Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция экономической мысли




Тема 1 Предмет и метод экономической теории

Зарождение экономических идей следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. До н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

В развитии предмета экономической теории условно можно выделить три этапа: экономия, политэкономия и экономикc (таб. 1).

Таблица 1

Этапы развития предмета Ориентировочные хронологические даты
Экономия Политэкономия Экономикс С III века до н. э. до рождества Христова С XVI века до 80-х гг. XX века C 80-x гг. XX века поныне

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) дал название науке – «экономия» (греч. «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - учение). В экономии Аристотеля уже рассматривались такие категории как стоимость, товар, цена товара, меновые отношения, функции денег и др. Предметом изучения было домашнее хозяйство, поместье рабовладельца.

В раннем средневековье в связи с распространением христианства экономия Аристотеля постепенно превратилась в схоластику. Христианством труд объявлялся священным и богоугодным делом. Экономическая доктрина превратилась скорее в своды норм и правил общественной жизни, чем научное обобщение хозяйственной практики.

Возникновение политэкономии связано с появлением первых экономических школ – «меркантилизма» и «физиократов». Под экономической школой понимают группу ученых, имеющих одинаковые или сходные взгляды на важнейшие проблемы экономической теории и обладающих общностью или преемственностью принципов и методов исследования.

Первоначально возникла теоретическая школа – «меркантилизм» от итальянского «мерканте» - торговец, купец. Представители меркантилизма Т. Манн, Т.Б. Кольбер считали, что богатство – это золото, деньги, за которые можно купить всё. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото. Они считали, что основным источником богатства является обмен, торговля. В этот период экономической науке не были известны преимущества разделения труда и специализации.

В одной стране, специализирующейся на производстве одних товаров, покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Выгода была очевидной.

Один из представителей меркантилизма Антуан де Монкреньтье (1516 – 1627) экономической теории дал название «политическая экономия» (с греческого «искусство» управлять государством).

Между тем, критики меркантилизма справедливо подметили, во время торговой сделки не возникает вообще никакого накопления созданное кем-то, оно только лишь перераспределяется в пользу покупателей. Когда обмен равноценен, обогащения не происходит.

В результате появилось теоретическое учение физиократов, которое признавали в качестве источника богатства – ценности производства. Но физиократы ограничивали источник богатства только сельским хозяйством. Здесь затраты на обработку земли и посев зерновых окупаются увеличением продукции, получением дополнительного готового продукта.

Ошибка физиократов заключалась в односторонности применении происхождении богатства, они упускали из вида ремесло, строительство и промышленность, где создаётся значительная доля чистого продукта.

Наиболее обоснованные ответы на предмет изучения экономической науки дала классическая школа выдающихся английских экономистов А. Смита и Д. Риккардо. Они доказали, что природа, образно говоря, это «мать» богатства, а «отец» богатства – труд. Ввели понятие «общественное богатство» как совокупность материальных и культурных благ, созданных трудовой деятельностью человека.

Они привели все многообразные блага к единому показателю стоимости. Источником стоимости является труд, капитал и земля.

Предметом изучения классической политэкономии считается производство богатства, его распределение, обмен и потребление.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки. Она поставила главные проблемы и предложила основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К.Маркс и Ф.Энгельс в середине XIX в. создали новую школу, получившую название марксизм. Основной причиной отхода марксизма от классической школы заключается в том, что К. Маркс открыл так называемую прибавочную стоимость, которая безвозмездно присваивается эксплуататорским классом. Поэтому одним из его важных предметов исследования служит классовое противостояние. Марксизм рассматривал законы развития капитализма и концепцию социализма которые оказали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1990-х гг.

Параллельно с марксизмом сформулировалась теория маржинализма (от французского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер(1840-1921), Фридрих фон Визер(1851-1926), Е. Бём Баварек(1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

Основателем ещё одного направления – кейнсианского является Джон Мейнард Кейнс(1873-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кенсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Таблица 2

Предметы изучения различных экономических школ и течений,

составляющих экономическую теорию

Название школы Время существования Особенности предмета изучения Основоположники (или видные представители)
Меркантилизм XVII-XVII Создание благ в результате обмена и торговли Т. Манн, Ж. Б. К. Кольбер
Физиократы VIII в.в. Создание благ в производстве, земледелии У. Пети, Ф. Кенэ
Классическая экономическая теория XVIII в.в. Создание богатства не только в земледелии, но и в других отраслях А. Смит, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди И др.
Марксистская политическая экономия XIX – XX в.в. Производственные отношения между людьми, возникающие в производстве, и экономическое противосостояние классов К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, и др.
Маржинализм (австрийская школа) Вторая половина XX в. Удовлетворение потребностей в условиях ограниченных ресурсов с использованием предельных выгод К. Менгер Е. Бём-Бёмбоверг
Неоклассическая Конец XIX начало XX в.в. Взаимодействие спроса и предложения, механизм формирования рыночных цен Ф. Маршал Л. Вальрас
Кейнсианство Первая половина XX в. Экономикс. Поиск оптимальных методов регулирования экономики Д.М. Кейнс
Монетаризм Начало XX в. Анализ денежного обращения в рыночном хозяйстве М. Фридмен
Новая политическая экономия XX в. Поиск оптимального порядка в рыночном хозяйстве Дж. Мут, Р. Лукас, П. Самуэльсон и др.
Институционализм ХХ в. Изучение институтов социальных условий развития экономики Т. Веблен Дж. Гелбрейт

Во второй половине ХХ в. широко применяются математические методы и совершенствуются экономические исследования. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Название научной дисциплины «политэкономия» заменяет «экономикс», который состоит из двух разделов: микро- и макроэкономика. В основе данной классификации лежат следующие принципы: национального хозяйства в целом (макроэкономика) и функционирования отраслей – фирм и домохозяйств (микроэкономика). Под домохозяйством понимают группу людей, которые совместно получают и используют доходы.

Предметом исследования микроэкономики служат: поведение фирм и домохозяйств как экономических агентов рыночной экономики; воздействие государства и его институтов (правительства, парламента, суда, прокуратуры и т.д.) на отрасли, фирмы, и домохозяйства; коньюктура, спрос и предложение на отдельном рынке (отрасли); интересы индивидов, полезность благ и услуг.

Современная экономическая теория (экономикс), является наследницей богатейшего знания собранного и упорядоченного выдающимися учеными-экономистами прошлых веков. Сегодня она продолжает их идеи, дополняет и уточняет научный анализ, поэтому третий этап развития экономической науки связывают с использованием новой парадигмы.

Парадигма (с греческого- пример, образец) – общепризнанный принцип мышления ученых или общепризнанная методология при решении исследовательских задач внутри отдельной научной дисциплины. Современная парадигма предусматривает лучших научных достижений различных научных школ в единую доктрину, адекватную любой экономической системе и стране, а не их противопоставление.

Современные экономисты сделали много выдающихся открытий в экономической теории, которые нашли свое применение на практике. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии в области экономики – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 года. Среди лауреатов первыми были – П. Самуэльсон, В.Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Г. Саймон, Р. Слоу и другие.

1.2 Предмет изучения науки и основные вопросы

Предмет исследования научной дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может. Во первых, как показывают данные таблицы 2, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования. Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова предметом исследования экономической теории могут быть:

· создание общественного богатства;

· рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;

· отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

· отношения связанные с денежными сделками;

· извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Таков не полный перечень определений предмета экономической теории.

Любая наука имеет свои основные вопросы. В экономической теории принято выделять несколько фундаментальных вопросов: Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...