Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос и его факторы. Закон спроса.




Тема: «Теория спроса, предложения, цен»

 

1. Спрос и его факторы. Закон спроса.

2. Предложение и его факторы. Закон предложения.

3. Рыночное равновесие и его изменения.

4. Воздействие государства на рыночное равновесие.

5. Понятие эластичности спроса.

 

Спрос и его факторы. Закон спроса.

Индивидуальный рынок – рынок отдельного товара (кофе, чай, автомобили)

Механизм любого рынка состоит из следующих элементов:

1. Спрос;

2. Предложение;

3. Цена - это пропорция обмена товара на деньги;

4. Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров. Предприниматели выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Понятие «спрос» характеризует желание и способность потребителей купить определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Для определения спроса используются следующие понятия: объем спроса, цена спроса и функция спроса.

Объем спроса (Qd) – это количество данного товара, которое покупатели желают и могут приобрести при определенных условиях (вкусы, предпочтения и др.).

Цена спроса (P) – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-либо товара, то легко заметить, что между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели. Обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса на него называется законом спроса.

Закон спроса можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается, то потребители желают и могут купить меньшее его количество и наоборот.

Графически эту зависимость можно представить в виде кривой спроса (D), которая имеет отрицательный наклон.

P

В общем виде:

Qd=F(P)

D

 

 
 


0 Q

В основе закона спроса лежит (аргументы):

1. Здравый смысл (и элементарные наблюдения действительности).

Высокая цена отбивает у потребителя охоту купить товар, а низкая цена усиливает желание совершить покупку. Например, фирмы устраивают «распродажи». «Дни торговли по сниженным ценам» служат свидетельством их веры в закон спроса.

2. Принцип убывающей предельной полезности: каждая последующая единица одного и того же товара приносит меньшую пользу, поэтому покупатель купит ее при условии снижения цены на этот товар.

3. Эффект дохода: снижение цены на товар увеличивает покупательскую способность дохода потребителя, и он может приобрести на этот доход большее количество товара.

4. Эффект замещения: при повышении цены товара потребитель старается его заменить другим подобным, но более дешевым товаром.

Закон спроса имеет несколько исключений:

«Парадокс Гиффена» – потребление увеличивается при повышении цены. Например, кривая спроса на хлеб среди бедных слоев населения имеет положительный наклон, т.к. хлеб составляет основу рациона бедняка, и даже если он дорожает, то все же остается дешевле других продуктов питания, от потребления которых беднякам приходится отказываться.

Эффект ожидаемой динамики цен – потребители сопоставляют текущие цены с ожидаемыми: если цена на товар понижается, но потребители ожидают дальнейшего понижения цен, потребление не увеличивается; если цена повысилась, но потребители ожидают дальнейшего повышения, то объем спроса увеличится.

Эффект присоединения к большинству – это та величина, на которую возрастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар (стремление не отстать от жизни, не быть «белой вороной»).

Эффект сноба – это та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар (стремление выделиться из «толпы»).

Эффект Веблена – это та величина, на которую возрастет спрос потому, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену (демонстрация своего социального статуса).

Главный и важнейший фактор спроса – это цена. При изменении цены происходит изменение объема спроса – это изменение того количества товара, которое потребители хотят и могут купить при неизменном характере зависимости объема спроса от цены. Графически – движение вдоль линии спроса (от т.А к т.В).

Изменение неценовых факторов приводит к изменению спроса, то есть происходит изменение покупаемого количества данного товара при каждой цене из возможных на данный момент. Графически это отражается сдвигом всей кривой спроса вправо (при его увеличении), или влево (при его уменьшении).

Неценовые факторы:

1. Средние доходы потребителей. При росте доходов люди склонны покупать больше.

2. Число покупателей на рынке. Чем больше потребителей, тем выше спрос.

3. Введение государственных субсидий и налогов на потребление данного товара.

4. Цены на товары-заменители.

- взаимозаменяемые товары (субституты): чай, кофе;

- взаимодополняющие товары (комплиментарные): автомобили и бензин;

5. Вкусы и предпочтения потребителей: влияние физиологических факторов, психологических, культурных, исторических, климатических.

6. Потребительские ожидания относительно изменения цен и доходов.

 

P

 

P1

D’

D

 

0 Q1 Q2 Q

 

2. Предложение и его факторы. Закон предложения.

Предложение характеризует готовность продавцов продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Для определения предложения используются следующий понятия:

Объем предложения (Qs) - это такое количество товара, которое желает и имеет возможность продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов при определенных условиях.

Цена предложения (Pd) – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметить, что зависимость объема предложения от цены - прямая. Данная зависимость выражает сущность закона предложения: если цена какого-либо товара растет, то производители хотят изготовить и предложить к продаже большее его количество и наоборот.

Графически эта зависимость может быть представлена как кривая предложения. Эта кривая имеет положительный наклон.

P S

В общем виде:

 

Qs=F(P)

 

 
 


0 Q

В основе данного закона лежит только здравый смысл.

Основным фактором величины предложения любого товара является его цена, изменение которой приводит к изменению объема предложения. Графически оно выражается в движении вдоль линии предложения.

Изменение неценовых факторов ведет к изменению предложения – это изменение того количества товара, которое продавцы хотят и могут продать. Графически это отображается сдвигом всей кривой предложения.

Но есть и неценовые факторы предложения:

1. Цены на ресурсы, применяемые в производстве данного товара. Снижение затрат на единицу продукции позволяет предлагать большее ее количество по той же цене (сдвиг в вправо).

2. Изменение технологии. Появление новой технологии может снизить производственные затраты на единицу продукции.

3. Цены на товары-конкуренты. Предложение товара снизится, если выгоднее производить другой товар.

4. Ожидания продавцов по поводу будущего состояния рынка. Если ожидается рост цены товара, то предложение этого товара возрастет.

5. Изменение числа продавцов на рынке. Выход на рынок новых продавцов увеличивает предложение, и наоборот.

6. Ведение налогов на данный товар или государственных дотаций.

 

P

S

S’

P1

 

 

 
 


0 Q1 Q2 Q

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...