Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младенцы с отставанием в умственном развитии




Сравнение игрового взаимодействия в контрольной группе матерей и здоровых младенцев и в группе матерей и младенцев с особыми потребностями показало, что если в пер­вом случае матери подстраивают свое поведение под способно­сти и поведение ребенка, то во втором наблюдается дефицит поддержки независимой или инициированной младенцем игры, намного более часто происходит инициирование игры самой матерью (Brooks-Gunn, Lewis, 1982). Такое поведение матерей де­тей группы риска может быть отнесено к поведению, контроли­рующему взаимодействия, и связано с восприятием матерями особенностей своих младенцев.

Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации сво­бодной игры показал, что матери детей с отставанием в умствен­ном развитии воспринимали себя как пытающихся изменить до­ведение младенцев более.часто, чем это имело место у матерей нормально развивающихся детей. Было обнаружено, что младен­цы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициации матерей и по сравнению с контрольной группой вдвое меньше инициировали взаимодействие (Eheart, 1982). Подчеркивается, что по сравнению с результатами наблюдений диад «мать — младе­нец» без отставания в развитии матери детей с особыми по­требностями были более доминирующими, а сами дети — менее вовлеченными во взаимодействие.

Среди причин меньшей взаимности поведения и большего доминирования матери в парах «мать — младенец» с отставани­ем в развитии выделяют особенности характеристик младенцев группы риска {Barnard, Kelly, 1990). Полученные данные под­тверждают предположение о слабости и малой частоте реплик младенцев с задержкой в развитии, что может вести к случай­ному и менее ориентированному на сигналы младенца поведе­нию со стороны матери. Так, уже в ранних работах было обнаружено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младен­цев только две матери были способны самостоятельно, без по­мощи персонала установить хорошую тактильную коммуника­цию с детьми (Fraiberg, 1974). Полученный факт объяснялся тем, что по сравнению со здоровыми детьми слепые младенцы были менее отзывчивы, меньше вокализировали и медленнее обуча­лись определению местоположения объекта по звуку.

Исследование игрового поведения 60 младенцев с органи­ческими поражениями головного мозга и отставанием в разви­тии и их матерей показало, что многие виды материнского по­ведения, которые были связаны с положительным или отрица­тельным функционированием ребенка в познавательной области, сходны с поведением матерей и их связью с функционировани­ем детей без отставания в развитии (Mahoney et al., 1985). Так, чувствительность к состоянию ребенка, удовольствие от взаи­модействия, отзывчивость и соответствующее обучающее пове­дение у матерей были положительно связаны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как директивность и конт­ролирующее поведение матерей, нечувствительность к интере­сам ребенка — отрицательно. Матери младенцев, имеющих наи­более высокие оценки по шкале Н. Бейли, позволяли детям уп­равлять, были больше заняты поддержкой инициированных детьми действий, чем руководством.

В результате одного из исследований было обнаружено, что вокальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с от­ставанием и без отставания в развитии одинаково успешно (Barnard, Kelly, 1990). Однако когда младенцы с задержкой в раз­витии были разделены на две* подгруппы с высокими и низки­ми оценками развития по шкале Н. Бейли, то оказалось, что во второй подгруппе нарушение вокализации у матери влияет на стиль ее взаимодействия и может привести к случайным и ме­нее соответствующим сигналам ребенка ответам.

Серии исследований показали, что нарушения раннего вза­имодействия могут быть связаны с неспособностью матери про­честь сигналы своего ребенка и обеспечить оптимальную сти­муляцию. Такие нарушения обусловливают последующие пове­денческие и эмоциональные проблемы в школьном возрасте, включая гиперактивность, ограниченность внимания, сложнос­ти взаимодействия со сверстниками, эмоциональные нарушения, диагностируемые как депрессия (Field, 1990). Обнаружено, что младенцы группы высокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализации у них случаются реже, они беспокоятся и плачут чаще, чем нормальные младенцы. Наличие частых негативных аффектов вместе с повышенной частотой сердечных сокращений у таких младенцев приводит к выводу о пережива­нии ими стресса в процессе взаимодействия с матерью. Выде­ленные поведенческие и физиологические изменения у младен­цев группы риска могут отражать повышение возбуждения вслед­ствие информационной перегрузки, чрезмерной стимуляции (ibid.). Считается, что по мере того, как родители становятся бо­лее чувствительными к сигналам младенцев и лучше предска­зывают результаты поведения, они становятся уверенными в себе как в родителях (Goldberg, 1977). Существуют широкие индиви­дуальные различия ясности сигналов младенцев, так что в слу­чае меньшей предсказуемости и читаемости сигналов младенца даже наиболее чувствительные родители могут быть участника­ми хаотичного взаимодействия.

Стимулирующее поведение матери может быть определено как перестимулирующее, переконтролирующее и передомини­рующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия со стороны младенца. В естествен­ных попытках вызвать у младенца положительный аффект ма­тери часто проводят слишком большую стимуляцию и подвер­гают младенца стрессу (Field, 1990). Одно из объяснений тако­го поведения состоит в том, что усиление фрустрации в случае минимального ответа младенца ведет к раздражительности ма­тери. Другое состоит в том, что матери становятся более ак­тивными для компенсации относительной неактивности младен­цев, возможно, для того, чтобы сохранить некоторое подобие протекания взаимодействия. Третье объяснение связано с же­ланием матери, чтобы ребенок вел себя как сверстники, и с попытками поощрить это более частым моделированием пове­дения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в развитии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте — к чрезмерно контролирующему родительс­кому поведению.

МАТЕРИ ИЗ ГРУПП РИСКА

Развитие в младенческом возрасте зависит не только от индивидуальных конституциональных характеристик или ме­дицинского состояния ребенка, но также во многом от особен­ностей его ближайшего социального окружения — матери. Ниже рассматривается развитие младенцев у матерей с психически­ми расстройствами и из группы социального риска.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...