Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика культуры (социокультурная динамика)




Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.99).

Говоря о социодинамике культуры или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.

 

Диффузионизм в познании культуры –

Концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров.

Диффузия культурная

Пространственное распространение, проникновение (диффузия), заимствование культурных достижений одних обществ в другие и другими (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.102 –105).

 

Знаки и знаковые системы в культуре (культурах)

Носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.

Знак вообще – чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию или событию, свойству, связи или отношению предметов, явлений, действий или событий, сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т.д., которые им обозначаются (см.: Культурология ХХ век. Словарь, с.99)

Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (напр.: правила этикета, системы сигналов, символов).

Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.

 

Идеал

Совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечал бы потребностям (желаниям) человека. Эталонная ценность.

 

Идентичность культурная

Единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.

 

Инкультурация

Процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (См. Культурология ХХ век, Словарь, с.147).

 

Историческая типология культур

Выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (См. Культурология ХХ век. Словарь., с.168).

 

Коммуникация культурная -

Процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (См. Культурология ХХ век. Словарь., с.185).

 

Культура повседневности –

Повседневность – то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит каждодневно и, как таковое, определенным образом переживается и оценивается.

Тогда – культура повседневности – воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.

 

Культурных кругов теория

Направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры и в результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (См. Культурология ХХ век. Словарь, с.237).

 

Культурогенез

Процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также – в формировании новых культурных систем и их качеств (См: Культурология ХХ век. Словарь, с.239).

 

Линейность и циклизм в представлениях о развитии культуры –

Линейность – представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью – от возникновения к высшим или низшим стадиям развития;

Циклизм – представление о циклическом (от греч. Цикл – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.

 

Маргинальность (от лат. Край) культурная

Понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.258).

 

Массовая культура – многозначный термин –

В общем – культура масс (народа), большинства общества, которая в принципе не может вся, в целом, находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества);

Часто – отождествляется с коммерциализованной, потребительской, стандартизуемой культурой, с реализуемой и используемой малокультурностью массы (толпы, черни);

Иногда понимается как усредненная, пошловатая культура средних слоев общества

 

Материальная культура -

Все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.

 

Народная культура

Понятие, не имеющее четкой определенности, смысл которого зависит от меняющегося смысла понятия «народ».

Часто почти отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре.

Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных, верхов, аристократов.

 

Норма культурная

Стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (См: Культурология ХХ век. Словарь, с.321.)

 

Обряды

Церемонии или ритуалы, которыми отмечаются ключевые моменты в жизни людей.

 

Обычай

Исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.328).

 

Постмодернизм

Широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с. 348-349.

Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.

 

Ритуал

Исторически сложившаяся форма не инстинктивного предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.381).

 

Символ

(от греч. – знак, примета) Особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемы объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (См.:Культурология ХХ век. Словарь, с.407).

 

Симулакр –(Франц. – стереотип, псевдовещь, чистая форма) –

Образ отсутствующей действительности, псевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это – пустая форма, когда стерта грань между реальным и воображаемым (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.423).

 

Смыслы культурные – информационное, эмоциональное, экспрессивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.

 

Стиль

Образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т.д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф.Ницше) – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.

 

Субкультура

Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.450).

 

Традиции культурные

Культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования).

В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д. (См.: Культурология ХХ век, с.480).

 

Уровень культуры (культурности)

Степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).

 

Функции культуры

То, чему содействует культура, для чего она.

Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (См.: Культурология ХХ век. Словарь, с.508).

В то же время, есть представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она не может рассматриваться как средство для чего-то, а только как цель (С.Л.Франк), и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.

 

Хронотоп – (дословно – «время – пространство) культурный

Единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

 

Ценность

Отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо.

Иначе: особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.

 

В сопоставлении с ценностью оценка – субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.

 

Ценность культуры – Особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

 

Ценностная ориентация

Комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.

 

Эволюционизм в теории культуры –

Представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

 

Элитарная культура (от Франц. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – многозначный термин:

1. Культура «духовной аристократии», высококультурных представителей и групп общества.

2. 2. Часто употребляется для обозначения некоторых субкультур, привилегированных групп общества, характеризующихся, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточность, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе – потребительской, «усредненной», народной).

 

Языки культуры –

Вообще язык – знаковая система любой физической природы.

Языки культуры – знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...