Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита собственности и других прав




Джон Локк видел в установлении и защите экономических и по­литических прав одну из главнейших целей правительства. Хотя Локка больше всего, по-видимому, беспокоили экономические имуществен­ные права, существует немало других ббщественных и политических

Джон Локк видел в установлении и защите экономических и по­литических прав одну из главнейших целей правительства. Хотя Локка больше всего, по-видимому, беспокоили экономические имуществен­ные права, существует немало других ббщественных и политических


прав, которые, вероятно, могут обеспечить только правительства. Среди таких прав — свобода слова и объединений, а также защита от раз­личных форм дискриминации и нападок. Тем не менее Локк полагал, что права собственности особенно важны для устойчивого развития наций и других сообществ. Если права собственности не будут надеж­но защищены, люди не станут вкладывать существенную долю своего имущества и энергии в процессы производства. Кроме того, при от­сутствии прав собственности и невозможности заключать надежные контракты и обеспечивать их исполнение люди не смогут доверять своим ближним в такой мере, чтобы вести сколько-нибудь масштаб­ную торговлю и осуществлять иную коммерческую деятельность. По­этому любая экономика, выходящая за рамки натурального хозяй­ства, требует реальных имущественных прав и результативных сделок. Действенные имущественные права, очевидно, должны определять, кому принадлежит собственность и кто обладает полномочием ее ис­пользовать, а также гарантировать пресечение возможных злоупот­реблений и нарушений. Одновременно эти права должны делать про­цесс приобретениям продажи («отчуждения») имущества относительно недорогим и безболезненным. Наконец, граждане должны быть увере­ны, что их имущественные права будут сохраняться и защищаться (перспективная надежность). Чем более эффективны имущественные права, тем больше люди будут торговать, инвестировать и вступать в другие долговременные соглашения, которые вызывают устойчивый экономический рост.

Поддержание экономической эффективности и экономического роста

Таким образом, правительства могут стимулировать экономичес­кое развитие путем утверждения реальных имущественных прав и кон­троля за их соблюдением, а также через содействие торговле. Вместе с тем экономистам, особенно в XX в., удалось обнаружить множество других способов, с помощью которых правительства могут поощрять экономическое развитие. Все они имеют отношение к сбоям рыноч­ных механизмов в рамках капиталистической экономики. Исследова­тели неоклассической школы показали, что рыночная экономика эффективна, когда права собственности четко установлены и защи­щены, когда конкуренция неукоснительна и информация легкодос­тупна. Однако при отсутствии одного или нескольких из этих условий рыночные механизмы могут дать сбой, и предложение перестанет ре­ально соответствовать спросу.

Общественные блага особенно подвержены рыночным сбоям. Та­кого рода блага обладают двумя отличительными свойствами. Первое из них заключается в том, что если подобное благо предоставляется одному потребителю, то в нем нельзя отказать и любому другому. Вто-


рое состоит в том, что их использование или потребление одним че­ловеком не уменьшает соответствующих возможностей кого-либо еще. Возьмем, к примеру, свежий воздух или национальную оборону. Прак­тически невозможно обеспечить одного члена общества чистым воз­духом или защитой, не предоставив того же самого его (или ее) ближ­ним. Мало того, тот факт, что я пользуюсь чистым воздухом или на­циональной безопасностью, не означает, что моим соседям достанется меньшая доля этих благ. Часто доказывают, что по названным причи­нам в рыночной экономике люди не будут платить за общественные блага и потому предложение таких товаров окажется недостаточным. Если каждый может воспользоваться, скажем, общественными пар­ками или маяками, почему я (или кто-то еще) должен добровольно за них платить? Утверждается, что только правительство через обло­жение своих граждан налогами может вмешаться в ситуацию и взять на себя обеспечение такими общественными благами и услугами, как парки, дороги, маяки, национальная безопасность, защита окружа­ющей среды.

Другой тип рыночных сбоев — внешние эффекты, возникающие тогда, когда некая экономическая активность порождает издержки, которые не несет и не учитывает ни одна из сторон рыночного взаи­модействия. Такие внешние эффекты не обязательно должны оказы­вать негативное воздействие, но некоторые из них, безусловно, вред­ны. Многие формы нарушения окружающей среды порождены ситуа­цией, когда ни те, кто производит товары, ни те, кто их потребляет, не несут всех расходов, связанных с их производством. Загрязняющие окружающую среду предприятия, свалки отходов, тюрьмы, порно­графические лавки или крупнейшие автомагистрали могут быть ис­точником огромных некомпенсируемых издержек для тех, кто живет поблизости, что подтверждается резким ростом в последние годы про-тестной активности так называемых НИ МБ И групп*. Правительства могут помочь оградить от тягот, обусловленных неприятными внеш­ними эффектами, или гарантировать, что эти тяготы будут справед­ливым образом поделены.

Так называемые естественные монополии демонстрируют еще одну роль, которую правительства способны сыграть в поддержании эко­номического роста и эффективности. Общепризнанно, что некоторые товары могут быть прибыльными только в том случае, если их постав­ки сосредоточены в одних руках. Это, как правило, происходит пото­му, что их производство требует огромных изначальных вложений или связано с непомерно высокими издержками координации действий различных поставщиков. В таких случаях государство может вмешаться и монополизировать данную отрасль либо жестко контролировать ча­стного или полугосударственного монополиста. В XIX в., например,

* От англ, not-in-my-back-yard — не по соседству со мной. — Прим. пер.


многие страны создали железнодорожные монополии, которые часто управлялись правительством, Аналогичным-образом правительствен­ной монополией обычно являются телекоммуникации, равно как и почтовая служба, а во многих странах и стратегическая оборонная промышленность.

Социальная справедливость

Правительства в состоянии сыграть свою роль не только в стиму­лировании экономического роста, но и в справедливом распределе­нии его плодов. Как считают многие, правительства нужны для того, чтобы поддерживать социальную справедливость путем перераспреде­ления богатства и других ресурсов между гражданами. Во многих стра­нах распределение доходов крайне неравномерно. Еще более неравно­мерно распределены, как правило, земля и другие материальные цен­ности. Мало того, во многих обществах неравенство богатства и доходов со временем становится все более и более разительным. К числу стран с наиболее сильно выраженным неравенством доходов относится, например, Бразилия, и начиная с 1930-х годов это неравенство с каждым десятилетием растет.

В этих условиях социальная справедливость нередко диктует пере­ход к «новому курсу», особенно если существующее неравенство ли­шает многих людей возможности получать образование, приличное медицинское обслуживание, удовлетворять другие жизненно важные потребности. Иными словами, может потребоваться правительствен­ное вмешательство, чтобы изъять у богатых часть ресурсов и перерас­пределить их в пользу бедных. Некоторые теоретики распределитель­ной справедливости доказывают, что подобные перемещения ресур­сов должны быть нацелены на уравнивание условий жизни всех граждан. Другие, напротив, хотели бы, чтобы правительства перераспределяли ту часть ресурсов, которая необходима для «выравнивания игрового поля», т.е. обеспечивали равенство возможностей, а затем предостав­ляли индивидам самим отвечать за свою судьбу. Так или иначе, но граждане многих обществ, похоже, придерживаются того мнения, что необходимо попытаться сделать распределение богатства и доходов более равномерным. Хотя многие частные лица, организации и фон­ды добровольно участвуют в деятельности, направленной на помощь бедным, они, как правило; не располагают достаточными возможно­стями и властью, чтобы обеспечить крупномасштабное перераспреде­ление. У правительств, по крайней мере при определенных условиях, такие возможности и власть есть. Значительная часть налоговых и со­циальных программ задумана именно в этих целях, хотя вопросы о том, насколько подобные меры эффективны и как далеко должно заходить перераспределение, часто вызывают жаркие споры. Но даже многие из тех, кто не разделяет мнения, будто правительства в прин-


ципе обязаны перераспределять богатство, по-видимому, согласны с тем, что они должны обеспечивать всем гражданам хотя бы некий минимальный уровень жизни, своего рода социальную подстраховку,

Защита слабых

Мы обычно полагаемся на правительство в плане защиты индиви­дов и групп (скажем, будущих поколений), которые не способны сами замолвить-за себя слово. Очевидно, что подобные группы не в состо­янии предпринять никаких действий для защиты своих интересов. Однако правительства могут защитить интересы еще не рожденных и не допустить, чтобы на них свалилось бремя экономического долга или экологического вырождения. В последние десятилетия правитель­ства стали принимать значительно большее, нежели раньше, участие в защите групп, которые по разным причинам оказываются полити­чески слабыми или лишенными избирательных прав, — детей, стари­ков, немощных и инвалидов, а также не принадлежащих к человечес­кому роду частей мироздания — от китон и птиц до деревьев и других составляющих нашей природной среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...