Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник




ГЛАВА XVII

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ТОЛКОВАНИЕ) ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ

Понятие интерпретации (толкования) правовых текстов

Интерпретация является одним из ключевых понятий современной социальной философии, используемых для объяснения специфики социального. Как уже отмечалось, любое общество предполагает ос­мысленность социальных действий своих членов, которая выявляется в процессе их социальной интерпретации как действий, соответ­ствующих или не соответствующих социальным ожиданиям, опреде­ляемым культурой общества. Отсюда следует вывод о том, что обще­ство представляет собой совокупность людей, выделяемую на основе воспроизводимой ими системы коммуникативных действий, интер­претируемых в качестве общезначимых, т. е. социально осмысленных и социально признанных. Следовательно, социальное, в том числе и правовое, существует только через деятельность субъектов, интер­претирующих имеющую текстуальную форму социально значимую информацию в процессе коммуникативного взаимодействия. Таким образом, интерпретация предстает как способ социального бытия человека. В самом общем виде понятие интерпретации можно опреде­лить как интеллектуально-эмоциональный процесс понимания социальной реальности с помощью средств языка.'

' Ср.: «Интерпретация есть высказывание, овладевающее реальностью с помощью значащих выражений» (Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 5). Ср. также: «Феноменология... утверждает, что кон-ституирование мира посредством актов интерпретации равным образом свойствен­но и участнику событий, и их наблюдателю...» (Силвермен Д. Предварительные замечания // Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 37).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

Сказанное в полной мере можно отнести и к праву как явлению социальному, а следовательно, коммуникативному. Как уже отмеча­лось, право есть то, что интерпретировано как право, и вне ин­терпретации субъектами как внешнее по отношению к ним объек­тивное явление не существует. Следовательно, право есть там, где можно сказать, что оно есть. Право есть там, где сказанное может быть понято Другими. Право есть там, где возникает возможность и необходимость коммуникативно действовать в соответствии со ска­занным. Таким образом, право как интерсубъективное явление не существует вне интерпретации правовых текстов, т. е. не преломляясь сквозь структурированное языком человеческое сознание.

Толкование правовых текстов может пониматься в широком и узком смыслах. В широком смысле толкование правовых тек­стов представляет собой социальный процесс, посредством кото­рого происходит конституирование права как такового. Соци­альную легитимность правовых текстов определяют доминирующие ценности культуры. Далеко не всякий текст получит социальное при­знание в качестве правового текста, опо среду ющего правовую ком­муникацию. Для того чтобы текст (например, текст закона) был ин­терпретирован в качестве правового текста, информирующего субъектов об их взаимных правах и обязанностях, он должен соот­ветствовать базовым ценностям культуры, т. е. предстать как текст культуры. Тексты культуры получают правовое значение и стано­вятся источниками правовых норм и возникающих на их основе субъективных прав и правовых обязанностей субъектов, т. е. стано­вятся информационными источниками правовой коммуникации, когда они социально интерпретируются как имеющие социально признанный предоставительно-обязывающий характер. Таким образом, в широком смысле интерпретация правовых текстов представляет собой интел­лектуальный и эмоциональный процесс, включает в себя интеллек­туальную и эмоциональную составляющие, т. е. рациональный и иррациональный уровни, объяснение и понимание (см. главу IV «Понятие права», главу VI «Правосознание») и является составной частью правовой коммуникации.

Осуществляемая субъектами в процессе правовой коммуника­ции интерпретация правовых текстов всегда осуществляется в оп­ределенном социокультурном контексте, своего рода смысловом


Глава XVII. Интерпретация (толкование) правовых текстов

пространстве, которое «организуют» базовые ценности культуры. Конкретный социокультурный контекст, в котором действуют субъекты коммуникации, обусловливает особенности понимания ими смысла интерпретируемой информации, содержащейся в правовых текстах. В конкретном социокультурном контексте отдельные аспекты вло­женной в правовой текст информации могут актуализироваться, другие, напротив, — утратить свою актуальность для интерпретирующих субъектов. Соответственно контекст задает границы интерпретации правовых текстов. Кроме того, все, что нами в процессе интерпретации описывается или объясняется, зависит от возможностей принятой системы языка. Поэтому границы интерпретации являются одновре­менно и границами нашего мира и смысла.2

Толкование правовых текстов в узком смысле, в его прикладном, правореализационном значении, представляет собой не социальный, а индивидуальный интеллектуальный процесс, направленный, во-первых, на установление смысла правовых текстов применительно к поведению правовых субъектов (уяснение права), а во-вторых, на разъяснение этого смысла другим субъектам правовой комму­никации (разъяснение права).

Толковаться может только то, что выступает в качестве текста, т. е. связанного знакового комплекса «означающее — означаемое». Но следует различать правовые тексты, т. е. тексты, предписывающие определенное поведение и являющиеся легитимными основаниями для субъективных прав и правовых обязанностей, и тексты, тем или иным образом отражающие правовую действительность, т. е. сло­жившиеся представления, суждения о праве, его оценки, которые по­лучили текстуально-языковую форму выражения. Подобным толко­ванием права являются различные научные и художественные тексты, в том числе настоящий учебник.

В отечественной теории права, сложившейся под влиянием эта- тистской традиции, принято употреблять понятие «толкование права». Такое словоупотребление объясняется тем, что, как уже неоднократно отмечалось, для правового этатизма характерно сведение права к его текстуальной форме, т. е. отождествление права с законодательством.

2 Марков Б. В. Коммуникация и интерпретация // Марков Б. В. Знаки бытия. СПб., 2001. С. 448-449.


27-1351

 

 


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

Соответственно толкование закона и рассматривается как толкование самого права. При этом толкование закона сводится прежде всего к выявлению логического значения его статей, поэтому истолкованы могут быть как тексты права, так и тексты того, что когда-то было правом (например, памятники права прошлого).

Однако, как представляется, для полноценной интерпретации этого явно недостаточно. Правовой текст всегда имеет автора и именно от него получает свою коммуникативную направленность. Таким автором может быть конкретное физическое лицо (президент, мо­нарх, губернатор), «коллективное» лицо (законодатель), «обезличен­ное» лицо (жители определенной местности, народ, общество в це­лом), «мифологизированное» лицо (боги, духи). Даже максимально обезличенный и отчужденный от субъекта правовой текст всегда соответствует тому культурному контексту, в рамках которого он возникает. Поэтому задача интерпретатора заключается не только в уяснении и объяснении логического смысла правового текста, но и в его понимании, которое дается через «вживание» в духовный мир автора, мир его мотиваций и целеполаганий, через восприятие той культурной среды, которая «породила» самого автора.

Толкование правовых текстов (юридическая интерпретация) — как уяснение их смысла — является необходимым элементом лю­бой правореализационной коммуникативной правовой деятельности. Второй же его этап — разъяснение этого смысла другим участни­кам правовой коммуникации — выступает на первый план при возникновении различных правовых коллизий, и особенно в про­цессе правоприменения.

Объект толкования

Как уже было отмечено, в праве объектом толкования выступают различные знаки правовой действительности — правовые тексты,

т. е. то означающее, на основе которого происходит конституирова-ние правовых норм и правовых отношений. Соответственно объек­тами толкования могут быть различные текстуальные источники правовых норм, как первичные (законы, правовые обычаи), так и вторичные (правоположения судебной практики, индивидуальные правовые акты), текстуальные аспекты правовых отношений — акты


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...