апельсины. 5. Жиль-цы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика. 10. Народ выбирает депутатов, чтоб защищать их гражданские права.

Упражнение № 16

Исправьте ошибки, допущенные при согласовании сказуемого с подлежащим. Укажите случаи, при которых возможны вариативные окончания.

1. Секретарь выдала нам нужные справки. «Анна Каренина» создан Л.Н. Толстым. 2. Мной приобретён надёжный плащ-палатка. 3. Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. 4. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделали для организации этого вечера. 5. Печать, в том числе и газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 6. Мать с детьми уехали в деревню. 7. Мать или отец помогут мне устроиться на работу. 8. МГУ начало прием заявление от абитуриентов. 9. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 10. Дели просто поразило моё воображение.

Упражнение № 17

В соответствии с грамматической нормой вставьте пропущенные буквы в окончаниях сказуемого.

1. Ряд столов стоял… посередине аудитории. 2. Пять учеников подошл… к экзаменационному столу. 3. На совещание прибыл… пятьдесят один делегат. 4. Тысяча человек отправил…сь в турне. 5. Прошл… сто лет. 6. На экскурсию пошл… всего десять школьников. 7. Пятерка истребителей бросил…сь на вражеские бомбардировщики. 8. Много выпускников нашей школы стал… работать в коммерческих структурах. 9. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 10. Администрацией школы принима…тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся. 11. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 12. Установлен… три новых мировых рекорда. 13. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…. 14. Много детей был… больн… гриппом. 15. Такси стоял… у ворот дома. 16. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 17. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и на этот раз.

 

Упражнение № 18*

Укажите словоформы, не соответствующие норме. Прокомментируйте свой ответ.

I. 1. На небосклоне Голливуда звёзды восходят и закатываются в миллионы раз более быстрее, чем об этом рассказывают астрономы. 2. Она потеряла кошелёк с пятьсот семьдесят восьми рублями. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей? Где вы слыхали об этом? 4. Скоро я очучусь в затруднительном положении. 5. Больной полоскает горло настоем ромашки. 6. Не махай так сильно руками. 7. Ученик был способный к математике. 8. Молодой фермер ожидает в этом году большой урожай гречихи и более обильный – в следующем. 9. Подобный ответ бессмысленен. 10. У мальчика появились и более худшие привычки. 11. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

II. 1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнил молодой талантливый актёр. 2. Современные учёные скептически относятся ко многим открытиям, сделанным Чарльзом Дарвиным. 3. У нас с братом разные мировоззрения. 4. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль. 5. С двумястами пятидесяти грамм нарезанной колбасы мы гордо отправились в гости. 6. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 7. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. 8. Комната низкая для такой мебели. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 11. Куда делся мой правый тапочек?

Упражнение № 19

Составьте предложения с именами собственными, употребив каждое из них в одном из косвенных падежей: Род. п., Дат. п., Твор. п., Предл. п...Известно ли вам, кто является носителем каждого из этих имён?

Леся Украинка, Осип Мандельштам, Уильям Теккерей,
Пабло Тычина, Гарриет Бичер Стоу, Франсуа Вийон,
Ярослав Гашек, В.И. Нимерович-Данченко, Патрик Зюскинд,
Жорж Помпиду, Мигель Сервантес Сааведра, Шарлота Бронте,
Ваша Пшавела, Анна Луиза Жермен де Сталь, Джузеппе Верди,
Антуан Арно, Валентин Черных, Лиля Брик.
   

Упражнение № 20

Раскройте скобки, выбрав соответствующую норме форму местоимения.

1. У (него, его) нет ни минуты свободного времени. 2. Для (него, его) не представляет интереса этот вопрос. 3. Благодаря (ней, ей) мы смогли пойти на экскурсию. 4. Вокруг (них, их) разгорелся спор. 5. Мой брат моложе (неё, её). 6. Мы находимся напротив (него, его). 7. (Их, ихние) книги я не брал. 8. Позади (него, его) шла нагруженная вещами телега. 9. Дебют артистки принёс ей большой успех, и от (неё, ней, её, ей) можно было ждать многого.

Упражнение № 21

Укажите различия в лексическом значении вариативных глагольных форм настоящего времени, употребив каждую из них в составе предложения.

Капает - каплет, брызгает - брызжет, двигает – движет.

Упражнение № 22

Образуйте форму мужского рода прошедшего времени глаголов. Особо отметьте возможность образования вариативных форм.

Поникнуть, продрогнуть, промокнуть, крикнуть, увянуть, вернуть, завянуть, пискнуть, меркнуть, гаснуть, привыкнуть, липнуть, прилипнуть, мокнуть, погаснуть, прикрикнуть.

Упражнение № 23

Образуйте форму 3-го лица ед. ч. глаголов. Отметьте возможность образования вариативных форм.

Мурлыкать, двигать, вязать, щипать, убирать, плескаться, махать, читать, пыхать, черпать, кудахтать, рыскать, колыхать, месить, капать, двигаться, брызгать, мазать, хныкать, глодать.

Упражнение № 24

От каждого из имён собственных образуйте: а) одушевлённое существительное мужского рода, называющее жителя данного города; б) относительное прилагательное мужского рода.

Алма-Ата, Баку, Таллин, Смоленск, Ардатов,
Вологда, Тбилиси, Витебск, Архангельск, Вача,
Вязьма, Париж, Рига, Иваново, Выкса,
Мурманск, Одесса, Минск, Орёл, Городец,
Иркутск, Осло, Уфа, Пенза, Заволжье,
Ростов, Полтава, Омск, Чита, Чкаловск,
Гусь- Хрустальный, Петропавловск-Камчатский, Орехово-Зуево.
           

Упражнение № 25

Вставьте пропущенные буквы в окончаниях географических названий, выступающих в роли подлежащего или приложения.

1. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат…. 2. Упорные бои шли на реке Висл….. 3. Родом он был из села Крюков…. 4. Мы отдыхал недалеко от озера Байкал…. 5. Теплоход приближался к Кипр…. 6. Тёплое течение проходит мимо полуострова Флорид…. 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек…. 8. Как мне добраться до Варнавин…? 9. Мы живём в Сормов…. 10. Поезд приближался к станции Тул….

Упражнение № 26

Пользуясь толковым словарём, образуйте форму Род. падежа множ. числа

существительных.

Погоны, носки, места, джинсы, шорты, кухни, туфли,
сапоги, свечи, полотенца, тапки, щупальца, вафли, ущелья.
             

Упражнение № 27

Образуйте формы Имен. падежа множ. числа существительных,распределив их в таблице следующим образом:

Формы с одним вариантом окончания Формы с вариативными окончаниями Формы, выражающие разные лексические значения
приговоры слесари - слесаря хлеба – хлебы

Адрес, образ, директор, пояс, ток, тормоз, хлеб, инженер, снег, корпус, снег,

цех, сын, тон, крем, профессор, лектор, учитель, волос, ордер, трактор, договор.

Упражнение № 28*

Образуйте соответствующую норме форму Род. падежа множ. числа

существительных.

I. Грузин, вещество, аршин, южанин, грабли, валенки,
  поместье, бредни, кочерга, носок, помидор, вольт,
  место, ясли,   апельсин, консервы, ушко,   солдат.
II. Баклажан, жабры, именины, древко, яблоко, макароны,
  гренадёр, мандарин, подмостки, партизан, гектар, шприц,
  киевлянин, облако, дно, валенок, грамм, туфля.
             

Упражнение № 29

К приведённым ниже существительным подберите согласованные определения.

С полученными словосочетаниями составьте предложения (падеж существительного можно изменять).

Рояль, фамилия, рельс, шимпанзе, мозоль,
пари, молодёжь, тюль, толь, авеню,
табель, Сочи, Чили, бра, шампунь,
какаду, лебедь, пени, купечество, кофе.

Упражнение № 30

Укажите причину невозможности замены придаточных определительных предложений причастными оборотами в следующих предложениях.

1. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. Автору пришлось присутствовать при сцене, которая надолго останется у него в памяти. 3. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 4. Грибоедов в своей комедии затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели. 5. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 6. Море, о котором дети столько слышали и читали, вдруг открылось перед нами. 7. Он вдруг признал в парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

 

Упражнение № 31

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот.

В случае невозможности замены укажите причину.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того, как ученики закончили проверку теста, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься спортом. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

 

Упражнение № 32

Выбрав нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1. Три (соседние - соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные - неравных) части. 3. (Первые - первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной(стороны - сторон). 5. И первая и вторая (половина - половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географичес­кого (факультета - факультетов). 7. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области - облас­тях). 8. Ученик старательно записывает в тетрадь глаголы I и II (спряжения - спряжений).

 

Упражнение № 33*

Найдите в предложениях ошибки и неточности, исправьте их.

I. 1. На собрании происходило обсуждение дела ускорения хода подготовки мер увеличение производства товаров. 2. Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение своей страны. 3. Картина написана маслом художником. 4. Чтение Твардовского продолжалось за полночь. 5. Пушкин будет великий русский поэт начала 19 века. 6. Его простые слова сыграли своё дело. 7. У героя неожиданно расстегнулись краги на жилете – публика хохотала. 8. В этой непростой ситуации нужно решить несколько дилемм.

II. 1. Друг мой награждён правительством орденом. 2. Учителя раздражало и тревожило отношением к уроками Димы Рыбакова. 3. Галина отдыхала очень в хорошем санатории. 4. Умылся ночью водой. 5. Инженер Сидоров послан на завод директором. 6. В университете Ломоносов борется против консерваторов за развитие русских наук, которые ему всячески мешали. 7. В течение месяца в нашем городе проходил вернисаж художника. 8. Чацкий – существенный человек. 9. Молчалин был полностью противопоставлен Чацкому, возлюбленный Софьи мог вовлечься в доверие к любому.

Упражнение № 34

Определите, какое из лексических значений реализует слово «век» в каждом из следующих предложений.

1. Это произошло в начале прошлого века. 2. Надо идти в ногу с веком. 3. Век живи – век учись. 4. Эта машина на своём веку повидала не один ремонт. 5. Эти полтора года длятся для меня нескончаемым веком. 6. Век не забуду этого. 7. Находка археологов оказалась топором каменного века.

Упражнение № 35*

Составив предложения с данными словосочетаниями, укажите разницу в значении падежных форм существительных.

I. Бросить камень – бросить камнем; удостоить грамоты – удостоить ответом;
  говорить правду – говорить о городе; сообщить новость – сообщить о переезде;
  лежать на постели – лежать в постели; наблюдать закат – наблюдать за детьми;
  обеспечить студентов учебниками – обеспечить больному хороший уход.
II. Жертвовать деньги – жертвовать временем; завязать узел – завязать узлом;
  знать сокурсника – знать о сокурснике; выпить воду – выпить воды;
  требовать награды – требовать зарплату; просить деньги – просить денег;  
  удовлетворить просьбу – удовлетворять требованиям.
           

Упражнение № 36

Устраните явления тавтологии и плеоназма в следующих предложениях.

1. В преддверии предстоящего праздника мы украшали зал. 2. Каждый персонаж писателя имеет свои индивидуальные черты. 3. Учёные открыли необычный феномен: хотя наша планета обжита полностью, на ней есть уголки, сохранившие жизнь, какой она была в железном веке. 4. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра. 5. Местные аборигены радостно встретили путешественников. 6. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд. 7. Он облокотился локтем на стол. 8. Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове. 9. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 10. В прошедшие дни прошел снегопад и выпало много снега. 11. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках. 12. Я хочу поселиться жить в Москве. 13. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение; так что факт списания сочинения установлен. 14. Наружная внешность героини очень привлекательна. 15. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей. 16. Появление пьес Островского явилось большим событием для русского театра.

Упражнение № 37*

Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости и исправьте ошибки.

I. 1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее. 2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы. 3. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. 4. Катерина оказала протест против «темного царства». 5. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре. 6. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. 7. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.

II. 1. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. 2. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. 3. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь. 4. Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты. 5. В нашем драмкружке надвигались радостные события. 6. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях самодеятельных артистов. 7.

Упражнение № 38

С помощью словаря укажите различия в лексическом значении слов. Составьте предложения с каждым из этих слов.

Понятный – понятливый; земляной – земельный; верткий – вертлявый;
усложнить – осложнить; глиняный – глинистый; объемный – объемистый;
подпись – роспись; поступок – проступок; заразный – заразительный;
дельный - деловой; усвоить – освоить; скрытый – скрытный;
обидный – обидчивый; процесс - процессия; эффектный – эффективный;
иммигрант – эмигрант; прогресс – прогрессия; крепостник – крепостной;
одеть - надеть; смешать - сместить; смириться – примириться;
главный - заглавный; личный – личностный; здравница – здравица;
командировочный - командированный; гармоничный – гармонический.

Упражнение № 39

Найдите в предложениях многозначные слова, некорректное употребление которых ведет к неправильному истолкованию смысла предложения. Отредактируйте предложения.

1. На костре - лучшие люди села. 2. На каждого члена кружка «Юный техник» падает по пять-шесть моделей. 3. На площадке перед школой вы увидите разбитые цветники, это дело рук наших ребят. 4. После этого матча стало ясно: защита нашей футбольной команды хромает. 5. Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром. 6. Ваши замечания я прослушал. 7. Я прощаюсь со школой, и сегодня мне хочется замахнуться на что-нибудь героическое. 8. Греки своими острыми носами пробивали корабли персов. 9. После кровопролитных боев копыта у крестоносцев были в крови. 10. Пушкин самый первый оценил всю полноту русской женщины. 11. У Гоголя каждое действующее лицо имеет свое лицо. 12. Старуха Изергиль состоит из трех частей. 13. Мы наметили посетить городской музей и вынести из него все самое ценное, самое интересное.

 

Упражнение № 40

Распределите словосочетания в соответствии с типом допущенных в них ошибок: а) неправильное управление словом; б) неверная сочетаемость слов;

в) нарушение состава фразеологизма.

Ностальгия о детстве, дать отпор для врага, оплатить за работу, приехать с города, идти один за одним, выразить свой ответ, одержать успехи, лить много слов, планировать схему, оказать вред, кануть в историю, одеть пиджак, делать привилегии кому-либо, играть вопреки указания шефа, первостепенное значение, должность заведующего кафедры, занять звание чемпиона, контролировать за ходом лечения,
посвятить жизнь на благо Родины, он похож с сестрой,  
взаимное уважение друг друга, озабочен о здоровье детей,  
верить в неминуемую победу, коснуться о теме любви,  
чаша его терпения лопнула, отправиться в край света,  
автобус набит до отвала,   указать о недостатках.  
         

Упражнение № 41*

Найдите допущенные при неправильном употреблении паронимов речевые ошибки и исправьте их.

I. 1.Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить. 2. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами. 3. В эти в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 4. Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудачникам. 5. Заветы отцов перевоплощаются в жизнь. 6. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 7. На собрании станичников царствовала разноголосица.

II. 1. Ученик, школьник, ст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...