Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 1.4. Философия эпохи Нового времени




Рабочая программа дисциплины

Философия

 

Направление подготовки

080400 – Управление персоналом

Профиль

Управление персоналом организации

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Саратов

2013 год


Цели освоения дисциплины

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Основная цель курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения. Это связано с решением ряда задач:

- развитием у студентов интереса к фундаментальным знаниям,

- стимулированием потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности,

- усвоением студентами комплекса философских концепций человека, бытия, познания и мирового историко-культурного процесса в их взаимосвязи и развитии.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина и относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). В ее объем входит рассмотрение различных форм бытия; процессов развития природы, общества и сознания; различных сфер социокультурного пространства (науки, искусства, религии и т.д.); мировой философской мысли в её истории; теории и практики общественной коммуникации; процессов познавательной и творческой деятельности; философских аспектов формирования и развития личности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»

В результате освоения дисциплины «Философия» студент формирует следующие компетенции: должен обладать знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2).

В частности, в результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- предмет, структуру, метод и функции философии;

- восточные и западные типы философствования;

- основные понятия, категории современной философии;

- природу сознания, его социальную сущность;

- философские концепции истины;

- подсистемы общества, их соотношение;

- основные взгляды на место человека в мире;

уметь:

- оценивать достижения культуры на основе знания современных философских направлений и школ; осознавать роль основных исторических типов философского познания и осмысления ведущих тенденций эпохи в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека;

- логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- вести дискуссии, полемику, диалог;

- правильно использовать методы диалектического и формально-логического мышления в профессиональной деятельности;

владеть:

- методами логического анализа различного рода суждений и методами философского познания;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;

- навыками работы в коллективе над решением научных проблем.

- способностью использовать теоретические общефилософские знания в практической деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины «Философия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Формы промежуточной аттестации
лекции семинары сам. работа всего
1. Философия и ее историческое развитие              
1.1. Предмет философии, ее структура и функции             опрос, реферат
1.2. Античная философия             опрос, реферат
1.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения             опрос, реферат
1.4. Философия Нового времени и Просвещения             опрос, реферат
1.5. Немецкая классическая философия             опрос, реферат
1.6. Европейская философия XIX – начала ХХ века             опрос, реферат
1.7. Современная европейская философия   7-8         опрос, реферат
1.8. Философия в России             опрос, реферат
2. Теоретическая философия              
2.1. Философское учение о бытии             опрос, реферат
2.2. Философское учение о сознании             опрос, реферат
2.3. Теория познания. Истина и ее критерии   12-13         опрос, реферат
2.4. Философия науки. Методы и формы научного познания             опрос, реферат
2.5. Философская антропология             опрос, реферат
2.6. Социальная философия             опрос, реферат
2.7. Философия истории             опрос, реферат
2.8. Философия и глобальные проблемы современности             опрос, реферат
                экзамен
  Итого              

Раздел 1. Философия и ее историческое развитие

ТЕМА 1.1. Предмет философии, ее структура и функции

 

Происхождение термина «философия». Проблематика философии. Природа философского знания. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, праксеологическая, аксиологическая, общекультурная. Разделы философии. Методологическая база философии. Источники философии. Миф и религия как специфические типы мировоззрения. Философия как особая форма познавательного отношения к миру. Разделы философии. Место философии в системе научного знания. Философия как форма ценностного сознания и как форма самосознания культуры.

 

ТЕМА 1.2. Античная философия

 

Периодизация. Проблема генезиса философии в древней Греции. Натурфилософия в античности. Антропологический поворот V в.: софисты и Сократ. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение о душе; миф о пещере. Учение об идеальном государстве. Критика платонизма Аристотелем. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания и логика. Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Стоицизм. Скептицизм.

ТЕМА 1.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

 

Периодизация. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума в средние века. Августин как представитель патристики. Фома Аквинский как представитель схоластики. Доказательства бытия Бога. Проблема универсалий: реализм и номинализм. Современные интерпретации наследия средневековой философии. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Основные направления философии Возрождения. Натурфилософия Возрождения. Магия и алхимия. Пантеизм. Философские воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социально-политические воззрения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

ТЕМА 1.4. Философия эпохи Нового времени

 

Общая характеристика философии эпохи Нового времени. Натурфилософский механицизм философии XVII-XVIII вв. Эмпиризм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Учение о первичных и вторичных качествах. Рационализм (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Учение о субстанции. Идеология эпохи Просвещения. Учения французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Социальные учения философов Нового времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...