Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение об Обратных Связях




Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том: как я его воспринимаю; что чувствую в связи с нашими отношениями; какие чувства вызывает у меня его поведение.

Указания:

  1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
  2. Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

 

Предостережения:

  1. Не давай оценок.
  2. Не давай советов.

 

Помни: Обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.


Встреча пятая

Целью пятой встречи является: открытие в себе сильных сторон, то есть таких качеств, навыков, стремлений, поступков, которые мы принимаем, ценим, любим в себе, которые дают нам чувство внутренней устойчивости и доверия к самим себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими; определение своих личностных ценностей.

 

Мы привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть и еще одна, не менее, если не более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Хочу обратить ваше внимание, что "сильные стороны" – это не то же самое, что "положительные черты характера" или "достоинства ".

 

Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его или оно не соответствует моральным нормам. Поэтому, если мы будем анализировать "сильные стороны" только как возможность для человека найти внутреннюю опору, очень важно принимать во внимание, для чего использует тот или иной человек свои сильные стороны. Проведя "инвентаризацию" своих сильных сторон, можно подумать о том, как лучше воспользоваться ими для создания чего-то по-настоящему ценного. В своих поступках человек руководствуется системой индивидуальных ценностей, то есть тем, во что верит, что считает важным и значимым. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Задания для ведущего

Твоей основной задачей является помощь всей группе и каждому участнику в отдельности в проведении поисков. Однако ты не являешься ни руководителем ни учителем, ни судьей, ни надзирателем. Ты не должен доказывать себе или другим, что в чем-то превосходишь их, не должен проверять себя или стараться вызвать восхищение или страх.

 

Твоя помощь должна заключаться в следующем:

  • в подготовке помещения, в котором будет проходить встреча, таблицы с Правилами Совместных Поисков, которую ты должен повесить на видном месте;
  • в подготовке материала: листочков бумаги, карандашей и карточек с перечнем Качеств, Важных для Межличностных Отношений. Этими карточками вы уже пользовались дважды – в ходе первой и третьей встреч;
  • в оглашении инструкций и контроле над длительностью отдельных ситуаций;
  • в поддержке некоторых участников при выполнении их личных заданий; если у кого-то возникнут трудности, ты можешь помочь, напомнив основные элементы инструкции или подбодрив его;
  • в организации общего обсуждения впечатлений с учетом Правил Совместных Поисков.

 

Может быть, некоторым участникам группы будет трудно говорить о себе в положительном ключе, потому что считается, что это неловко, не принято, даже смешно. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы все серьезно относились к этим упражнениям. Часто бывает, что, говоря о себе хорошо, люди в то же время стараются застраховаться и как бы берут свои собственные слова в кавычки, чтобы легче потом было от них отказаться, или же иронизируют, посмеиваются над собой. Следи за тем, чтобы этого не было. Если за время предыдущих встреч между вами установились отношения взаимного доверия, сложилась атмосфера психологической безопасности, упражнения этого занятия должны получиться легко.

 

Последнее упражнение, в котором участники будут говорить о своих ценностях, о том, во что верят, что в их жизни играет важную роль, для некоторых людей может оказаться чересчур трудным. Им может показаться, что говорить на эту тему так неловко или бессмысленно, что лучше и не начинать. Конечно, заставлять никого нельзя. Если не удастся их убедить, можно предложить поразмышлять об этом про себя.

 

Поскольку данный сценарий – последний в этой книге, тебе нужно будет организовать обсуждение на тему "Что делать дальше?". Если идея таких встреч покажется вам интересной, если эти пять занятий не охладили ваш пыл и не удовлетворили любопытство, вы можете сами придумать программу дальнейшей совместной работы. Может быть, какие-то идеи в этом направлении вам подскажут главы данной книги, посвященные разрешению конфликтов или личностным проблемам.

 

У меня есть еще просьба к тебе, ведущему этого занятия. Попробуй описать, как проходили ваши встречи, оцени, пожалуйста, возможности, которые открыли перед вами упражнения.

 

Сценарий ситуации

Все встают рядом в круг в центре комнаты, поближе друг к другу. Ведущий инструктирует следующим образом: "Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... подержит его руку в своей; постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... а теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь... постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... а теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании; почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута)... а теперь попробуйте посчитать каждый выдох... и на пятом – откройте глаза..."

 

Все садятся в круг, и ведущий начинает упражнение на определение сильных сторон каждого. После небольшой паузы каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий "не брал в кавычки" свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, безо всяких "но", "если" и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Ведущий и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

 

Итак, вызывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и, даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: "А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны ты не мог бы назвать?" Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

 

По истечении 3-4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

 

После того как все высказались, ведущий раздает листочки и карандаши, предлагая всем попытаться "провести инвентаризацию" разных своих сильных сторон и переписать их на листочке. Он предупреждает, что листок принадлежит только тому, кто будет на нем писать, и не должен показываться остальным. Ведущий предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось, но и все другие сильные стороны, которые каждый осознает в себе в настоящее время. Через 10 минут ведущий раздает всем листочки с перечнем Качеств, Важных для Межличностных Отношений, использовавшиеся в ходе первой и третьей встреч. Напротив каждого качества написана цифра от "0" до "6", с помощью которой каждый участник на первой встрече оценивал степень выраженности у себя той или иной черты. Ведущий просит всех заново оценить те же самые качества.

Так же, как и в начале встреч Лаборатории, каждый член группы должен решить, в какой мере описание данного качества может быть отнесено к нему, и вписать (справа от квадратика с ранее проставленной цифрой) цифры от 0 до 6. Если человек считает, что описание данного качества совершенно не относится к нему, он вписывает 0, если думает, что это качество в незначительной степени присуще ему, он пишет "1", если описание, по его мнению, полностью ему соответствует – ставит "6".

 

Это задание не должно занимать более 10 минут.

 

После этого участники образуют группы по три человека. Каждая из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 30 минут. Ведущий может предложить, хотя это и не обязательно, поделить время так, чтобы у каждого члена тройки была возможность обсудить свои сильные стороны и посоветоваться с другими о способах использования их не только для себя лично. Важно, чтобы в конечном итоге каждый оставался автором своих решений, то есть чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что "следует хотеть". Задумываясь об использовании сильных сторон, важно прежде всего принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие повседневно.

 

Через 30 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза (можно также сесть на пол в тесный круг). После чего он произносит следующие слова: "А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет из себя наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, а когда почувствует, что больше ему говорить не хочется, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет очередь до него, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда кончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить. Может быть, будет проще, если вы начнете со слов: "Я верю...", или: "Для меня важно...", а потом перечислите то, что захотите".

 

Когда все закончат упражнение, ведущий попросит всех открыть глаза и занять свои места. Дальше он начинает обсуждение вопроса о том, что же делать потом. Желательно, чтобы этот разговор не затягивался более чем на 15-20 минут. Может быть, участники захотят продолжать встречи, если нет – пусть попробуют придумать и реализовать какую-то форму прощания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...