Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия.

Методика развития координационных способностей.

 

Основные методические подходы при воспитании коорд. способностей:
1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их коорд сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упр-я, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие коорд. способностей.


2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.


3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятия. Прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физ подготовке.


4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя).

Возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать:
1. Упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

2. Разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

3. плавание

4. массаж, сауну, тепловые процедуры.


2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности::

1. в процессе физ воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление напряженности;

2. Применять на занятиях спец упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Для этого использовать сочетание расслабления одних м. групп с напряжением других; контролируемый переход м. группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

 

Методы развития координационных способностей:
1) стандартно-повторного упражнения;
2) вариативного упражнения;
3) игровой;
4) соревновательный.


С тандартно-повторный метод — для изучения новых достаточно сложных двиг действий, т.к. овладеть ими можно только после большого кол повторений в отн. стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
1. строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигат. действия (изм-е силовых параметров, например прыжки в длину, вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
2. изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упр с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
3. изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
4. «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
5. выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
6. выполнение упр с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

 

Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия.

 

Для разных типов равновесия используются следующие методические приемы:
1. Для позностатического равновесия:

· удлинение времени сохранения позы;

· исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;

· уменьшение площади опоры;

· увеличение высоты опорной поверхности;

· введение неустойчивой опоры;

· введение сопутствующих движений;

· создание противодействия (парные движения);

2. Для динамического равновесия:

· упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

· упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (ин-вентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).


Развитие коорд. способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях.

 

Общая установка при занятиях «на координацию» должна ис-ходить из след/ положений:

1. заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

2. нагрузки не должны вызывать значительного утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо;

3. в структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей желательно планировать в начале основной части;

4. интервалы между повторениями отдельных упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;

5. воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

 

Способность к точному выполнению движений развивают прежде всего посредством применения общеподготовительных упр при систематическом повышении их координационной сложности. Их примером м.быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движений и положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений.

 

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...