Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды налогов в процентном соотношении к общему доходу США и других государств (на 1994 г.)




    Подоход-   Налог   Социаль-   Социаль-   Продажи   Особые  
    ный налог   на корпо-   ное стра-   ное стра-   и потреб-   товары  
        рации   хование   хование   ление      
            (работник)   (работо-          
                датель)          
Британия   28,4   11,0   6,6   10,0   16,6   12,3  
Канада   40,8   6,8   4,3   9,7   13,9   9,9  
Франция   11,8   5,4   13,3   27,3   18,8   8,5  
Германия   27,4   4,7   15,9   18,8   17,0   9,4  
Италия   26,3   10,0   6,3   23,6   14,7   10,6  
Япония   26,8   21,5   10,9   15,2   4,2   7,3  
Нидерланды   24,7   7,6   23,5   7,9   16,5   7,5  
Швеция   37,9   3,1   0,0   25,4   14,6   9,0  
Соединенные                          
Штаты   35,8   7,3   11,6   16,6   7,6   9,9  

Источник: The American Almanac 1993—1994 (Washington: Bureau of the Cen­sus, 1994), table 1399, p. 857.


добавленную стоимость, предоставляя это правительствам большин­ства штатов. В соответствии с этим структура налогообложения в аме­риканской федеральной системе представляется в целом более про­грессивной (т.е. самое тяжелое бремя возлагается на тех, кто обладает максимальной возможностью платить), чем в большинстве (хотя и не во всех) стран мира.

Налоговое бремя. Американцы часто жалуются на тяжесть налого­вого бремени, и потому снижение налогов декларировалось в эконо­мических программах и Рональда Рейгана, и Джорджа Буша (после­дний, впрочем, отказался от своего обещания не вводить новые нало­ги). Но насколько тяжко налоговое бремя американских граждан по сравнению с тем, которое несут граждане других высокоразвитых де­мократических государств?

Ответ зависит от способа измерения, В США налоговые поступле­ния составляют 29% валового национального продукта (ВНП), и это — самый низкий показатель среди индустриальных стран (самый высо­кий — 56,9% — в Швеции). Более того, в США рост налогов с 1980 г. происходил медленнее, чем в любой другой демократической и раз­витой стране (на первом месте здесь опять же Швеция) [54]. Итак, в сравнении с налоговыми системами большинства промышленно раз­витых демократий мира структура американского налогообложения является одной из самых прогрессивных, но дает меньшую часть ВНП.

Дистрибутивная политика

Расходы правительства США. Из общих расходов всех американс­ких правительственных структур на долю федерального правительства приходится больше половины (54,2%), а правительства штатов и мест­ные дают соответственно 23,0% и 22,8%, т.е. приблизительно по четвер­ти. Структура расходов на 1995-1996 гг. показана в рис. 10.7:63% бюдже­та шло на внутренние социальные нужды, 18% — на оборону и связан­ные с ней области, 15% — на обслуживание государственного долга.

Из всех демократических государств мира только Израиль расхо­дует на оборону большую, чем США, долю своего бюджета (в неко­торых странах третьего мира — таких, как Ирак, Корейская Народная Демократическая Республика, Оман и Саудовская Аравия, этот про­цент еще выше) [55]. Многие американские граждане считают, что расходы на оборону непомерно велики, особенно теперь, после окон­чания «холодной войны». По мнению других, война в Персидском заливе в начале 90-х годов показала, что мир еще далек от безопасно­сти и стабильности, а потому США должны «держать порох сухим» и в достаточном количестве. Обе точки зрения заслуживают права на существование, но в последние годы усматривается тенденция к со­кращению расходов на оборону и дополнительному финансирова­нию социальной сферы.


 

Поддержание доходов 238,9

Медицинское страхование

194,3

Другие сферы

здравоохранения

127,6

Социальное обеспечение 367,7

Оборона 267,1

Пособия ветеранам 39,6

Образование 51,3

Прочее

343,5

Рис. 10.7. Структура федерального бюджета. Расходная часть. 1996 г.

Источник: Statistical Abstract of the United States 1997 (Washington: Bureau of the Census, 1997), table 536, p. 348.

По расходам на здравоохранение (надушу населения) Соединен­ные Штаты с большим отрывом опережают все страны мира (следом идут Швейцария и Канада) [56]. По доле ВНП, приходящейся на развитие системы образования (0,7%), США занимают пятое место в мире, уступая Германии (1,9%), Японии (1,2%), Испании (1,1%) и Канаде (0,8%) [57].

Регулирующая деятельность

Соединенные Штаты, как и все современные промышленно раз­витые демократии, можно счесть «государством всеобщего благоден­ствия» в том смысле, что значительная часть его политического курса разрабатывается исходя из того, что правительство обязано гаранти­ровать определенный минимальный уровень благ всем своим гражда­нам, и особенно тем, которые не могут обеспечить его себе сами. Существуют, однако, значительные различия и в том, какие именно блага обеспечивают государства своим гражданам, и в уровне этих благ. В этом разделе мы вкратце охарактеризуем деятельность амери­канского правительства в трех основных областях.

 

Социальное страхование. Соединенные Штаты были едва ли не последней страной из числа современных индустриальных держав, которая восприняла принципы «всеобщего благоденствия», и даже в наши дни процент ВНП, затрачиваемый на социальную сферу, здесь ниже, чем в других странах. Тем не менее правительства всех уров­ней — федеральное, штатов и местные — осуществляют широкий спектр разнообразных программ, имеющих целью обеспечить неиму­щим некий прожиточный минимум. Достигается эта цель двумя спо­собами:

* Социальное страхование и обеспечение. В эту категорию входят программы, призванные защитить граждан от риска потерять доход в связи со старостью, увольнением, болезнью, травмой, полученной в результате несчастного случая на производстве, безработицей. Законодательной базой этим программам служит принятый в 1935 г. Закон о социальном страховании, в соответ­ствии с которым работодатели и лица, работающие по найму, обязаны делать отчисления в особый фонд. Затем все лица, по­лучающие жалованье, по достижении ими определенного воз­раста или по выходе на пенсию имеют право получать из этого фонда субсидии. Поскольку эти пособия распространяются на всех, кто платил налог, большинство американцев рассматри­вают эти субсидии как законное вознаграждение, а не как милостыню. Получение денег по программе социальной помо­щи не имеет никакого унизительного оттенка,.-и американцы — в том числе и с высоким уровнем доходов — одобрительно от­носятся к ней.

* Социальное вспомоществование. В эту категорию входят как пря­мые, так и целевые денежные выплаты неимущим: денежное вспомоществование семьям, где имеются иждивенцы; предос­тавление продуктов, бесплатного молока и детских садов для детей, чьи матери работают и имеют низкий доход. В отличие от программ социального обеспечения эта категория пособий фор­мируется не на основе взносов, которые автоматически удер­живаются из зарплат, а благодаря перераспределению доходов: люди обеспеченные «делятся» с неимущими. Именно поэтому получение социальной помощи в определенном смысле унизи­тельно, и благотворительные программы вызывают не столь од­нозначное одобрение, как социальное страхование.

На протяжении многих лет звучали высказывания о том, что по­добные программы и особенно «Помощь семьям, имеющим на ижди­вении детей» (AFDC) лишают инициативы тех, кто получает эти по­собия, и обрекают их на пожизненную зависимость от щедрот госу­дарства. Затем в 1996 г. конгресс принял, а президент Клинтон подписал Закон о реформе системы социальной помощи. Ее основы были ради-


кально пересмотрены, и федеральные гарантии получения прямых выплат от AFDC всеми семьями, имеющими избирательные права, были отменены. Взамен федеральное правительство выделило штатам 16,4 млрд долларов на развитие их собственных новых программ соци­ального обеспечения. Получение этих фантов предусматривало ряд условий и требований: получатели пособий должны были устроиться на работу, правительства штатов — организовать для них центры пе­реобучения и ввести определенные сроки получения пособий, кото­рые, таким образом, теряли, по словам апологетов этой реформы, характер благотворительности [58].

Образование. В Соединенных Штатах, как и в других промышлен-но развитых странах, образование предоставляют в основном госу­дарственные учебные заведения, хотя в Америке существует большое количество частных учебных заведений, особенно высших (среди ко­торых такие знаменитые университеты, как Колумбийский, Гарвард­ский, Принстонский, Стэнфордский и Йельский), чем во многих других странах. (Роль частных школ и университетов велика также в Японии и Великобритании.)

Американскую систему образования отличает прежде всего высо­кий уровень децентрализации. Большая часть учебных заведений — от детских садов до университетов — финансируется и управляется неза­висимо, хотя федеральное правительство направляет значительные средства на реализацию многих специальных программ, причем полу­чение этих субсидий оговорено рядом условий и ограничений, каса­ющихся того, как именно могут быть истрачены выделенные деньги. Например, при предоставлении стипендий или иных форм финансо­вой помощи учебные заведения не имеют права дискриминировать соискателей по расовому или половому признаку. Местное финанси­рование и управление приводит к разнообразным последствиям, од­ним из которых является то, что деньги, затрачиваемые на каждого учащегося, находятся в прямой зависимости от благосостояния штата или округа.

Но каковы бы ни были последствия этих различий, в США про­цент молодых людей, обучающихся в школах и университетах, выше, чем в любой другой стране. По количеству 17-летних, посещающих среднюю школу, Америка уступает только Японии, по количеству 21-летних, проходящих обучение в колледжах и университетах, как и по количеству выпускников колледжей, продолжающих образование, она находится на первом месте [59].

Во многих высокоразвитых государствах Система обучения исхо­дит из того, что право на высшее образование должно предоставлять­ся лишь наиболее одаренным и уже зарекомендовавшим себя в опре­деленной отрасли знания. В соответствии с этим продолжить обучение на более высоком уровне можно только после успешной сдачи еди­ных для данной страны экзаменов, которые завершают обучение на


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...