Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем значение социальной политики?




Обычному британскому гражданину вне зависимости от того, как он голосует на выборах, нет необходимости гадать, каковы будут ито­ги деятельности нового правительства. Если в его семье есть дети школь­ного возраста или пенсионеры, они пользуются социальными блага­ми. Если он заболевает, медицинская помощь, оказанная ему дома или в клинике, станет зримым достижением социальной политики, как, впрочем, и защита, предоставляемая ему полицией, и строгий контроль над землепользованием, благодаря которому и в центре го­рода остаются «зеленые насаждения». Несмотря на старания Маргарет Тэтчер сократить степень участия правительства, в наши дни средняя семья ежегодно получает от государства два полноценных социальных пособия [73].

Самая дорогостоящая из программ британского правительства — программа социального страхования — является одновременно и са­мой массовой, поскольку правительство перечисляет деньги более 10 млн пенсионеров и еще многим миллионам инвалидов, безработ­ных, женщинам, получающим пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, и неимущим. Кабинет Тэтчер пришел к выводу, что уре­зать эти выплаты было бы равносильно политическому самоубийству. Кабинет Блэра решил, что объем выплат хотя бы не должен возрастать, и взял на вооружение разработанную президентом Клинтоном программу «От пособия — к зарплате». Второе место в бюджете занимают ассигно­вания на медицинскую помощь (каждый седьмой фунт стерлингов, зат­раченных правительством, идет в сферу здравоохранения), а образова­ние, ненамного отставая, стоит на третьем месте. В совокупности соци­альное страхование, здравоохранение и образование поглощают более 60% всей затратной части бюджета (рис. 8.10).

Остающиеся 40% приходятся на финансирование программ, ко­торые также не могут быть механически сокращены. Расходы на обо­рону в относительных цифрах за последние годы снизились, что по­чти не позволяет уменьшить их еще более. Выплаты процентов по пра­вительственным займам, осуществленным для покрытия платежного дефицита, являются тяжким, но неизбежным бременем для бюджета. «Имманентно присущие» государству расходы на полицию и содер­жание заключенных растут. Ассигнования на жилищное строитель­ство были урезаны, но приоритет отдается природоохранным и вос­становительным мероприятиям.

Поскольку в государственном бюджете не бывает «пустых статей», любое правительство, стремящееся сократить расходную часть, долж­но ужимать существующие программы, а крупная экономия может


24*

 




Источники прибыли Другие 9%

Налоги, уплачиваемые предприятиями — Займы — 12%

Налог на добавленную стоимость и другие сборы с потребителей — 34%

Налоги на социальные пособия — 15%

Подоходный налог — 22%

Расходы

Другие — 17%

Социальное страхование — 3

Жилищное строительство и благоустройство — 3% Содержание полиции и общественная безопасность — 5% Проценты по займам — 7% Оборона —

Здравоохранение — 14%

Образование — 12%

Рис. 8.10. Доходы и расходы. 1995 г.

быть достигнута лишь за счет таких популярных программ, как развитие здравоохранения, образования, либо за счет пенсионного обеспечения. Это чревато большими политическими осложнениями (табл. 8.5). Когда Маргарет Тэтчер в 1979 г. стала премьер-министром, общество было разделено на три почти равные группы: 1) тех, кто хотел больших ас­сигнований и был согласен платить большие налоги, 2) тех, кто хотел уменьшения налогов, даже если бы это привело к ухудшению социаль­ной сферы, и 3) тех, кто хотел все оставить как есть. Проведенная Тэтчер кампания по одновременному урезанию налогов и расходов выз­вала протест, так что вскоре большинство оказалось за первой группой. Накануне выборов 1997 г. 72% опрошенных предпочитало платить большие налоги, чтобы улучшить положение в социальной сфере.


У правительства имеются три основных источника, благодаря ко­торым население может воспользоваться плодами социальной поли­тики, — законы, деньги и кадры. Разумеется, для реализации боль­шей части политических программ нужно сочетание всех трех источ­ников, однако все они действуют в разных режимах. Меры, направленные на регулирование поведения отдельной личности (же­нитьба или развод), носят прежде всего юридический характер; со­циальное страхование, позволяющее миллионам людей получать по­собия, зависит в значительнейшей степени от денег, а предоставле­ние таких услуг, как медицинская помощь, — от условий труда [74].

Законы являются прерогативой правительства, поскольку част­ные предприятия, нанимающие людей на работу и расходующие день­ги, не могут принимать обязательные для исполнения законы. Ис­полнительная власть в лице британского правительства имеет исклю­чительную возможность создавать законопроекты и нормативные акты, которые будут без сколько-нибудь существенных поправок одобрены парламентом. Более того, многие законы дают министрам значитель­ный простор для их административной деятельности, т.е. право по­ступать в каждом конкретном случае по своему усмотрению. Напри­мер, он может потребовать от подрядчика-работодателя, чтобы он оборудовал такое-то помещение «приемлемыми» туалетами, и не входить при этом в подробности, особо оговаривая все специфика­ции, вплоть до размера и высоты каждого унитаза.

Служащие должны применять законы и предоставлять населе­нию определенные услуги. Приватизация этой сферы привела к сокращению числа чиновников или служащих, но не уменьшила в той же степени количество людей, прямо или косвенно зависящих от бюджетных ассигнований, выделяемых на оплату их работы. Более пятой части трудоспособного населения Британии занято в соци­альной сфере.

Чтобы адекватно оплачивать свою социальную политику, бри­танское правительство собирает более 35% национального продукта в виде налогов, добиваясь при этом того, что уклонение от уплаты налогов становится делом затруднительным [75]. Налоги на потребле­ние являются важнейшими, принося в казну более трети всей при­были от налогообложения: основной доход дает налог на добавлен­ную стоимость, составляющий 17,5% и взимаемый почти с каждой продажи. Подоходный налог, который колеблется от 22 (стандарт­ный) до 40% (наивысшая ставка), приносит четверть всех налоговых поступлений. Налоги с социального страхования вычитаются из за­работной платы и дополнительно платятся работодателями, что дает шестую часть налоговых поступлений. Остальное складывается из кор­поративных налогов на прибыль и займов, призванных покрыть де­фицит бюджета. Дополнительный доход дает Национальная лотерея, первый тираж которой был разыгран в 1993 г. Люди больше склонны


Таблица 8.5

Изменение тенденции общественных настроений: уменьшение ассигнований и понижение налогов (%)

    1979 г.   1983 г.   1987 г.   1992 г.   1997 г.  
Налоги должны быть урезаны,                      
даже если это4 приведет к сокраще-                      
нию правительственных программ                      
здравоохранения, образования                      
и социального обеспечения            
Следует оставить все как есть            
Правительственные программы                      
развития здравоохранения, образо-                      
вания и социального обеспечения                      
должны совершенствоваться,                      
даже если это потребует                      
повышения налогов            
Затруднились с ответом       5 !      

испытывать судьбу, чем участвовать во всеобщих выборах* и это об­стоятельство приносит в казну государства чуть больше \% от общего дохода.

В отличие от США в Британии нет региональных подоходных на­логов, и потому наивысшая ставка подоходного налога у лондонца ниже, чем у среднего жителя Нью-Йорка или Калифорнии, который платит федеральный налог, налог штата и муниципальный налог.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...