Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая реальность и ее структура




При рассмотрении правовой реальности можно использо­вать разные методологические подходы.

Диалектико-материалистический подход органично свя­зан с материалистическим пониманием истории, согласно которому правовая реальность — это единство материально­го и идеального, объективного и субъективного. Правосозна­ние — это и объективная, и субъективная реальность как обще­ственное и индивидуальное сознание; правоотношения — это идеологические и материальные отношения.

На основе феноменологического подхода правовая реаль­ность исследуется как взаимодействие социума (личности, со­циальной группы), системного мира и повседневной реально­сти. Это часть жизненного мира социального субъекта, которая опосредована, пронизана правом, т.е. нормами, юридическими законами, отношениями по поводу свободы, равенства и спра­ведливости, законного и незаконного.

В силу того, что право и его атрибуты непосредственно свя­заны с системным миром, правовая реальность представляется, прежде всего, частью системного мира, системной реальностью.

Системность правовой реальности выражается в ее связи с государством как системным институтом и с правом как си­стемой норм и юридических законов. Правовые нормы и ин­ституты, будучи внешними, объективными условиями жизне­деятельности человека, воздействуют на него и вынуждают не только знать эти условия, но и включать их в свой социаль­ный мир в виде отношений, поступков, оценок и т.д.

Таким образом, правовая реальность обладает одновремен­но противоположными характеристиками: она и объективна, и субъективна.

Объективность правовой реальности определяется тем, что, во-первых, новые поколения человечества не создают эту реальность каждый раз заново, а получают уже готовые и дей­ствующие правовые нормы, законы, соответствующие опреде­ленному уровню развития правовых отношений и правосозна­ния; и, во-вторых, правовая реальность возникает на основе институциализации, которая устанавливает ее границы, очер­чивает принадлежащее ей пространство.

Сущность институциализации, по Т. Лукману и П. Бергеру, заключается в хабитуализации (опривычивании) на основе многократного повторения определенных образцов поведения, типизации действий и их закрепления как обязательных для исполнения. После этого институт осуществляет функцию со­циального контроля над теми, кто его (институт) создал. Если контроль оказывается недостаточно успешным, возникает си­стема вторичного контроля в форме санкций, защищающих и поддерживающих институт[5].

Конечно, степень институциализированности правовой сферы зависит от конкретных исторических условий. В перво­бытном обществе, например, ведущую роль в социальном кон­троле играл институт морали — обычаи, обряды, традиции, табу. В условиях идеационального (божественного) права роль главного «социального контролера» перешла к церкви. Таким образом, историчность правовой реальности очевидна, она имеет историческое пространство и время, которыми и опреде­ляется правовая деятельность как способ существования пра­вовой реальности, ее структура, направленность, содержание и другие характеристики.

Процесс институциализации права и формирование правовой реальности характеризуются следующими особенностями.

Во-первых, в структуре социума возникают профессиональ­ные группы людей, которые разрабатывают юридические зако ны, контролируют их исполнение, формируют правосознание, содействуют функционированию института права.

Во-вторых, институциализация, объективируя от субъек­та нормы, правила, учреждения, ставя их над субъектом, тем не менее, предполагает, что каждый субъект является носителем права, а правовая реальность формируется в процессе реализа­ции (или не реализации) требований системного мира.

В-третьих, появляется устойчивая тенденция к укреплению и расширению сферы действия права. Границы институциализации, как отмечалось, могут меняться, но правовая реальность существует как объективная и необходимая, подчиняя себе все больше свойств и явлений жизненного мира.

В-четвертых, происходит интеграция субъективных и объ­ективных, материальных и духовных правовых процессов, превращение одного в другой. Например, институциализация «собирает» в единое целое материальные и идеологические правовые отношения законного и незаконного. А правовое сознание как духовный феномен реализуется в материальной деятельности, в практике, поэтомусубъективное сознание об­ретает объективное бытие.

Институциализация права позволяет выделить две сто­роны правовой реальности, границей между которыми служит противостояние «материальный-духовный», «объек­тивный-субъективный», «первичный-вторичный». Социальный субъект, будучи и субъектом правовой реальности, «первичной» правовой реальностью считает норму, закон, а их реализацию в общественных формах рассматривает как «вторичную» реаль­ность. Однако это иллюзия. «Первичная» реальность не воз­никает и не может быть понята сама из себя или из «челове­ческого духа», по сути она «вторична» и является отражением и фиксацией материальных отношений.

Этот постулат лежит в основе материалистического подхо­да к пониманию правовой реальности, некоторые положения которого будут детализированы ниже.

Третий подход к рассмотрению правовой реальности — си­стемный. Феноменологический подход преимущественно ори­ентирован на «человеческую» сторону правовой реальности. Ма­териалистический — на выяснение соотношения материального и духовного. Системный подход, прежде всего, обращает внимание на структурно-функциональные показатели. Под правовой реаль­ностью он подразумевает систему жизнедеятельности общества, его субъектов, основанную на праве и юридических законах.

Подобно любой системе, правовая реальность может быть определена как целостность, состоящая из элементов, наделенных индивидуальными функциями. Причем характеристики целостности не совпадают с характеристиками ни отдельных элементов, ни их простого «сложения».

Такое понимание правовой реальности дает возможность рас­смотреть ее в двух аспектах: функциональном и элементном.

Первый аспект позволяет выделить следующие подсистемы, различающиеся по специфике функционирования и задачам, выполняемым в общей системе правовой реальности:

интеллектуально-психологическая: функционально обеспечивает формирование правосознания у социумов. Со­держательно эта подсистема состоит из общественного, груп­пового и индивидуального сознания, отражающего правовую материальную сферу. Правосознание включает правовую идео­логию, правовую науку (юриспруденцию), правовую психоло­гию (правовые чувства, настроения, симпатии, обычаи, обряды, традиции) и правовые эмпирические знания;

нормативно-регулятивная: формирует правовую реаль­ность как систему правовых норм, объективируемых в челове­ческих поступках и действиях, правовых отношениях между социумами. Благодаря императивности нормы регулируют поступки и действия, тем самым регулируя функционирова­ние всего общества;

социально-результативная: фиксирует полноту освое­ния социальным субъектом правовой реальности, степень его «включенности» в эту реальность и реализации заложенных в праве свободы, равенства и справедливости. Эта подсистема характеризует взаимосогласованность правовой реальности и жизнедеятельности социального субъекта;

организационно-деятельностная: охватывает все виды правового поведения людей — правотворческого, правоприме­нительного, правоохранительного и др., функционально обе­спечивает деятельность граждан и органов правовой системы в рамках права.

Интеграционная основа системы правовой реальности — право, подсистемы правовой реальности обслуживают право и одновременно выступают механизмами его функциониро­вания.

С точки зрения элементного аспекта правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее право­вые учреждения, правовые отношения и правовое сознание.

Следующий подход рассмотрения правовой реальности — сферный. В литературе по социальной философии отмечает­ся четыре основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Соответственно этим сферам существуют экономическая правовая реальность, по­литическая правовая реальность, социальная правовая ре­альность и духовная правовая реальность. Эти реальности выступают в единстве материальных и духовных явлений. Материально-производственные отношения имеют три сторо­ны: технологическую, экономическую и правовую. Правовая сторона по характеру субъектно-объектна, выступает через единство материального и идеального. Так, любой экономи­ческий договор (например, договор аренды, ренты, дарения, энергоснабжения, купли-продажи и т.п.) содержит общие по­ложения об обязательствах сторон данного правоотношения (идеальная природа, много субъективных моментов) и предпо­лагает реализацию исполнения договора (материальная при­рода деятельности, для которой договор выступает явлением объективного характера). Таким образом, правовая реальность выступает в виде правоотношений, правовых идей, правовой деятельности, правовой культуры, правовых учреждений.

Правовые учреждения — это специально созданные госу­дарством органы и организации, которые регулируют право­вые отношения, формирующие у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве. К ним относятся суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др. Исследованием правовых учреждений занимается юридиче­ская дисциплина «Правоохранительные органы». Правовые отношения и правовое сознание рассмотрены в нижеследую­щих параграфах.

Правовая реальность, существующая как правовые отно­шения, правовое сознание и правовая культура, может быть охарактеризована с точки зрения ее сущности как социальная надындивидуальная правовая реальность и межиндивидуаль­ная правовая реальность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...