Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы по философии для магистрантов




Материалы по философии для магистрантов

Тема № 1

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии. Специфика философского знания и основные функции философии в современном мире.

Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания, оно составляет основание духовной жизни человека, имеет индивидуально-личностный характер.

В историческом и субъективном смысле оно предшествует философским знаниям.

Термин «мировоззрение» впервые стал использоваться И. Кантом и в простейшем смысле означает совокупность взглядов на мир. В развернутом виде  мировоззрение – совокупность взглядов и принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение [1, C. 491]. Среди составляющих элементов мировоззрения выделяют: информационную основу – обобщенные знания о мире; убеждения – эмоциональная уверенность в правоте своих взглядов; ценности – значимые для человека интересы и оценки; идеалы – мысленные образы поведения; нормы и принципы деятельности – регулятивный компонент мировоззрения.

 Мировоззрение классифицируется по различным признакам. По месту в духовной жизни человека выделяется мироощущение – эмоционально-психологический – и миропонимание – понятийно-интеллектуальный уровни мировоззрения. По степени понимания мира – жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение, по критерию всеобщности – индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое. Однако вне личности, или на надличностном уровне мировоззрение не существует.

 Мировоззрение изменяется на протяженности жизни одного человека и от эпохи к эпохе. В ходе истории цивилизации сформировались основные типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный, а также современный – технократический. Подобная классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность в развитии мировоззрения, но между его историческими типами нет четких границ, в настоящее время они продолжают существовать самостоятельно, причудливо переплетаясь в сознании современного человека.

Мифология (от греч. «миф» - предание, сказание; «логос» - учение, понятие) – совокупность сказаний о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире. Мифотворчество – универсальный тип мировоззрения первобытных этносов. Конкретность, эмоциональность образов, отождествление объективного и субъективного, синкретичность, метафоричность превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в рамках которой воспринимался и объяснялся мир.

Мифологическое мировоззрение как таковое не свойственно современному человеку, но отдельные его элементы сохранились в духовной жизни общества и личности [2].

Примитивные религиозные представления были вплетены в мифологическое сознание, но со временем религия выделилась в самостоятельную духовную сферу. В отличие от мифологии она раздваивает мир на естественный (обыденный) и сверхъестественный (сакральный) и связана с верой в реальное существование сверхъестественного.

Э. Дюркгейм определял религию как форму коллективной жизни, которую общество навязывает человеку как социальное действие, направленное на «священный объект», а священным является то, что лежит за пределами обыденного бытия.

Религиозное мировоззрение, имея в своем основании религию, включает в себя совокупность идей и представлений о сверхъестественном, о мире и человеке, а так же религиозные чувства и переживания, главное из которых – вера. Религия в отличие от мировоззрения имеет религиозный культ (обряды и ритуалы), особую символику – предметы и действия, в которые вкладывается сверхъестественный смысл, опирается в своей деятельности на иерархическую организацию.

Религия – неотъемлемый атрибут истории общества, но иррациональное в ней приоритетно по отношению к рациональному. С развитием цивилизации возрастает потребность в рациональном действии и знании. Из этой потребности в новом типе мировоззрения возникает философия, разрабатывающая общие принципы достижения и использования рационального знания.

Термин «философия» буквально означает «любовь к мудрости» (от греч. «филео» - люблю, «софия» - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые употребил Пифагор, а термин «философия» - Платон.

Философское мировоззрение отличается от предшествовавших абстрактно-понятийной формой и предельно широким уровнем обобщения; теоретическим осмыслением мира; стремлением к целостности, систематизации знаний, в том числе и научных критическим отношением к действительности.

Природа философских проблем и эволюция предмета философии

Как возникают философские проблемы? Чем они определяются и в чем коренятся? Почему на смену одним философским учениям приходят другие со своей особой проблематикой? Все эти и многие другие вопросы связанны со стремлением объяснить природу философских проблем, их истоки и смысл.

По вопросу о природе философских проблем можно выделить следующие основные позиции:

- они возникают за пределами философии и являются отражением реального мира (Платон, Аристотель, К. Маркс, К. Поппер);

- они не имеют реальной природы, и подлинно философских проблем не существует (О. Конт, Л. Витгенштейн);

- они коренятся не во внешнем мире, а в самом человеке, его субъективности (Н. Хайдеггер, Ж. П. Сартр).

Эти точки зрения в какой-то мере соответствуют исторической эволюции философского знания и его предмета в обобщенном виде выражены в известном высказывании Гегеля: «Философия есть мысль своей эпохи». Философские учения с их специфичной проблематикой возникают не спонтанно, как грибы после дождя, а отражают проблемы, противоречия, достижения и трудности практической и духовной жизни своего времени. Внешний мир, преобразованный человеком, общественная жизнь во всем многообразии, практическая деятельность людей, субъективный мир человека, научно-технический прогресс и т. д. являются неисчерпаемым источником проблем, подлежащих философскому осмыслению.

Реальная природа философских проблем отчетливо проявилась в исторической эволюции ее предмета, который претерпевал существенные изменения от эпохи к эпохе.

На ранних этапах существования философии философская мудрость включала в себя всю совокупность знаний о природе, космосе, человеке, что объяснялось стремлением осмыслить мир в целом и неразрывностью науки и практики. Во времена софистов и Сократа актуализировалась нравственная проблематика, что было связано с развитием афинской демократии. Раздвоение античного общества на свободных и несвободных, правящую элиту и народ стимулировало идеализм Платона – учение об идеях – абсолютных духовных сущностях, противостоящих материальному «миру вещей», представляющему «тень», слабый отблеск «мира идей».

Аристотель был одним из первых, кто пытался выделить философию в особую область теоретического знания. По его мнению, мудрость есть «знание общего», «трудного и нелегко постижимого» (т. е. лишенное чувственной конкретности), знание «о сущности», «о причинах и началах».

 В средние века в условии безраздельного господства религии философия не могла иметь предмет вне сферы религиозного знания и была «служанкой богословия». Она изыскивала рациональные доказательства бытия Бога, пыталась решить проблему соотношения веры и знания, давала теологическую трактовку проблемы универсалий.

Радикальные изменения в понимании предмета философии произошли в конце XVI – начале XVII века, когда возникло экспериментальное естествознание, началось отпочкование от философской мудрости конкретных наук – механики, астрономии, математики, физики и т. д. В этих условиях происходит переориентация философии на разработку проблем гносеологии и методологии науки.

Ф. Бэкон, основатель эмпиризма, дает критику заблуждений человеческого разума, преодоление которых связывает с открытием простора для научных исследований. Он выступает против догматизма и разрабатывает индуктивный метод, использование которого в науке поможет познать природу в ее реальном бытии.

Р. Декарт разрабатывает научную методологию с позиции рационализма. Критерием истины у него является познающий разум, рациональная несомненность исходных начал. Предметом философии, по мнению Декарта, должно быть «совершенное знание», а «единым научным методом» – «универсальная математика».

Рационалистическое понимание предмета философии достигает своей вершины в классической немецкой философии. И. Кант, исходя из реалий науки и практики своего времени, сформировал программу познания и деятельности человека: «Что я могу знать? », «Что я должен делать? », «На что я должен надеяться? », «Что есть человек? » и дал решение этих проблем в своих философских сочинениях.

По мнению Г. Ф. В. Гегеля, из философии должно быть исключено эмпирическое (опытное) знание, она представляет движение чистой мысли. Предметом философии является «саморазвитие абсолютной идеи», «мыслящее рассмотрение мира». Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой воспроизводится развитие мировой культуры как процесс поэтапного становления абсолютного духа.

Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и другие представители классической философии объясняли предмет философии с позиции рационализма. Философия понималась как совершенное знание, теория, наука. Более того: она претендовала на роль «науки наук».

Одна из первых форм критического переосмысления классики – философия К. Маркса и его ближайших последователей. В отличие от предшественников К. Маркс исходил из реального основания общественной жизни – практической деятельности людей. Предметом философии, по К. Марксу, должно быть осмысление практических проблем. Философия должна изучать человека как деятельное существо в системе исторически-определенных общественных отношений. Идеи К. Маркса были восприняты многими русскими и западными мыслителями ХХ века.

В классической философии преобладали поиски предмета философских размышлений «за пределами философии», в реальной действительности (космологии, теологии, науке, общественной жизни, абсолютной духовной сущности). Подобный подход к объяснению природы философских проблем проявляется и в современной философии. Так, немецкий философ К. Поппер (1902-1904 гг. ) писал в работе «Предположения и опровержения»: «Подлинно философские проблемы всегда вырастают из проблем, возникающих вне философии, и они умирают, если эта связь прерывается» [3, C. 126].

Становление неклассической философии (середина XIX века) было связано с началом кризиса европейской цивилизации, одним из проявлений которого явилось противостояние между абстрактной классической философией и научным прогрессом, научным и ненаучным знанием. Мыслители XIX века пытались объяснить причины и сущность начавшегося кризиса, тенденции его дальнейшего развития, подвергнув критике традиционные культурные ценности, в том числе и философские.

Если для классической философии при всем многообразии ее учений и систем была характерна общность понимания целей и задач философии, то неклассическая философия утрачивает единый стержень и распадается на множество школ и направлений, сосредоточенных на исследовании локальных, нередко замкнутых в себе проблем. Соответственно, предмет философии дробится на изучение отдельных элементов бытия (иррациональное, отношение научного и философского знания, субъективный мир человека, понимание и интерпретация текста, анализ языковых структур и т. д. ).

Позитивистская философия от О. Конта до Л. Витгенштейна утверждала, что традиционные философские проблемы не имеют реальной природы, это – «псевдопроблемы», и функцией философии должна быть разработка общенаучных методов, систематизация научных знаний или логический анализ языка. По мнению Л. Витгенштейна, «подлинно философских проблем не существует, и задача философа заключается в разоблачении и устранении языковых головоломок, порожденных традиционной философии» [3, C. 126]. Подобное понимание предмета философии было преодолено в постпозитивизме, признавшем осмысленность философских проблем и их мировоззренческую значимость, но продолжает доминировать в технократическом сознании.

Многие философы XIX-XX вв. склоняются к иррационалистическому истолкованию предмета философии. Религиозный философ В. Соловьев (1853-1900 гг. ) считал, что рационалистическое понимание философии является ограниченным, недостаточным. «Под мудростью понимается не только полнота знаний, но и нравственное совершенство, внутренняя цельность духа» [4, C. 94]. Предметом философии должен быть не внешний мир, а вся полнота духовной жизни человека, для изучения которой кроме разума требуется художественное чувство, воображение, фантазия.

Н. Бердяев (1874-1948 гг. ) понимал философию как «духовный акт», в котором задействован не только интеллект, но вся «совокупность духовных сил человека». Философия есть особый, отличный от науки путь познания. Она не отрицает разум, но обнаруживает его противоречия и границы. «Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования» [4, C. 104].

В условиях отчужденных общественных отношений, крушения традиционных ценностей, насаждения массовой культуры и стандартизации личности актуализируется гуманистическая проблематика, которая разрабатывается в экзистенциализме как проблема бытия человека в мире и мира человека, свободы и ответственности, смысла жизни и т. д. По мнению М. Хайдеггера, предмет философии следует искать не во внешнем мире, а в самом человеке. Философия есть «философствование» человека и о человеке, она изучает «целое и предельнейшее, в чем человек выговаривается до последней ясности и ведет последний спор» [5, C. 330].

В 70-80-е гг. ХХ века в западной культуре формируется постнеклассическая тенденция, которая в содержательно-аксиологическом смысле дистанцируется от классической и неклассической философии и выражает сомнение в возможности философско-теоретического осмысления мира. Один из принципов постструктуралистко-постмодернистских концепций – деконструкция – распространяется и на отношение к философии. По мнению постмодернистов, наступила «смерть философии» в ее традиционном понимании. В отличие от науки в философии нет преемственности и прогресса в решении проблем, нет поиска истины. Она должна разомкнуть свои границы и соединиться с искусством, превратиться в «искусство мышления», или исчезнуть, растворившись в других явлениях культуры. «И все же, - успокаивает американский постмодернист Р. Ротри, - нет никакой опасности в том, что философии «пришел конец»… Даже если философия XX века входит в период неуклюжих переходных испытаний, все равно остается нечто, называемое «философией» по другую сторону перехода» [6, C. 525].

В отечественной учебной литературе можно найти различные, но по сути сходные определения философии и ее предмета, среди которых обратим внимание на следующие:

1 философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях [7];

2 философия – «уникальный духовный феномен», дающий «целостное представлений об универсуме» [10, C. 43];  

3 философия – особая форма миропонимания, предметом которой является мир в целом в его наиболее общих закономерностях, рассматриваемых в аспекте субъектно-объектных отношений [1, C. 22].

Исходя из сказанного, можно сделать некоторые выводы относительно специфики философского знания:

- философия – абстрактно-понятийная форма постижения действительности, причем философские понятия имеют предельно общий характер (принципы, категории);

- философия – теоретическое знание, для нее не характерно опытное знание, она не имеет прикладного значения;

- философия – целостное представление о мире, она изучает мир во всей совокупности его свойств и отношений, стремится понять мир системно, в его структурных связях и единстве;

 - разум – всегда был и будет главным элементом философствования. Вопреки иррационалистическим устремлениям философ не может не размышлять, логически осмысливать проблему, а чувства, воля, интуиция, вера, воображение и т. д. могут лишь дополнять и усиливать возможности разума.

Итак, если вкладывать в понятие «любовь к мудрости» современный рационалистический смысл, можно сказать, что философская мудрость есть стремление к максимальному обобщению и систематизации знаний, целостному, теоретически обоснованному знанию о мире.

Философская мудрость формировалась как единая система знаний о мире, объединившая естественно-научные и гуманитарные представления. С течением времени из неё выделяются науки о природе и науки об обществе и человеке (этика, эстетика, логика, психология, социология и др. )

За долгие годы своего развития философия стала многомерным, внутренне неоднородным знанием, каждый из разделов которого изучает определенную область реальности и существует относительно самостоятельно: онтология, антропология, социальная философия, гносеология, методология, аксиология.

 

 

 

Рисунок 2 – Сопоставление разделов философии с предметом изучения

 

Из схемы следует: онтология (гр. ontos – сущность, бытие; logos – учение) – учение о бытии всего сущего, его сущности и всеобщих принципах организации; социальная философия – учение об обществе как самоорганизующейся системе, его структуре и социальной динамике; антропология – (гр. antropos – человек, logos – учение) учение о человеке, его сущности, деятельности, соотношении общества и личности; гносеология (гр. gnosis – знание, logos – учение) – учение о познании, его способах и формах, об истине и её критериях; методология (гр. methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о философских и научных методах исследования; аксиология (гр. axios – ценность, logos ­– учение) – учение о ценностях, значимых для человека явлениях и предметах, определяющих интересы, потребности и мотивы его деятельности.

Социокультурный статус философии, то есть её роль и место в жизни общества определяется социальными функциями, которые она выполняет. Философия не является «знанием ради знания», она преобразует сознание человека, его взгляды и отношения к миру, а через сознание воздействует на деятельность. Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить», и «правильно делать», а Гегель на вопрос «чему служит философия? » отвечает, что она освобождает от невежества и необходима для жизни подлинно человеческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «высокого духа», мышления.

Выделим важнейшие функции философии.

1 Мировоззренческая функция. Философия способствует систематизации знаний человека о мире, помогает понять мир в его целостности и единстве. Она вырабатывает наиболее общие идеи и представления, на которых базируется культура общества. Среди них важное место занимают философские понятия (категории) – бытие, материя, сознание, свойство, отношение, предмет, причина – следствие, случайность – необходимость, система – структура – элемент и мн. другие. Эти понятия используются в любой сфере деятельности, без них невозможно ни научное исследование, ни простая человеческая разумность. Их можно назвать предельными основаниями, универсальными формами культуры.

Помимо функции экспликации «универсалий» философия берет на себя задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого опыта. Выдвигая обобщенные идеи и представления, она способствует разработке научной картины мира, которая формируется с учетом фундаментальных научных открытий, практического опыта, философских идей и предположений.

2 Методологическая функция. На всём протяжении истории философии разрабатывались философские и научные методы исследования. Сократ считал научным методам философствования – обсуждение проблемы посредством раскрытия противоречий в высказываниях собеседника. Декарт выделял «универсальную математику» как всеобщий метод познания, Гегель и К. Маркс разрабатывали принципы и законы диалектического метода, современные философы исходят из целесообразности использования разнообразных способов и приемов исследования (от системности и синергетики до бесструктурности, изучения мира как «мозаики» фактов).

Опираясь на научные разработки, философия изучает методологию науки как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это не означает, что она претендует на роль «науки наук». Научная методология необходима в любом исследовании, но ни одна наука не разрабатывает общенаучных методов познания (эксперимент, моделирование, идеализация, формализация, абстрагирование и т. д. ), хотя использует их при изучении и обобщении фактического материала.

Разработанная философией методология, будучи универсальной, лежит в основании научного исследования и практической деятельности, не подменяя, а дополняя и обосновывая специфические методы частных наук и социальных действий людей.

3 Гносеологическая функция. Изучая специфику познания, отношение объекта и субъекта, динамику продвижения к истинному знанию, роль чувственного, рационального и иррационального в познании, философии обнаруживает общие закономерности познавательного процесса, которые проявляются в конкретных актах познавательной деятельности. Овладение философской гносеологией помогает осмыслить познавательные способности и возможности человека, сделать процесс приобретения и переработки информации более осознанным и тем самым прививает вкус к абстрактному мышлению и творческому освоению действительности. В этом смысле изучение гносеологии и философии как таковой – «настоящая школа творческого мышления».

4 Аксиологическая функция. Философия помогает человеку в определении жизненных ценностей, системы значимых принципов и идеалов, лежащих в основе деятельности, она способствует решению проблемы смысла жизни, отношения к смерти и т. д. Роль философии в жизненно-значимых поисках человека состоит не в том, что она дает готовые рецепты, а в том, что, опираясь на мудрость предшествующих поколений, предлагает варианты решения проблем и предостерегает от одностороннего и необдуманного их решения.          

5 Критическая функция. Поиск решения философских вопросов сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, стереотипов, препятствующих истинному знанию. Философия учит критичности мышления. Первое её условие – ничего не принимать на веру, она расшатывает догмы и устаревшие взгляды.

Ф. Бэкон писал, что во все века философия встречала на своём пути «докучливых и тягостных» противников: суеверие, слепая религиозная вера, субъективизм, неточность языка, логические погрешности и др. В основе этих заблуждений разума («призраков») лежит вечный враг живого интеллекта – укоренившаяся привычка мыслить догматически, приверженность абсолютным истинам, с которыми согласовывается всё новое. Современный философ Ж. Делез отмечает: критика – «образ жизни философа, потому что он намеренно стремится использовать форму критики, как молот».

Однако философская критика диалектична: она предполагает не только отрицание устаревших идей и ценностей, но и усвоение позитивного опыта предшествующей культуры. Она производит своеобразную «селекцию», аккумуляцию позитивных элементов культуры с целью передачи последующим поколениям.

6 Воспитательная функция. Философия формирует человека как индивидуальность, личность. Она раскрывает ему богатство духовного мира и нацеливает на самосовершенствование. Она способствует развитию творческого потенциала, критичности, рефлексии, учит человека размышлять о себе самом и внешнем мире, воспитывает в человеке свободу и неустрашимость духа. Благодаря философии «человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев» [10, C. 4].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...