Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Границы зон возможных опасностей, предусмотренных СП 165.1325800.2014




2. 2. Границы зон возможных опасностей, предусмотренных СП 165. 1325800. 2014

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 г. №1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» и требованиями СП 165. 1325800. 2014 проектируемая территория характеризуется следующими параметрами:

· В соответствии с исходными данными и требования ГУ МЧС России по Республике Крым. территория размещения объекта не отнесена к группе по ГО. Объект находится вне зон возможных разрушений при воздействии обычных средств поражения на территориях, отнесенных к группам по ГО.

· В соответствии с исходными данными местного отдела ГОЧС территорий, отнесенных к категориям по гражданской обороне в районе нет.

· В соответствии с перечнем, приведенным в СП 165. 1325800. 2014, проектируемая территория частично находится в зоне возможного химического заражения в результате аварий на ХОО и транспорте, возможного катастрофического затопления в результате аварий на ГОО, в зоне возможных сильных разрушений от взрывов происходящих в мирное и военное время на ПВОО.

· В соответствии с перечнем, приведенным в СП 165. 1325800. 2014, проектируемый объект не находится в зонах возможного радиоактивного загрязнения, возможного образования завалов от зданий (сооружений) различной этажности (высоты).

 

2. 3. Результаты анализа возможных последствий ЧС техногенного характера

Химически опасные объекты

 

Зона заражения АХОВ — это территория, заражённая ядовитыми веществами в опасных для жизни людей пределах (концентрациях).

Прогнозирование масштабов заражения территории АХОВ – определение глубины и площади зоны заражения с пороговой концентрацией вещества в атмосфере. Расчеты масштабов зон возможного опасного химического заражения при максимальных по последствиям авариях на ХОО и транспорте проведена в соответствии с Приложением Б СП 165. 1325800. 2014 (для сейсмоопасных районов – общее кол-во АХОВ).

Помимо аварий на автотранспорте перевозящем АХОВ опасность также представляют аварии с автомобилями перевозящими легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и др. ) и сжиженный газ потребителям. Аварии с данными автомобилями могут привести к взрыву перевозимого вещества, образованию очага пожара, травмированию и ожогам проходящего и проезжающего рядом населения.

Рассмотрим следующие сценарии аварийных ситуаций на транспорте (при перевозке СУГ, горючих жидкостей и аварийно химически опасных веществ автотранспортом):

аварийный разлив цистерны с АХОВ (аммиак, хлор);

аварийный разлив цистерны с ЛВЖ (бензин);

аварийный разлив цистерны с СУГ (пропан).

Основные поражающие факторы при аварии на транспорте:

токсическое поражение АХОВ (аммиак, хлор);

тепловое излучение при воспламенении разлитого топлива;

 воздушная ударная волна при взрыве топливно-воздушной смеси, образовавшейся при разливе топлива.

Все расчёты проведены для возможных сценариев аварий с участием максимального количества опасного вещества в единичной емкости.

1) Сценарий развития аварии, связанной с проливом АХОВ на автомобильном транспорте.

Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автоцистерны, перевозящей АХОВ (аммиак, хлор) в результате дорожно-транспортного происшествия.

 

Исходные данные:

Таблица 2. 2

количество участвующего в аварии аммиака на автотранспорте Q0 = 3, 81 т (83% от объема цистерны);
количество участвующего в аварии хлора на автотранспорте Q0 = 1, 0 т (80% от объема контейнера);
плотность аммиака d = 0, 681 т/куб. м;
плотность хлора d = 1, 553 т/куб. м;
толщина слоя, участвующего в аварии вещества h = 0, 05 м.

 

Порядок оценки последствий аварий.

Расчёты выполняются аналогично расчётам по АХОВ на железной дороге.

Результаты расчётов представлены в таблице 2. 3

Характеристики зон заражения при выбросе АХОВ.                         

Таблица 2. 3

Наименование объекта Наименование опасного вещества Количество опасного вещества, т Полная глубина зоны заражения, км Площадь зоны фактического заражения, км2 Время подхода облака АХОВ к проектируемому объекту, мин. Удаление проектируемого объекта от транспортных коммуникаций, км

Автомобильная дорога

Аммиак 3, 81 1, 63 0, 23

14, 4

3, 9

Хлор 1, 0 4, 79 2, 02

Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии, связанной с проливом АХОВ на автомобильном транспорте.

Определение времени подхода облака АХОВ к проектируемому объекту

Время подхода облака зараженного воздуха к проектируемому объекту зависит от скорости переноса облака воздушным потоком и определяется по формуле (РД 52. 04. 253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»):

где: t – время подхода, час.;

Х – расстояние от источника заражения до проектируемого объекта, км;

u – скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха, км/ч, определяется по РД 52. 04. 253-90.

Состояние атмосферы – инверсия (скорость ветра 5 м/с).

В соответствии с РД 52. 04. 253-90 время подхода облака зараженного воздуха к проектируемому объекту от автомобильной дороги – 14, 4 минуты.

Время поражающего действия АХОВ зависит от времени его испарения с площади разлива.

2) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением проливов пропана автомобильном транспорте.

Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с топливом (в результате ДТП). Над поверхностью разлития образуется облако паров пропана. Воспламенение паров и дальнейшее горение топлива возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д.

Исходные данные:

количество разлившегося при аварии пропана V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны);

площадь пролива S = 171, 0 м2.

Порядок оценки последствий аварии.

Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива может произойти поражение людей тепловым потоком. Болевые ощущения у людей от тепловой радиации возникают при интенсивности теплового воздействия
1, 4 кВт/м2 и более.

Интенсивность теплового излучения определяется по формуле:

, кВт/м2,

где Ef – среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт/м2;

Fq – угловой коэффициент облученности;

 – коэффициент пропускания атмосферы.

Эквивалентный диаметр пролива определяется из соотношения:

,

где  – площадь пролива, м2.

Расстояние, на котором будет наблюдаться тепловой поток интенсивностью 1, 4 кВт/м2, составляет 81 м.

Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автотранспорте, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны.

3) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления на автомобильном транспорте.

Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с пропаном (в результате ДТП). Происходит выброс топлива в окружающую среду с последующим образованием топливно-воздушной смеси. Воспламенение, образовавшейся топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д.

Исходные данные:

количество разлившегося при аварии пропана V = 70, 3 куб. м (95% от объема цистерны);

молярная масса СУГ М = 44, 0 кг/кмоль;

время испарения Т = 60 мин.

Порядок оценки последствий аварии.

Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива могут произойти минимальные повреждения зданий. Для минимального повреждения зданий величина избыточного давления соответствует 3, 6 кПа.

Избыточное давление  на расстоянии R (м) от центра облака ТВС определяется по формуле:

, кПа

где Р0 – атмосферное давление, равное 101, 3 кПа;

;

VГ – скорость распространения сгорания, м/с;

СВ – скорость звука в воздухе, равная 340 м/с;

σ – степень расширения продуктов сгорания (для газовых смесей равна)

Расстояние, на котором будет наблюдаться величина избыточного давления 3, 6 кПа, составляет 176 м.

Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на железнодорожном транспорте, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны с образованием избыточного давления.

4) Сценарий развития аварии, связанной с образованием «огненного шара» при разрушении автоцистерны.

Исходные данные:

масса СУГ, участвующего в аварии М = 4531, 5 кг.

Порядок оценки последствий аварии.

Поражающее действие «огненного шара» на человека определяется величиной тепловой энергии (импульсом теплового излучения) и временем существования «огненного шара», а на остальные объекты – интенсивностью его теплового излучения.

Определим, на каком расстоянии от геометрического центра «огненного шара» люди могут получить ожоги 1-й степени, что соответствует импульсу теплового излучения 120 кДж/м2.

Расчёт интенсивности теплового излучения «огненного шара» q, кВт/м2, проводят по формуле:

q = Ef ∙ Fq∙ τ, кВт/м2,

где Ef – среднеповерхностная плотность теплового излучения пламени, кВт/м2;

Fq – угловой коэффициент облученности;

τ – коэффициент пропускания атмосферы.

,

где Н – высота центра «огненного шара», м;

Ds– эффективный диаметр «огненного шара», м;

r– расстояние от облучаемого объекта до точки на поверхности земли непосредственно под центром «огненного шара», м.

Время существования «огненного шара» ts, с, рассчитывают по формуле:

ts = 0, 92∙ M0, 303,

где M – масса горючего вещества, кг.

Коэффициент пропускания атмосферы τ рассчитывают по формуле:

τ = exp[-7, 0∙ 10-4( - Ds/2)].

Импульс теплового потока Q, кДж/м2, определяется по формуле:

Q = q. ts.

Расстояние, на котором будет наблюдаться импульс теплового потока равный 120 кДж/м2, составляет 161 м.

Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автодороге, связанной с воспламенением проливов пропана из автоцистерны с образованием «огненного шара».

5) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением проливов бензина на автомобильном транспорте.

Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с топливом (в результате ДТП). Над поверхностью разлития образуется облако паров бензина. Воспламенение паров и дальнейшее горение топлива возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д.

Исходные данные:

количество разлившегося при аварии бензина V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны);

площадь пролива S = 171, 0 м2.

Порядок оценки последствий аварии.

Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива может произойти поражение людей тепловым потоком. Болевые ощущения у людей от тепловой радиации возникают при интенсивности теплового воздействия 1, 4 кВт/м2 и более.

Расчёты выполняются аналогично расчётам по сценарию 1.

Расстояние, на котором будет наблюдаться тепловой поток интенсивностью 1, 4 кВт/м2, составляет 62 м.

Проектируемая территория попадает в зону действия поражающих факторов при возникновении аварии на автотранспорте, связанной с воспламенением проливов бензина из автоцистерны.

6) Сценарий развития аварии, связанной с воспламенением топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления на автомобильном транспорте.

Возникновение аварии данного типа возможно при нарушении герметичности автомобильной цистерны с бензином (в результате ДТП). Происходит выброс топлива в окружающую среду с последующим образованием топливно-воздушной смеси. Воспламенение, образовавшейся топливно-воздушной смеси с образованием избыточного давления возможно при наличии источника зажигания. Такими источниками могут быть: замыкание электропроводки автомобиля, разряд статического электричества, образование искры от удара металлических предметов и т. д.

Исходные данные:

количество разлившегося при аварии бензина V = 8, 55 куб. м (95% от объема цистерны);

молярная масса бензина М = 94, 0 кг/кмоль;

время испарения Т = 60 мин.

Порядок оценки последствий аварии.

Определим, на каком расстоянии от геометрического центра пролива могут произойти минимальные повреждения зданий. Для минимального повреждения зданий величина избыточного давления соответствует 3, 6 кПа.

Расчёты выполняются аналогично расчётам по сценарию 2.

Расстояние, на котором будет наблюдаться величина избыточного давления 3, 6 кПа, составляет 77 м.

Проектируемая территория попадает в зону поражающих факторов при возникновении аварии на автомобильной дороге, связанной с воспламенением проливов бензина из автоцистерны с образованием избыточного давления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...