Выходные данные статьи из научного журнала
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - 1999. -№3. - С. 35-39. Образец: Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. -1998. -№1. -С. 15-17. МОДЕЛЬ 4 Выходные данные автореферата диссертации Фамилия И.О. Тема диссертации: Автореф. дис.... канд. техн. наук / Сарат. гос. техн. ун-т.-Саратов: СГТУ, 2003. - 24 с. Образец: Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных машин: Автореф. дис......канд. тех. наук / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург, 1997.-13 с. Примечания: 1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (!!!) фамилии. 2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек. 3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью. 4. Названия издательств не ставятся в кавычки. 5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует. 6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная «С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная «с» с точкой, указывающей на сокращение. Другое, не менее важное свойство научной речи - логичность — проявляется прежде всего в целесообразно организованной структуре любой научной работы. Композиция научного текста Введение должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, формулируется цель работы. Нередко цель работы формулируется в виде тезиса. ТЕЗИС - это стержень речи, который автор постоянно держит в памяти, чтобы сохранить смысловое единство речи. Тезис содержит сжатый определенный ответ на основной вопрос, обсуждаемый в тексте. При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов.
Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса. Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме. . При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.
Письменные жанры научной речи: аннотация, реферат, рецензия
Аннотация, реферат, рецензия относятся ко вторичным текстам, так каксоставляются на основе уже имеющихся опорных текстов. Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборников), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?». Она, как правило, состоит из простых предложений и следует непосредственно за выходными данными работы. Аннотация состоит из трех обязательных частей: 1) характеристика; 2) цель автора; 3) адресат первичного текста. Кроме этого, могут быть факультативные части: описание композиции, иллюстративного материала.
Пример правильной аннотации: Энциклопедический словарь юного физика/ Сост. В.А.Чуянов.- М.: Педагогика, 1984.- 352 с., ил. (1) Словарь дает ответы на многие вопросы из области физической науки, рассказывает о ее развитии и современных проблемах, о роли физики в научно-техническом прогрессе человечества. Книга содержит сведения о жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в развитие науки. (2) Одна из задач словаря – помочь учащимся в выборе профессии. В словаре даются практические советы юным физикам. (3) Для школьников среднего и старшего возраста. Цифрами в тексте обозначены обязательные компоненты: 1- краткая характеристика, 2- задачи, 3- адресат первичного текста. В неправильно составленных аннотациях один или несколько из обязательных компонентов отсутствует.
Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Реферирование включает осмысление текста, преобразование информации и создание нового текста. В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. Основные требования, предъявляемые к реферату: - информативность, полнота изложения; - объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; - корректность в подаче и оценке материала.
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы. Виды рефератов
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
Рецензия — разбор и оценка научного, а также художественного, кинематографического, музыкального произведения. Автор, анализируя произведение, указывает на достоинства и недостатки, высказывает свою оценку Отзыв — это мнение о произведении, впечатление о нем В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ важной является общая оценка. Рецензия - это письменный разбор, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы. В отличие, от рецензии, отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени. Типовой план для написания рецензии и отзывов Предмет анализа. (В работе автора..., В рецензируемой работе...; В предмете анализа...) 1.Актуальность темы. [Работа посвящена актуальной теме...: Актуальность темы обусловлена...; Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...) 2.Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является...; В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...) 3.Краткое содержание работы. 4.Общая оценка. (Оценивая работу в целом...; Суммируя результаты отдельных глав...; Таким образом, рассматриваемая работа...; Автор проявил умение разбираться в.... систематизировал материал и обобщил его...; Безусловной заслугой автора является новый методологический подход (предложенная классификация; некоторые уточнения существующих понятий...); Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты; Работа, бесспорно, открывает...)
5.Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том...: К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...); Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...); Существенным недостатком работы является...; Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечный результат работы...:Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее молено считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...; Упомянутые недостатки связаны не столько..., сколько...). 6.Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет большое значение...; Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..,;Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени...; Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...). Учебно-научная речь Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение. · Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем. · Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. · Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего. · Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем. · Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.
Приведем пример учебно-научного текста. 1. Теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.). 2. Доказательная часть - пример. 3. Объяснение примера. Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося. · Объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение. · Объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения. Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера: · соответствие теоретическому положению и приведенному примеру; · подведение данного частного случая под общее положение. Существуют различные виды ответов. · Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определения понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются какими-либо сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче - назвать предмет, описать его признаки. Последовательность работы над составлением устного ответа-анализа следующая: · сформулировать правило; · подобрать примеры; · прокомментировать (объяснить) примеры. Приведем пример ответа-анализа. · Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?", "На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?". Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение. · Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции. Приведем пример ответа-группировки. Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр.
Контрольные вопросы: 1. В какой сфере применяется научный стиль? 2. Какие качества научной речи вы можете назвать? 3. Каковы особенности лексики научного стиля? 4. Каковы особенности морфологии научного стиля? 5. Каковы особенности синтаксиса научного стиля? 6. Какие разновидности научного текста вы можете назвать? 7. Какие жанры используются в каждой разновидности? 8. Охарактеризуйте композицию научного текста. 9. Перечислите известные вам виды вторичных текстов. 10. Дайте характеристику аннотации. 11. Какие виды рефератов существуют? 12. Какие обязательные компоненты отражают рецензии? 13. Чем характеризуется учебно-научная речь? 14. В чем особенности жанров сообщения и ответа? МОДУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Охарактеризуйте выделенные в тексте слова с точки зрения их принадлежности к следующим группам лексики: 1. Термины. Книжная лексика. Клише.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|