Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление кредиторской задолженностью




Наличность предприятия. Управление денежными средствами (наличностью) предприятия.

Модели управления наличностью предприятия.

 

Одной из главных задач финансового менеджмента является обеспеченность предприятия необходимым количеством денежных средств в определенный данный момент времени, т.е. иметь в своем распоряжении достаточную величину наличности.

Наличность – это совокупность имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств на р/с, кассе предприятия, а также легкореализуемых ценных бумаг.

Наличность предприятия следует отличать от прибыли:

  Наличность Прибыль
  Отражает фактические платежи заказчиков, поступившие на р/с или в кассу предприятия Отражает платежи заказчиков в соответствии с принятой учетной политикой
  Отражает фактические выплаты поставщикам и иным покупателям Платежи в соответствии с учетной политикой
  Налог на добавленную стоимость входит полностью НДС не учитывается при определении прибыли
  При измерении наличности учитывается вся стоимость приобретаемого оборудования и инвентаря При определении прибыли стоимость оборудования учитывается в размере износа
  При определении наличности учитываются все фактические выплаты по уплате налогов Только налоги, включаемые в себестоимость
  При определении наличности учитывается вся полная величина полученных или погашенных займов При определении прибыли займы не учитываются

По мнению Дж. Кейнса значимость денежных средств определяется 3-мя основными причинами:

1. Рутинность - денежные средства используются для выполнения текущих обязательств. Так как между входящими и исходящими денежными потоками имеется временной интервал, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете или кассе предприятия.

2. Предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей.

3. Спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, т.к. постоянно существует вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

Исходя из этого, возникают следующие задачи управления денежными средствами предприятия:

1. оптимизация денежных средств на счету ив кассе для своевременного погашения обязательств перед кредиторами, работниками, владельцами капитала, налоговыми органами и т.д.

2. страхование, когда денежные средства держатся на счету и в кассе на случай непредвиденных обстоятельств, требующих срочных трат. Чем больше неопределенность в функционировании хозяйствующего субъекта, тем больше должен быть страховой запас.

3. Выгодное инвестирование свободных денежных средств.

Решение этих задач неразрывно связано с решением одной из основных задач финансового менеджмента: необходимость поддержания текущей платежеспособности и ликвидности и возможность получения дополнительной прибыли (рентабельности) входят в противоречие друг с другом.

Управление наличностью отождествляют с понятием кассового планирования. Кассовое планирование -это процесс оценки всех источников поступлений и расходов наличных средств в течение определенного периода в будущем. Кассовое планирование и управление наличными средствами позволяют определить наилучший размер ликвидности.

С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в ТМЦ. Поэтому к ним применимы следующие требования:

- необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов

- необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов

- целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств.

В западной практике наибольшее распространение получили:

- модель Баумоля (1952 г.)

- модель Миллера-Орра (1966 г.)

- модель Стоуна (1972 г.)

 

Согласование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Управление кредиторской задолженностью

Основным содержанием управления кредиторской задолженностью является привлечение денежных средств в распоряжение предприятия и удержание этих денежных средств на п/п на наиболее выгодных для п/п условиях.

В составе кредиторской задолженности выделяют долгосрочные и краткосрочные обязательства

Объектом управления в течение года является краткосрочная кредиторская задолженность, включающая краткосрочные банковские ссуды, коммерческую КЗ, возникающую во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями, в т.ч. устойчивые пассивы.

Своеобразным видом краткосрочной КЗ является задолженность п/п перед бюджетом по начисленным и невыплаченным налогам.

Выгодность условий привлечения и удержания денежных средств в кредиторской задолженности определяется величиной финансовых издержек, т.е. стоимости привлечения единицы денежных средств в кредиторскую задолженность.

Привлечение денежных средств в составе КЗ может сопровождаться не только финансовыми издержками, но и дополнительными доходами, которые п/п получают в связи с использованием привлеченных средств в составе своей кредиторской задолженности.

Пример: Поставщик предлагает предприятию скидку в размере 2%, если платеж будет произведен в течение 10 дней с момента поставки. Если предприятие заплатит сумму через 30 дней, то скидки предоставлено не будет. Определить насколько предприятию выгодно предложение по сокращению своей кредиторской задолженности.

Решение: 2% - доход за 20 дней. Таким образом, доходность данной сделки: 2% / 20 * 360 = 36% годовых. Таким образом, предприятию выгодно принять предложение по сокращению своей кредиторской задолженности, если ставка альтернативного вложения (обычно это - банковский процент) ниже полученной доходности. Если ставка альтернативного вложения выше, то предприятию выгодно оставить у себя кредиторскую задолженность (до 30 дней) и вложить средства в банк.

Управляя кредиторской задолженностью предприятие:

- покрывает ФЭП

- обеспечивает условия для использования эффекта финансового рычага

- получает дополнительный доход от скидок и иных поощрительных действий, получаемых от поставщиков и потребителей при выполнении согласованных с ними условий оплаты или поставок собственной продукции. В данном случае происходит своеобразное коммерческое инвестирование КЗ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...