Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайная жизнь петербургских памятников




 

Книга Сергея Носова, вышедшая в 2008 году, в 2009 собрала неплохой урожай - попала сразу в два шорт-листа: НОСа и Нацбеста, да и читателям она полюбилась.

Книжка представляет из себя сборник рассказов о петербургских памятников, с предисловием и предметно-именным указателем.

В предисловии Носов обозначает памятники как некую особую форму жизни, они конечно не живут в нашем понимании слова, но и неодушевлёнными вещами не являются. По мнению Носова, в нашем языке просто нет такого понятия, которое бы смогло точно охарактеризовать бытие памятников. Так что эти немые хранители истории, ведут свою, загадочную и не такую уж долговечную, как можно было бы предположить, жизнь.

К каждому рассказу прилагается фотография памятника, не скучная официальная версия, но явно любительская, обращающая внимания на те самые детали, о которых далее в рассказе пойдёт речь. А детали Носов очень любит и уделяет им особое внимание. Неприметные надписи, странные то ли недочёты архитектора, то ли гениальные задумки, спрятанные предметы и совсем уж нехарактерные для памятных табличек слова.

Читая эту книжку создаётся впечатление, что ты сидишь где-то в Петербурге (может быть как раз на Манежной площади, возле несуществующего памятника Гоголю) и слушаешь забавные и интересные байки вполне себе серьёзного краеведа Сергея Анатольевича. А рассказывать Носов умеет и не подумаешь сколько материала было перелопачено для того чтобы так легко и просто рассказать о каждом понемножку. Правда героями этих рассказов являются не всем известные и обязательные для каждого путеводителя памятники, а забытые, неприметные, далеко не всем петербуржцам известные скульптуры. И истории у этих позабытых не самые радужные и чего только с ними не приключалось, а поди ж ты, стоят и даже книжки о них теперь пишут.

В своих рассказах Носов упоминает не только памятники известным людям, есть ещё и крайне интересная глава о памятниках числам и математическим величинам и скульптуры животных тоже не обошли стороной.

После прочтения этой книги навряд ли уже так же просто как раньше будешь проходить мимо приевшегося уже бронзового изваяния в каком-нибудь провинциальном городке. Теперь непременно остановишься и задумаешься: сколько же он видел, сколько пережил, интересно, что он обо всём этом думает? И чтобы о нём написал в своей книжке Носов? Носов бы непременно нашёл что-нибудь интересное.

Институт сновидений

 

Название «Институт сновидений» - звучит интригующее, первая моя ассоциация была с знаменитым НИИЧАВО Стругацких. Что-то с налётом фантастики и с примесью советской реальности. В общем-то, впечатление верное, фантастические и фольклорные мотивы в романе видны невооружённым глазом, особенно в первой части.

По сути, книжка эта - сборник рассказов, поделённых на две большие части. Первая, давшая название всему роману - «Институт сновидений. Старгород двадцать лет спустя». И вторая - просто «Старгород». Хронологически они расположены в обратном порядке, т.е. «Старгород» был написан раньше, в 1995, «Институт сновидений» появился в 2009. В большинстве версий, так же присутствует статья Ольги Лебедушкиной с анализом творчества Алешковского.

Как уже упоминалось, роман и не роман толком, а сборник рассказов, объединённых географическим местом - городом Старгородом, откуда родом все герои рассказов.

Первая часть, на мой взгляд, выгодно отличается от второй общим оптимистичным настроем и лёгкостью сказочного повествования. Русалки, оборотни-огруцы, заколдованные обезьяны и прочая привычная и не очень русскому читателю нечисть, то и дело мелькает в современном Старгороде. И, как и полагается такому месту, жители всем этим явлениям особо не удивляются, да и неясно толком, верят ли в их существование, но через плечо исправно поплёвывают и от греха подальше крестятся. На протяжении всего чтения первой части меня неотступно преследовала мысль, что где-то что-то похожее я уже видела. И точно, Старгород напоминает Великий Гусляр Булычёва. Разве что чудес в нём поменьше, да и говорят о них теперь шёпотом, но, что поделаешь, двадцать первый век на дворе, НЛО сейчас проще встретить, чем золотую рыбку.

Часть «Старгород» чудесами уже не изобилует, здесь простые житейские истории, странные и невероятные ровно настолько, насколько странна и невероятна наша повседневность. В этих рассказах, в меньшей степени приправленных народными прибаутками, но изобилующих народными мудростями, сквозит лёгкий холодок грусти. И всё же, даже сквозь эту плотную пелену путаных девяностых проступает что-то исконно старгородческое, а по сути - исконно русское, самобытное и чудесное. Всё здесь объясняется просто, а если не объясняется, то значит и не надо. Жители Старгорода «типичные люди», если так можно выразиться. О каждом из них уже не раз писали и русские классики и мэтры современности: добродушные богатыри, нервные, вечно озирающиеся «футлярные» люди, маленькие чиновники и большие начальники, верные жёны и раскаявшиеся грешницы, герои войны и отсидевшие своё зэки, а так же попы, юродивые и студенты. И у каждого своя история, своя философия, прописанная Алешковским так, что усваиваешь помимо своей воли. Потому что объясняют по-простому, да и разговор ведётся по-свойски, за запотевшей бутылочкой беленькой. Нет здесь высокопарных речей и нудных моралей, тут вам всё объяснят на пальцах и растолкуют на примере.

Рассказы Алешковского хочется читать, так же как и истории рассказчика - слушать. И хотя, кажется, что все они просты как пять копеек, однако ж, концовку угадать сложно, а выводы можно сделать и вовсе неоднозначные. И, конечно же, в половине персонажей узнаёшь своих соседей, родственников, учителей и вот под конец уже мерещится, что и сам ты видел огромного сома, да и про чёртову невесту тебе что-то бабка рассказывала. Да и Старгород, это часом не где-то под Нижним Новгородом? Вроде бы были у меня там родственники…

 

6. Некоммерческая издательская группа Э. Ракитской (`Э.РА`) <http://bookmix.ru/bookpublisher.phtml?s_publisher=%CD%E5%EA%EE%EC%EC%E5%F0%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%E8%E7%E4%E0%F2%E5%EB%FC%F1%EA%E0%FF%20%E3%F0%F3%EF%EF%E0%20%DD.%20%D0%E0%EA%E8%F2%F1%EA%EE%E9%20(%60%DD.%D0%C0%60)>

 

один мой друг подбирает бездомных кошек,

несёт их домой, отмывает, ласкает, кормит.

они у него в квартире пускают корни:

любой подходящий ящичек, коврик, ковшик,

конечно, уже оккупирован, не осталось

такого угла, где не жили бы эти черти.

мой друг говорит, они спасают от смерти.

я молча включаю скепсис, киваю, скалюсь.

Дана Сидерос

 

«Сумасшедший кошатник» так бы я, наверное, подумала, если бы случай занёс меня в гости к герою этой повести. Я бы стояла посреди маленькой, грязной квартиры, рассматривала странные картины, расставленные вдоль стен, и считала количество хвостов мелькающих тут и там. Навряд ли я бы думала о том, сколько похлёбки сегодня досталось тому странному коту с торчащим клыком или что обо мне думает важный, шоколадного цвета котяра, изучающий меня пристальным взглядом. Я бы, скорее всего, только удивилась, что необычные обитатели этой квартиры умудряются и не обращать на меня внимания и, одновременно, не спускать с меня глаз. Но, кошки - загадочные создания, людям их не понять.

А вот хозяин этой полуразвалившейся, продуваемой всеми ветрами квартирки, соседей своих явно понимает. Но он другое дело, он - кот. Человек, который приносит кошкам еду, слишком давно не слышал своего имени, а кот, которым он себя считает, так и остался никем не названный, так вот и получилось, что у героя этой повести нет имени. Зато имена есть у котов и кошек, а ещё у них есть истории, каждая уникальная, сохраняемая безымянным человеком бережно, в деталях. Этот человек, сторонясь людей, проходит по окраинам города, подмечает причудливые метаморфозы природы, мысленно сетует на похолодание и прикидывает, как бы так распределить остатки супа, чтобы побольше досталось старой Алисе, успел съесть своё пугливый Хрюша и что делать, если снова явится Серый.

В таких простых заботах проходит каждый день кошачьего отшельника и его котов, их мир, где-то на окраине Богом забытого городка кажется строго изолированным, особым кошачьим местом, где редкие люди и собаки слишком сильно выбиваются из общей картины, чтобы задерживаться на ней надолго. Здесь живут коты и кошки, но истории их не сильно отличаются от человеческих. Они растут, играют, дерутся, делят жилплощадь и помогают родственникам, влюбляются, дружат и умирают. Жизнь их мало отличается от человеческой, разве что только выживание не сглажено бытовым комфортом и ум направлен не на плетение интриг. Здесь нет хитроумных замыслов, витиеватых коллизий или возвышенных целей, цель здесь одна - пережить зиму, по возможности, без потерь.

Как нетрудно догадаться, человеческое существо в этом замкнутом сообществе не в чести, люди, которых мы видим глазами отшельника, в большинстве своём не делают ничего хорошего. Они не понимают жизни котов и их языка, что тоже совсем неудивительно, ведь и человеческого языка, они порой так же не могут расшифровать. И под таким взглядом, ещё меньше становится заметна разница между котами и главным героем, и только сам отшельник, иногда с досадой и некоторой брезгливостью замечает в себе эгоистичные и лицемерные человеческие черты, искренне сетуя, что стать настоящим котом у него так и не получилось.

В «Перебежчике» в глаза бросается ненавязчивая простота слога. Здесь нечасто встретишь объёмистое и сложное предложение, а описания сведены к минимуму, но при этом даются постепенно. Сначала перед тобой просто один из уличных котов, а потом вдруг появляются детали: масть, голос, нередко - какое-то своё, особенное увечье, а вслед за этим уже тянется ниточка истории. Происходящее мы видим глазами человека, но глаза эти не по возрасту зоркие, так что и кошачий мир и кошачья логика становятся чуть понятнее, хотя и не раскрывают своих секретов полностью. Нам показан небольшой отрезок жизни, по сути, один сезон - зима, но время это настолько богато событиями, оно такое напряжённое и вместе с тем размеренное и предсказуемое, что жаловаться на скуку не приходится.

Читая название «Перебежчик» ожидаешь рассказа о каком-нибудь эмигранте-диссиденте или о солдате перед непростым выбором. И, хотя навряд ли здесь можно что-то найти о первых, но вот, последнюю, военную, ассоциацию повесть вполне оправдывает, ведь будни котов действительно можно сравнить с военными действиями. И сравнение это от того страшнее, что видится нам в бытовом, рутинном аспекте, когда ранения и смерти - неизбежны и привычны, а главная забота - это добыть еду и тепло. Вопреки устоявшейся уже традиции не делить всё на белое и чёрное, здесь оттенки серого видны глазу чуть отчётливее, чем оно принято. Но ведь это и понятно, главные герои здесь - коты, а им не свойственно искать сложные объяснения простым поступкам.

 


Заключение

 

Победителем 2009 года я выбрала книжку Лены Элтанг «Каменные клёны», что соответствует и лауреату НОСа. Так случилось, что мой шорт-лист разнится с официальным ровно наполовину, а победитель и вовсе совпадает.

На мой взгляд, роман Лены Элтанг полностью соответствует как заявленной цели премии, так и её репутации медиатора в литературной жизни. С одной стороны «Каменные клёны» очень необычны и по стилистике и по сюжету, общее впечатление чем-то напоминает ощущения от прочтения «Школы для дураков» Саши Соколова, разве что сознание главных героев и их реплики более упорядочены, логика их более привычна обыкновенному человеку.

Этому роману так же свойственны множественные культурные отсылки, особенно к скандинавской и английской мифологии, а так же к античным текстам и философии. «Каменные клёны» - это роман-загадка, прочитать его один раз недостаточно, потому что нельзя охватить сразу всю историю человечества. А в голове Саши Сонли, кажется, умещается она вся, фрагментарно, перепутано, с очень странными логическими связями, но от того только более волнующая.

«Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?» наверное, этот вопрос как нельзя лучше отражён в романе «Каменные клёны» и хотя здесь нет даже намёка на ответ, разочарованными вы точно не останетесь.

С другой стороны, ничего принципиально нового Элтанг не изобрела, книга ничем не шокирует читателя, а язык, хоть и изысканный, но вполне классический. С актуальной реальностью связь довольно зыбкая, хоть действие и происходит в наше время. Привычных уже для читателя политических и социальных подтекстов тут фактически нет, да и весь мир, здесь скорее не вокруг, а внутри главных героев.


Библиография

 

1) Астахов П.А. Справочник журналиста и руководителя СМИ. Все юридические аспекты деятельности. - М.: Эксмо, 2008. - 336 с.

)   Ворошилов В.В. Журналистика: конспект лекций. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. - 64 с.

)   Корконосенко С.Г. Журналист и общество: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 88 с.

)   Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.

)   Столповская Е.Е. Социальная журналистика: веяние моды или общественный интерес? // Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы» / Под ред. Проф. В.В. Тулупова. - Факультет журналистики ВГУ, 2011. - 229с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...