Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация обслуживания населения




Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Республики Марий Эл

Содержание:

 

Основные положения …………………………………………………….  
  Используемые термины ……………………………………....…………  
  Организация обслуживания населения ……………………………….  
  Услуги и работы библиотеки …………………………….…………  
  Ресурсы библиотеки …………………....…………  
5.1. Фонд 5.2. Электронные ресурсы 5.3. Технические и технологические ресурсы 5.4. Кадровые ресурсы 5.5. Финансовые ресурсы  
Доступность библиотеки и организация библиотечной среды  
Организация производственного пространства  
  Показатели эффективности деятельности, применимые к библиотекам, их руководителям и основным категориям работников…………….  

 

Основные положения

1.1. Муниципальная общедоступная библиотека является составной частью библиотечной сети Республики Марий Эл. Документные фонды библиотеки являются неотъемлемой частью распределенного библиотечного фонда муниципального образования, имеют характер регионального культурного и информационного ресурса.

1.2. Модельный стандарт деятельности муниципальной общедоступной библиотеки Республики Марий Эл (далее – Модельный стандарт) разработан на основе федерального и регионального законодательства, положений «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки.Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти», утвержденного Министром культуры Российской Федерации 31 октября 2014 года, «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого Конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 года.

1.3. Модельный стандарт разработан в целях развития библиотечно-информационной отрасли Республики Марий Эл, организации деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений и технологических инноваций.

1.4. Модельный стандарт рассматривает общедоступную библиотеку в качестве многофункционального учреждения, сочетающего в своей работе информационные, просветительские, культурно-досуговые, мемориальные функции. Основанием, на котором должна базироваться деятельность общедоступной библиотеки, является признание неотъемлемого права всех жителей на качественное, своевременное предоставление информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности граждан в культурную и общественную жизнь.

1.5. Модельный стандарт носит нормативно-регулирующий характер и закрепляет минимальные нормативы деятельности муниципальных общедоступных библиотек Республики Марий Эл и их ресурсного обеспечения, гарантирующие полноценное обслуживание населения, достижение приоритетных целей деятельности.

1.6. Нормы стандарта позволяют упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование. Наличие стандарта не исключает экономически оправданного превышения модельного уровня ресурсного обеспечения библиотек.

На основе данного Модельного стандарта рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт об организации библиотечного обслуживания на территории муниципального района, городского округа.

Используемые термины

В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека – информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная система (централизованная библиотечная система) – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, распределённого библиотечного фонда, организационного и технологического единства, состоящее из центральной библиотеки и библиотек-филиалов.

Библиотечная услуга – общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам – сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Библиотечный фонд – совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учёту, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

Библиотечное обслуживание – совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей её пользователей путём предоставления библиотечных услуг.

Внестационарное библиотечное обслуживание – обслуживание пользователей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учёбы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках и др.

Информация – сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Качество услуги – совокупность характеристик или показателей качества услуги, определяющих её способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности пользователя.

Модельный стандарт – документ, утверждённый уполномоченным органом, разработанный и принятый с целью дальнейшего развития библиотечно-информационной отрасли. Определяет основные положения, цели, виды, минимальные необходимые параметры и общие принципы осуществления разных видов деятельности библиотек; упорядочивает деятельность библиотек в условиях трансформации общества.

Муниципальное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Национальная электронная библиотека – публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека – библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Платные услуги – услуги, оказываемые библиотекой физическим и юридическим лицам в рамках её уставной деятельности, реализация которых направлена на расширение спектра дополнительных услуг.

Пользователь услуг библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) – разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь – пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке – результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Относится к разновидности социально-культурных услуг и означает деятельность по удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровые библиотечно-информационные ресурсы, цифровой фонд – ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имевшие изначально цифровой (электронный) вид.

Электронная библиотека – организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

Электронный каталог библиотеки – база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся в фондах библиотеки документы.

Эффективность работы библиотеки – уровень достижения библиотекой поставленных целей с учётом потребностей пользователей.

 

Организация обслуживания населения

3.1. Муниципальная общедоступная библиотека (далее библиотека) реализует идею и технологию беспрепятственного для всех категорий населения доступа к информации.

3.2. Основные задачи библиотеки:

- обеспечение для населения возможности просвещения и интеллектуального досуга;

- сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

- организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

- обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.

3.3. Библиотека обслуживает пользователей в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки (на дому, в библиотечных пунктах выдачи, в удалённом доступе).

3.4. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) библиотеки устанавливаются с учётом потребностей местных жителей и местоположения библиотеки. Но он не должен полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Допускается обслуживание пользователей 20 часов в неделю при условии работы библиотеки неполный рабочий день.

Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы, но не реже 1 раза в две недели.

3.5. Показателем результативности работы библиотеки является охват населения библиотечным обслуживанием, который должен составлять:

в сельских поселениях – не менее 50 % от общего количества населения;

районных центрах – не менее 40 %;

в городских поселениях – не менее 35 %

в городских округах – не менее 25 %.

3.6. Библиотеки используют основные формы обслуживания:

- стационарная форма обслуживания (все виды услуг, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);

- внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы);

- дистанционное обслуживание - обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий (веб-сайт, социальные сети, электронная почта).

Библиотека должна иметь свое представительство в сети Интернет. В этой связи существенное значение имеет:

- обязательное наличие в библиотечной системе, межпоселенческих и центральных городских библиотеках сайта; сайт библиотеки является инструментом для расширения виртуального взаимодействия библиотеки и потенциальных пользователей, развития спектра услуг. Веб-сайт снабжается удобными для пользователей навигационными системами, дополняется навигационными системами, обеспечивающими его доступность для лиц с проблемами зрения и слуха. Он может использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения справок и др. Для детей создается отдельная веб-страница;

- обеспечение активного присутствия в социальных сетях библиотек – структурных подразделений централизованных библиотечных систем (FaceBook, ВКонтакте, YouTube, Twitter) для информирования и формирования новых групп пользователей.

3.7. Обслуживание пользователей библиотекой осуществляется в виде оказания услуг и выполнения работ (в рамках муниципального задания) и базируется на следующих принципах:

- работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;

- соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;

- учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;

- учитывать специфику и возможности особых групп пользователей-детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья, а также представителей различных культур, этнических групп, конфессий.

3.8. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), а также координации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.

При обслуживании детей и молодежи должны соблюдаться следующие условия: безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

3.9. Работа библиотеки при обслуживании людей с ограниченными возможностями здоровья строится в тесном взаимодействии с Республиканской библиотекой для слепых, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов. Библиотека обслуживает людей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию; содействия развитию их творческого и интеллектуального потенциала; социокультурной реабилитации и интеграция в общественную и культурную жизнь.

Для обслуживания особых групп пользователей необходимо наличие специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий специальных форматов для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии).

3.10. В современных условиях развитие библиотеки должно осуществляться по трем основным направлениям:

Библиотека как культурно-просветительский центр - коммуникационная площадка для интеллектуального, творческого развития и культурного досуга населения;

Библиотека как активный агент в Интернет-пространстве: предоставляет доступ к собственным и мировым информационным ресурсам, обеспечивает по ним навигацию, даёт пользователю профессиональную консультацию в выборе источников информации и их качеству;

Библиотека как хранитель культурного наследия, в том числе муниципального и регионального значения, представленного её фондами и другими информационными ресурсами.

3.11. Для более эффективного обслуживания пользователей в городском округе, муниципальном районе общедоступные библиотеки объединяются в целостно-структурное образование – муниципальное учреждение культуры со статусом юридического лица.

Городская центральная, межпоселенческая районная и центральная детская районная (городская) библиотеки выполняют функции методических центров библиотечной системы муниципального образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...