Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр I. Детство, образование, воспитание. Жизнь - 1777-1825 гг. Правление - 1801-1825 гг.




Содержание

Александр I. Детство, образование, воспитание. Жизнь - 1777-1825 гг. Правление - 1801-1825 гг.

Женитьба Александра I

Портрет жены - Елизаветы Алексеевны

Заговор и убийство отца

Восшествие на престол

Внешняя политика Александра I

Личность

Последние годы правления Александра I

Заключение

Список литературы


Александр I. Детство, образование, воспитание. Жизнь - 1777-1825 гг. Правление - 1801-1825 гг.

 

Первенец великого князя и наследника престола Павла Петровича от второго брака родился 12 декабря 1777 года в Санкт-Петербурге. Имя Александр мальчику дали по предложению императрицы Екатерины II в честь Александра Невского - небесного покровителя русской столицы.

Вскоре после рождения внука Екатерина забрала его в свои покои и в дальнейшем взяла процесс воспитания и обучения ребенка под свой контроль. Чтобы заранее приучить мальчика к звуку пушечных выстрелов, в Зимнем дворце ему отвели комнату, окна которой были обращены к Адмиралтейству. Затея оказалась неудачной: слуховой нерв ребенка не выдержал, и Александр на всю жизнь остался туг на левое ухо. В письме шведскому королю Густаву IIIЕкатерина сообщала: "Комната, куда он был перенесен, обширна, чтобы воздух в ней был лучше. Балюстрада препятствует приближаться к постели ребенка многим людям сразу: скопление народа в комнате избегается, и там не зажигается никогда более двух свечей, чтобы воздух был не слишком душным. Маленькая кровать мсье Александра, так как он не знает ни люльки, ни укачивания - железная, без навеса; спит он на кожаном матрасе, покрытом простыней, у него есть подушечка и легкое английское одеяло. Всякие оглушительные заигрывания с ним избегаются, но в комнате всегда говорят громко, даже во время его сна. Тщательно следят, чтобы термометр в его комнате не поднимался никогда выше четырнадцати или пятнадцати градусов тепла. Каждый день, когда выметают в его комнате, ребенка выносят в другую комнату, а в спальне его открывают окна для притока свежего воздуха. С самого рождения его приучили к ежедневному обмыванию в ванне, если он здоров. Как только пришла весна, и сделалось тепло, сняли чепчик с его головы, и мсье Александра стали выносить на воздух, приучать его сидеть на траве и на песке, даже спать тут несколько часов в тени в хорошую погоду. Он не знает и не терпит на ножках чулок, и на него не надевают ничего такого, что могло стеснять его в движениях."

С апреля 1779 года компанию Александру составил его брат Константин. Мальчики росли, воспитывались и обучались вместе, но до последних дней императрицы Александр оставался самим любимым ее внуком. Властная и волевая, с ним Екатерина становилась нежной, сентиментальной, сама с удовольствием стирала его одежду, потакала капризам и шалостям, писала для братьев учебники.

Когда Александр чуть подрос, Екатерина II назначила ему воспитателей, учителей, сама выбрала предметы обучения, написала несколько сказок и составила азбуку. До пятилетнего возраста главным воспитателем при братьях был граф Н.Н. Салтыков - по отзывам современников, весьма посредственный человек. Правда, в главную обязанность императрица вменила ему не воспитание, а присмотр и доклады ей лично о поведении внуков и другого воспитателя - генерала Протасова. И позднее, с появлением учителей, эта функция осталась для Салтыкова главной, ему же Екатерина поручила заботу о здоровье великих князей и обучение их придворному этикету. Несколько странная для воспитателя обязанность Салтыкова была вызвана натянутыми отношениями Екатерины с отцом братьев: она сама хотела быть главной воспитательницей внуков, и Салтыков служил в качестве маскировки этого ее намерения на случай возражений со стороны Павла Петровича.

С пяти лет воспитанием и обучением Александра и Константина по приглашению Екатерины занялся швейцарец Ф.П. Лагарп, считающийся одним из выдающихся умов того времени, поклонник политической свободы, якобинец по убеждениям. Не зная России, он воспитывал мальчиков на примерах просвещенной Европы, идеях Ж.Ж. Руссо, Э. Гиббона. В последствии Александр неоднократно говорил, что всем, что есть в нем хорошего, он обязан Лагарпу. В обучении детей участвовал профессор физики Крафт, естественные науки и географию преподавал известный ученый-натуралист и путешественник П.С. Паллас, русскую словесность и историю - писатель М.Н. Муравьев, военное дело - А.А. Аракчеев, математику - известный ученый Массой. Учителем закона Божьего и духовником Александра около девяти лет оставался протоиерей А.А. Самдорский. Он долгое время жил в Англии, был женат на англичанке, и с его помощью Александр шлифовал английский язык, который усвоил еще с колыбели от няни-англичанки. Возможно, под влиянием многолетнего общения будущего императора с Самдорским с 1816 года официальным гимном России стал гимн английский. Воспитателем Александра остался и генерал Протасов, строго указывавший мальчику на промахи в его поведении. Лагарп сумел внушить Александру любовь к справедливости, но, несмотря на достаточно громкие имена учителей, образование будущий царь получил поверхностное, представляющее собой мещанину античности и новейших идей. Во многом это произошло по причине отмечаемой учителями нелюбви великого князя к серьезному учению, склонности к праздности. Обладая хорошими умственными способностями, Александр не умел или не хотел сосредоточиться на учении, быстро схватывал мысль, но так же быстро и забывал. Способности у него проявились лишь к иностранным языкам. Английский, в силу вышеизложенных обстоятельств, он знал в совершенстве, хорошо говорил и писал по-французски. Разговорный русский язык был у него хуже английского, и многие современники отмечали, что до последних лет жизни обстоятельный разговор о каком-нибудь сложном деле с Александром невозможно было вести по-русски.

С юности великий князь был близорук, пользовался лорнетом. Он постоянно закалялся, принимал ежедневно холодные ванны. В последние годы жизни Екатерины II процесс обучения и воспитания юноши по разным причинам был скомкан, а после женитьбы великого князя систематическое образование прекратилось вовсе. Александр на словах признавал важность и необходимость занятий серьезных, но силы воли для них у него не хватало. По этой же причине он самостоятельно не читал сложной образовательной литературы. В общем, налицо была явная леность ума. А свободного времени у Александра с братом было немало. Утром они лишь обязательно присутствовали на вахтпараде, что занимало час-два; в выходные и праздничные дни выполняли незначительные, не отнимавшие много времени поручения по императорскому двору. Но до самообразования, постоянно откладываемого до другого времени, у Александра так руки и не дошли.

 

Женитьба Александра I

 

Намерение императрицы, женить внука в 16 лет, было в основном связано с желанием назначить Александра наследником престола, минуя его отца. Для этого нужно было сделать юношу достаточно взрослым хотя бы в глазах общества, и единственным способом была женитьба. Александр не мог не чувствовать, а быть может, и знал в деталях о прохладных отношениях между отцом и бабушкой. Видимо, ему подсказали, что вина в этом лежит на государыне, и уже в 10 лет мальчик проявил далеко не детскую изворотливость, тайно рассказав отцу о планах Екатерины II и присягнув ему как императору, что, конечно, отчасти объяснялось и возможным сочувствием к угнетенному положению родителя. В то же время он с детских лет был приучен к тому, что бабушке-императрице можно говорить только почтительные и лестные для нее слова. С детства в веселом, послушном, с незаурядным артистическим даром мальчике, вынужденном лавировать между отцом и бабушкой, поневоле развились скрытность и лицемерие, недоверие к людям.

Помимо намерения императрицы сделать внука в глазах окружающих взрослым, была и другая причина для его ранней женитьбы. Генерал Протасов заметил у Александра еще в отроческие годы "сильные физические желания, как в разговорах, так и по сонным грезам, которые умножаются по мере частых бесед с хорошенькими женщинами". Невесту любимому внуку Екатерина II выбрала сама. В октябре 1792 года из Бадена в Петербург по ее приглашению приехала юная тринадцатилетняя Баденская принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Бурлахского Карла-Людвига. 9 мая 1793 года Луиза прошла обряд посвящения в православие с принятием имени Елизаветы Алексеевны, на другой день состоялось ее обручение с Александром Павловичем. Незадолго до свадьбы, состоявшейся 28 сентября этого же года, Екатерина II поручила, одной из придворных дам, в практическом плане подготовить внука к брачному ложу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...