Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Методы криминологического исследования




Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов (или совокупности), с помощью которых изучаются различные проблемы преступности.

«Methodos» с греческого языка – это буквально путь к чему-либо, исследование. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы.

Метод – это прием, способ исследования.

Методика – совокупность методов исследования.

Методология – учение о путях, методах научного исследования чего-либо.

Методология криминологического познания базируется на следующих постулатах (принципах):

во-первых, преступность рассматривается как социальное явление, и, соответственно, при ее исследовании используются методы социальных наук;

во-вторых, преступность анализируется во взаимодействии, взаимозависимости с другими явлениями и процессами;

в-третьих, процесс рассмотрения криминологически значимых явлений (преступления, преступности, их детерминации, причин, личности правонарушителя и т.п.) должен осуществляться в их движении и изменении;

в-четвертых, при исследовании учитываются как внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений, так и внешние противоречия между криминальными и иными явлениями.

Методы криминологического исследования – это система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

Методы, применяемые в криминологических исследованиях можно условно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы познания – это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания.

Анализ – процесс мысленного или реального разложения целого на части.

Синтез – это процесс соединения элементов в единое целое.

Индукция – это способ рассуждения от частных фактов и положений к общим выводам.

Дедукция – это процесс выведения следствия из посылок, совершаемый на основе законов логики и носящий достоверный характер.

Абстракция – это процесс мысленного выделения определенных свойств и связей изучаемого явления и отвлечение их от побочных процессов.

Обобщение – это отражение и формулирование тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Аналогия – это соответствие, сходство предметов, явлений или процессов в каких-либо свойствах.

Системный подход – это процесс рассмотрения тех или иных объектов как системы, имеющей многообразные связи.

Системный анализ – это совокупность методологических средств и приемов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам.

Математические методы – это совокупность способов, подходов, путей и средств количественного и качественного познания предметов реального мира.

Статистическое наблюдение – это организованный сбор информации о массовых социальных явлениях, имеющих отношение к кримисследованию.

Статистическая группировка – это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам.

Корреляция – это вероятностная или статистическая зависимость.

Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований – это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

Наблюдение – это метод, связанный с непосредственным восприятием исследователем с помощью органов чувств какого-либо факта или явления.

Опрос – это метод сбора об объективных фактах, мнениях, знаниях и т.д., основанный на непосредственном (очный опрос – интервью) и опосредованном (заочный опрос – анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Анализ (изучение) документов – это деятельность по изучению специально созданного человеком предмета, предназначенного для передачи или хранения информации (например, уголовные дела, письма, характеристики, переписка и пр.), представляющей интерес в криминологических исследованиях.

Контент-анализ – это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста.

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам, важным для исследователя.

Экстраполяция означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть и используется, как правило, для кратковременных прогнозов преступности.

Интерполяция – это восстановление в динамических рядах отсутствующих элементов на основе имеющихся данных.

Моделирование – это способ исследования процессов или системы объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации. Эффективное исследование такого комплексного явления, как преступность невозможно без использования методов моделирования.

Эксперимент (проба, опыт) определяет характеристики функционирования объекта в заданных условиях с целью получения новой информации о нем.

Социометрия – это процедуры и способы измерения эмоционально психологических связей между людьми.

В целях получения достоверных и качественных выводов по результатам криминологических исследования при применении методов необходимо соблюдение ряда принципов:

а) объективность, т.е. требование совпадения результатов применения различных методов, независимо от характеристики исследователя;

б) законность, т.е. решение поставленной задачи такими методами, которые позволяют зафиксировать истинную, а не искаженную картину наблюдения;

в) надежность, т.е. способность метода давать аналогичные результаты при неоднократном его использовании для изучения одного и того же неизменного явления (объекта).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...