Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неспецифические способы воплощения содержания художественными знаками.




Чувственные образы в искусстве передаются не только с помощью знаков-изображений, но также с помощью знаков-признаков и условных знаков.

Особенно в выразительных видах искусства наглядные образы (представления) воплощаются на каждом шагу с помощью выразительных приемов. Так, в музыке мы часто встречаемся с "картинами" природы, воссозданными главным образом с помощью не звукоизобразительных средств, а мелодии и гармонии, которые рождают настроение, соответствующее данной картине. Таковы многие ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского из фортепианного альбома "Времена года". В этой музыке очень правдиво и тонко выражены различные эмоциональные состояния, вызванные созерцанием тех или иных явлений природы и быта.

На основании этих состояний слушатель может представить себе, увидеть "внутренним зрением" и соответствующую картину, но, в воображении разных слушателей под воздействием одних и тех же "музыкально-эмоциональных зарисовок" возникают весьма различные образные представления. Один воображает себе лужайку, залитую солнцем, другой - море в спокойную лунную ночь... Общим здесь является только настроение. А ассоциации между настроениями и предметами, в силу своей субъективности, произвольности, оказываются весьма многообразными.

Следовательно, связь между выразительным приемом (например, мелодией) и тем предметом, к которому он "отсылает" воспринимающего, является в большой мере условной.

Наглядные образы могут быть выражены и с помощью символов, в частности, словесно, через описания. И опять в данном случае будет превалировать элемент условности. Описывая то или иное явление, мы лишь косвенно выражаем то или иное представление. Слово называет предмет или какое-либо его свойство, но не воспроизводит его (исключение - звукоподражательные слова). Поэтому при восприятии нами любого описания включается механизм ассоциаций, основанных на личном опыте и имеющих во многом субъективный характер.

Отсюда видно, что выражение представлений с помощью словесных описаний в целом достаточно условно, хотя и тут присутствует элемент безусловности, поскольку словесные обозначения, пусть не точно и не наглядно, но все же фиксируют реальные признаки предметов, которые примерно одинаково воспринимаются всеми людьми.

Поэтому при всем различии индивидуальных ассоциаций в них обязательно есть нечто общее, обусловленное самой действительностью и составляющее их ядро. В противном случае было бы вообще невозможно выразить представления с помощью описания. В живописи по самой своей природе изобразительном виде искусства воплощение наглядных образов с помощью опосредованных средств отнюдь не может быть закономерным. Однако в некоторых абстрактных произведениях такое возможно. Но благодаря индивидуальности такого видения все же достаточно редко представлено.

Что касается эмоций, то речь должна идти об их выражении с помощью либо знаков-изображений, либо условных знаков. Оба эти способа применимы в жизни, но в определенных масштабах. Из-за условности ассоциаций между эмоцией и предметом люди в жизни почти никогда не передают свои эмоции друг другу с помощью изображений, а используют другие средства, и прежде всего - выразительные движения. Однако в искусстве экспрессивная функция изображения используется широко в связи с тем, что "полнота конкретного чувства наиболее адекватно выявляется не в понятиях, как это свойственно мыслям, а в образах... Именно потому, что искусство пользуется образными средствами, оно передает с такой силой и содержательностью чувства человека и оказывает такое эмоциональное воздействие на людей"[361]. Весь механизм эмоционального действия наглядных образов на человека строится на ассоциативной основе. Эмоции, вызванные этими образами, зависят частично от того, каково отношение данного человека к отображаемым в них предметам. Отсюда - опять большая условность изображений, выполняющих преимущественно экспрессивную функцию, нежели изображений, где акцентируется чисто познавательная ("воспроизводительная") функция. Сравним, к примеру, пейзажи Шишкина и Левитана. Если Шишкин с внимательностью выписывает все травинки, листочки, цветочки, так что они могут быть занесены в альбом ботаника, то у Левитана манера письма более обобщенная. Но зато как чувствуется в его картинах настроение, как задумывается зритель, умолкает перед картиной "Над вечным покоем". И как выпрямляется он, поддается ощущению торжественности, праздничности, широты и мощи перед его последней картиной "Озеро".

В живописи и эмоции, и понятия чаще всего могут быть переданы с помощью изображений.

Эмоции могут быть переданы с помощью символов, то есть они могут быть выражены словами без сопровождения их интонациями и жестами (например, письменная речь).

Для понятий. (мыслей) неспецифическими способами воплощения в искусстве являются также знаки-изображения и знаки-признаки (в том числе - выразительные движения).

Собственно говоря, в произведениях изобразительных видов искусства, обходящихся без слов или с минимальным их использованием, понятия не выражаются иначе, как через изображение конкретных предметов.

Изображение может служить выражением очень далеких ассоциаций. Так, в картине Джаспера Джонса "Ныряльщик" (1962 г.) многие интерпретаторы усматривают намек на то, как в 1932 году, бросившись за борт корабля, покончил с собой американский поэт Харт Крейн. На это указывают все детали картины: у ныряльщика отчаянный, страдальческий взгляд, а намеком служит то обстоятельство, что слово "yellow" (желтый) в углу картины сокращено до слова "yell" (крик) - со всеми ассоциациями, которые оно вызывает.

Следует, однако, различать наличие понятийной функции у каждого художественного изображения в качестве его побочной функции и его использование специально для воплощения более или менее отвлеченных понятий, когда понятийная функция становится главной.

Так, например, в первобытном искусстве эпохи мезолита, в отличие от мадленского периода, животные даются уже силуэтом, залитым черной или красной краской. Человеческая фигура изображена схематично, отдельными штрихами. Но зато все изображения даны в динамике. Видимо, теперь для художника самым важным стало отобразить движение предметов, а не их облик в статике. Это

Художники, стремясь выразить отвлеченные идеи, понятия, обращались к изображениям, имевшим определенное символическое значение, понятное и получившее распространение в ту или иную эпоху. Достаточно вспомнить символические изображения средневековья.

Понятие можно передать также с помощью выразительных движений в жизни и выразительных приемов в искусстве. Сопоставление эмоциональных состояний, выраженных мимикой, пантомимикой, интонациями, их следование - способны выразить некоторые идеи. Например, "радость торжествует над страданием", "раздумье – источник силы". Используемые при этом понятия вполне конкретны, ибо каждое из них обозначает какое-то чувство

В качестве эмоционального признака может выступать и цвет. Мы знаем, что каждый цвет обладает эмоциональной выразительностью - скажем, красный - возбуждает, зеленый - успокаивает и т.д. В древнерусской иконе колорит представлял собой набор "музыкальных звуков", репрезентируя определенные эмоциональные свойства.

В каждой культуре выработаны свои цветовые символические обозначения.

В музыке без помощи слов и изображений, только путем сопоставления эмоциональных состояний, можно выразить некоторые философские идеи - мысли-обобщения. "Путь к победе лежит через борьбу", "мечты рушатся при столкновении с действительностью", "любовь сильнее смерти", "источник силы личности - в ее единстве с народом" - такие идеи мы найдем в чисто инструментальных, безпрограммных произведениях Л.Бетховена, Ф.Шуберта, П.И.Чайковского, Д.Д.Шостаковича. Но таким образом можно воплотить только те сравнительно немногие идеи, которые связаны с понятиями, относящимися к нравственным качествам, чертам характера, эмоциональным состояниям, то есть те, которые целиком или хотя бы в значительной мере поддаются эмоциональному воплощению. При этом философская направленность замысла сказывается обычно на характере использования "выразительных приемов": из них отбираются более обобщенные по форме.

Все вышеизложенное с неизбежностью подводит нас к мысли, что все средства выразительного искусства в той или иной степени условны. Наименьшей условностью обладают знаки-изображения. При переходе к знакам-признакам условность возрастает. И максимальной условности могут достигать условные знаки. Казалось бы, коль скоро это так, значит, живопись, где превалируют знаки-изображения, должна быть менее условным видом искусства, нежели музыка. Здесь, как мы видели, доминирующее значение приобретают знаки-признаки. Действительно, когда мы обращаемся к искусствам, то на первый взгляд кажется, что живопись более доступна для понимания, нежели музыка. И как часто люди, никогда не занимавшиеся серьезно этим видом искусства, смело берутся за его оценку. Такой смелости мы не наблюдаем в подходе к музыке. По отношению к ней нередко приходится слышать: "В музыке я не разбираюсь". Между тем и живопись, и музыка - специфические языки, требующие определенной подготовки к их восприятию. Кажущаяся легкость, доступность языка живописи проистекает из постулированного нами выше положения, что в одном искусстве главенствующее значение приобретают знаки-изображения, в другом знаки-признаки. Но это относится только к специфическим способам воплощения содержания. В данной лекции мы показали, что помимо них, в любом виде искусства большое значение приобретают неспецифические средства воплощения содержания. При этом возрастает роль условности. Правда, следует отметить, что в искусстве, как и во всей Вселенной, циркулируют циклы. Амплитуда качаний от реалистического к условному отображению действительности и обратно может быть более длительной и более короткой – от 25 до 50 лет. В момент перехода очень сложно сориентироваться как творцам, так и критикам, какая тенденция ведущая. Если талант, творчество художника совпадают с доминирующей тенденцией – он становится знаменитым. Если нет – он непризнанный гений, которого могут оценить следующие поколения. Чаще такой художник пропадает в безвестности. Вот почему художнику надо жить долго, чтобы дождаться смены тенденций и оказаться в русле основного бренда эпохи. Именно поэтому искусствоведам лучше удается структурировать историю художественной культуры и намного сложнее оценить текущий момент.

Итак, культура представляет собой целое поле разнообразных семиотических систем, бывает выражена с помощью самых различных языковых средств. Ее семиотическое понимание раскрывает ее сущность и своеобразие с одной из важнейших сторон.

Вообще культура и ее ценности, разные культуры, культура повседневности, культура, выражаемая в знаково-символических системах совсем традиционным и новаторским в ней со всеми межкультурными связями и взаимодействиями, - вся культура существует не в вакууме и развивается не вовсе хаотично.

Культура, как бы мы ее не понимали, бытует в неких пространствах и в связи с ними. Она так или иначе связана со временем. Связи культуры с пространством и временем в XX и XXI веках стали вызывать повышенный интерес у философов и культурологов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...