Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение тем по модулям




Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать теоретические основы русского языка и культуры речи,

Иметь представление о системе стилей литературного языка, о жанрах, используемых в учебно-речевых ситуациях,

Владеть навыками создания профессионально-значимых нормативных текстов;

Уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (семинары)    
Лабораторные работы    
Самостоятельная работа    
Курсовые работы/рефераты    
Вид итогового контроля   экзамен

 

Содержание дисциплины

Распределение тем по модулям

№ п/п 1 модуль
1. Общение как одна из главных потребностей человека. Общение и культура речи. Речевой этикет. Деятельность общения и речевая деятельность Речевая ситуация и ее компоненты. Виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Формы общения: закрытое, открытое, смешанное.
  Вербальное и невербальное общение. Их национально-культурная специфика.
3. Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.  
  Промежуточный контроль
  2 модуль
  Законы общения, правила и приемы.  
  Социально-функциональные разновидности языка. Типы русской речевой культуры. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.
  Особенности научного стиля. Композиция научного текста. Требования к реферату, конспекту, тезисам, аннотации как жанрам научного стиля.  
  Промежуточный контроль
  3 модуль
  Официально-деловой стиль, его специфика  
  Публицистический стиль, особенности функционирования в нем языковых единиц. Язык СМИ и реклама. Языковые особенности рекламных текстов.
  Особенности разговорно-бытового стиля.
  Промежуточный контроль
  4 модуль
  Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.  
  Нормы устной и письменной речи. Ошибки, свойственные как устной, так и письменной речи. Нормы произношения и ударения, нормы словоупотребления, грамматические нормы.  
  Промежуточный контроль
  Итоговый контроль: экзамен
  Вопросы к экзамену по курсу «Основы речевой культуры дефектолога»

Общая оценка (экзамен) складывается из оценок промежуточных контрольных работ (практическая часть) и ответа на вопросы на экзамене (теоретическая часть).

Каждый модуль представлен несколькими лекциями. Каждая из них предваряется кратким понятийно-терминологическим аппаратом, содержит необходимый теоретический материал, вопросы для самоконтроля. В конце каждого модуля представлены практические задания, правильное выполнение которых и оценивается как промежуточный итог самостоятельной работы студента.

Рекомендуемая литература представлена в конце курса.

 

 

МОДУЛЬ 1

 

Лекция 1

Роль общения в жизни человека.

Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.

 

1. Деятельность общения и речевая деятельность.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.

Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив, в общении оформляются и черты личности.

Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».

Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.

Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).

Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.

Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов (мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.

В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.

 

2. Речевая ситуация и ее компоненты

Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...