Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.6 Основные методы изучения народного художественного творчества




1. 6 Основные методы изучения народного художественного творчества

•Труд методиста представляет сложную систему практических действий направленных на решение задач возникающих в процессе реализации той или иной функции.

- Познавательная функция связана со сбором, обработкой и анализом информации о народном художественном творчестве.

- Конструктивная функция связана с разработкой программ совершенствования народного художественного творчества.

- Внедренческая функция - выступает как логическое завершение определенного цикла методической деятельности.

Решая задачи по выполнению перечисленных выше функций методист пользуется следующими методами:

- Метод сбора первичной информации,

- Метод фиксации информации,

- Метод обработки и анализа информации,

- Метод хранения информации,

- Метод передачи информации,

Эта цепочка является конкретным этапом методического труда, который реализуется в практической деятельности.

Метод - это основной путь решения поставленной задачи, возникающий в процессе методической деятельности,

1) Основным методом является сбор информации - куда входят способы сбора, обработка и фиксация информации.

При сборе информации по организации художественной самодеятельности и народного художественного творчества существуют следующие уровни:

o уровень всего самодеятельного творчества в регионе отражающий его художественный потенциал, характеризует общую систему организации самодеятельного творчества.

o уровень организации самодеятельного творчества по конкретному жанру (т. е. хореографические коллективы, хоровые).

o уровень организации худ. самодеятельности в отдельном учреждении культуры.

o уровень конкретного коллектива художественной самодеятельности.

Каждый из указанных уровней выступает как предмет научно-методического анализа, обладает своей спецификой.

Для того, что бы сделать анализ 1 уровня, а именно изучить состояние самодеятельного творчества в регионе, то конкретно надо изучить:

- общий объем самодеятельных коллективов в регионе. Их динамика за определенный период (год, месяц),

- жанровое разнообразие самодеятельных коллективов,

- удельный вес каждого жанра в общем объеме самодеятельных коллективов,

- степень вовлечения тех или иных категорий населения в занятия самодеятельным творчеством,

- состояние авторской и исполнительской самодеятельности.

Если проводить анализ по конкретному жанру художественной самодеятельности, то необходимо исследовать следующие вопросы:

- общее количество хоровых, хореографических, театральных коллективов,

- динамику развития жанра в качественном и количественном отношении (увеличение, уменьшение).

- внутренняя динамика жанра, т. е. видовые изменения происходящие в нем (академические хоры заменены народными, классические танцы, эстрадным и т. д. )

- популярность самодеятельного жанра у зрителей.

При изучении отдельного коллектива художественной самодеятельности анализ будет направлен на изучение следующих вопросов

- социально-демографический состава участников, их количественное соотношение в коллективе,

- содержание деятельности коллектива (учебно-творческая, воспитательная деятельность, концертная деятельность),

- формы самоуправления, в коллективе,

- социально-психологический климат в коллективе.

При методе сбора первичной информации, используется также метод анализа документов.

Документы иногда являются важным источником информации для методиста:

Документы подразделяются;

1. Печатные (план работы коллектива, журналы учета, рецензии на концерт, отзывы о концерте, выставке, сценарии, протоколы).

2. Фотографические (фотографии концертов), видеофильмы, слайды, эскизы, киноматериалы, видеозаписи).

3. Акустические (фонограммы, записи выступлений хоров, солистов, вокально-инструментальных ансамблей).

Метод наблюдения: если метод анализа документа несет вторичную информацию, то метод наблюдения первичную.

Методом наблюдения можно изучать концерт, репетицию, реакцию зрителей, на тот или иной номер, обстановку в которой проводит концерт.

Метод опроса: это как правило анкетирование, экспресс-анкета, экспресс-интервью.

Методом опроса можно изучить:

- реальную картину происходящего - концерта, спектакля,

- интерес населения к конкретным формам концертной деятельности,

- меру удовлетворенности населения организацией художественной самодеятельности, выявление наиболее популярных жанров художественной самодеятельности.

2) Метод фиксации и обработки информации.

Информационно-поисковая система предполагает не только накопление, фиксацию опыта, но и ее дальнейшую обработку, связанную с глубиной анализа имеющейся информации.

Статическая информация предполагает группировку данных по какому-то одному признаку.

Простая группировка - это обычная таблица - например:

- Сколько коллективов художественной самодеятельности работает в данном клубе.

- Из них детских, взрослых.

- Распределение по жанрам и т. д.

Перекрестная группировка - это соотношение в сравнении - коллективов такого-то жанра больше, в таком коллективе занимается больше человек и т. д. Тем самым вся информация должна быть зафиксирована в виде простых или сводных таблиц, графиков.

Однако особенность методической работы заключается в том, что необходимо выявить и отобрать передовой опыт. Выявление и отбор опыта - это два противоположных процесса.

Выявление опыта имеет своей целью не упустить из вида то или иное явление в нашем случае мероприятия.

Отбор - это выявить новые, оригинальные, достойные распространение образцы. В деятельности учреждений культуры передовому опыту присущ творческий характер, нестандартность и поэтому задача методиста выявить этот опыт, обобщить его и внедрить в широкую практику.

Для отбора передового опыта существуют следующие критерии:

1. Новизна - это когда передовой опыт отличается от массового, это новые формы, передовые тенденции.

2. Результативность - это эффективность полученная от данного мероприятия.

3. Стабильность - заключается в том, что достигнуты высокие показатели при любых условиях на длительном промежутке времени.

4. Преемственность - передовой опыт согласуется с совокупным опытом, дополняет его.

5. Перспективность - лишь тот опыт хорош если он имеет перспективу развития применения на практике.

6. Оптимальность - какие были затраты, и соответствовал ли результат затратам (финансовые, временные, кадровые).

Все собранные данные объективно отражающие деятельность учреждения культуры по развитию народного художественного творчества подвергаются дальнейшему анализу, т. е. обобщению опыта. Обобщенный опыт в итоге выливается в методический документ, к которым относится:

- методическое письмо.

- методическая справка.

- методическое сообщение.

- методическая рекомендация.

- рекомендательные материалы (репертуарные, сценарные).

3) Метод передачи информации

Внедрить прогрессивную методику в практику значит реализовать достижение теории и передового опыта в деятельность коллектива художественной самодеятельности.

В зависимости от значимости предмета внедрения оно может быть нескольких видов: обязательным, избирательным, инициативным.

Обязательное внедрение - это когда определенные директивные документы сопровождаются соответствующими методическими рекомендациями.

Избирательное внедрение - это когда не все методики внедряются, а избранные, более подходящие для данного конкретного учреждения культуры.

Инициативные - это когда прогрессивные методики внедряются местными специалистами, методистами P. M. К.

Этапы внедрения передового опыта определяются как:

1. Распространение передового опыта.

2. Оказание методической помощи учреждениям культуры в развитии народного художественного творчества.

3. Повышение квалификации работников культуры (руководителей коллективов художественной самодеятельности).

Распространяя передовой опыт необходимо знать для какого уровня специалистов он предназначен (высшее образование, среднее специальное, большой стаж работы). Так же должен учитываться реальный уровень владения профессией. Распространяя передовой опыт так же необходимо знать, отвечает ли этот опыт методическим интересам, и как будет оценен работниками культуры.

Для распространения передового опыта используются следующее каналы: газеты, телевидение, библиотеки, методические кабинеты, методические советы, Дома народного творчества (например, методический центр районного Дома культуры, где оформлены стенды, альбомы, тематические полки, афиши, программы, сценарии, Фотографии, картотека статей и специальных журналов, рекомендательные списки литературы, рекомендательные сборники, видеофильмы).

Другим этапом внедрения является оказание методической помощи на местах. Методисты пропагандируя новые формы выезжают на места и оказывают методическую помощь. Помогают готовить и проводить конкурсы, фестивали, смотры художественной самодеятельности. Помогают в подборе репертуара и в проведении репетиций. Приглашают специалистов в этом или другом жанре художественной самодеятельности.

И третий этап внедрения прогрессивных методик в практику является повышение квалификации специалистов.

Знания и навыки полученные в специальных учебных заведениях нуждаются в постоянном обновлении и совершенствовании. Наиболее известные методы повышения квалификацииявляются: школы передового опыта, семинары, стажировки, практикумы, конвенции, занятия с молодыми специалистами.

Семинар: проводится как правило ежеквартально по 3 дня:

План семинара строится следующим образом: Вначале семинара происходит обсуждение вопросов теории - с этим вопросом выступают преподаватели института культуры, училища, т. е. специалисты. Затем разъясняется методика организации народного творчества, выступают специалисты 0ДН, квалифицированные. методисты. Затем идет обмен опытом, выступают практики.

Практикум: это форма закрепления знания путем выполнения определенные заданий, упражнений, практических занятий.

Практические занятия проводят специалисты или методисты. Специалист объясняет, показывает приемы, затем дает индивидуальное задание, затем каждый показывает свою работу и специалист анализирует, показывает, направляет действия практиков. Основная задача практикума привить специалистам путем многократных упражнений определенный навык.

Стажировка: специалист, руководитель коллектива направляется на месячную стажировку в лучшее учреждение культуры, в лучший коллектив. Здесь он знакомится с его деятельностью, а также пробует свои силы.

Научно - практические конференции: включают в себя лекции, доклады, беседы, выступления специалистов.

Методические классы: выступления ведущих специалистов с конкретным показом.

1. 7 Организационно-правовые основы создания и деятельности самодеятельных коллективов.

Основным законом которым руководствуются учреждения культуры по созданию и деятельности самодеятельных художественных коллективов является за­кон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 1992 г. А также «Примерным положением о Государственном муниципальном учреждении культуры клубного типа» от 2002 г., где прописаны основные принципы деятельности клубного учреждения, а именно: «Создание условий для занятий любительским художественным творчеством». В разделе №4 «Основные цели и виды деятельности клубного учреждения» сказано: «Клубное учреждение создается в целях удовлетворения потребностей в создании и развитии народной культуры, поддержки любительского худ. творчества». Основными видами деятельности клубного учреждения являются:

· создание и организация работы коллективов, студий, кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, любительских объединений.

· организации и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок.

· проведение спектаклей, концертов, демонстрация кинофильмов, видеопрограммы.

Следующим правовым документом в деятельности коллективов художественной самодеятельности являются: «Примерное положение о клубном формировании учреждения культуры».

1. Общие положения.

1. 1. Настоящее Положение регулирует деятельность клубных формирований государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений.

1. 2. Под клубным формированием понимается добровольное объединение людей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным и техническим творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления людей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха.

1. 3. К клубным формированиям относятся: кружки, коллективы и студии любительского художественного и технического творчества, любительские объединения и клубы по интересам, школы и курсы прикладных знаний и навыков, физкультурно-спортивные кружки и секции, группы здоровья и туризма, а также другие клубные формирования творческого, просветительского, физкультурно-оздоровительного, и иного направления, соответствующего основным принципам и видам деятельности культурно-досугового учреждения.

1. 4. Клубное формирование в рамках своей деятельности:

· организует систематические занятия вформах и видах, характерных для данного клубного формирования (репетиция, лекция, урок, тренировка и т. д. );

· проводит творческие отчеты о результатах своей деятельности (концерты, выставки, конкурсы, соревнования, показательные занятия и открытые уроки, творческие лаборатории, мастер-классы и т. п. );

· участвует в общих программах и акциях культурно-досугового учреждения;

· использует другие формы творческой работы и участия в культурной общественной жизни;

· принимает участие в муниципальных, региональных, общероссийских и международных фестивалях, смотрах, конкурсах, выставках и т. п.

1. 5. В клубном формировании, действующем на платной основе, его наполняемость определяется в соответствии со сметой, утвержденной руководителем культурно-досугового учреждения.

1. 6. В своей деятельности клубное формирование руководствуется:

· действующим законодательством Российской Федерации;

· Уставом культурно-досугового учреждения;

· Договором с руководителем культурно-досугового учреждения;

· Положением о своем клубном формировании.

1. 7. Положение о конкретном клубном формировании разрабатывается на основании Устава культурно-досугового учреждения и утверждается руководителем культурно-досугового учреждения, на базе которого создается и действует данное клубное формирование.

2. Организация деятельности клубного формирования.

2. 1. Клубное формирование создается, реорганизуется и ликвидируется по решению руководителя базового культурно-досугового учреждения.

2. 2. Клубные формирования могут осуществлять свою деятельность:

· за счет бюджетного финансирования (на основании социально-творческого заказа и договора с руководителем) базового культурно-досугового учреждения;

· за счет имеющихся на эти цели специальных средств культурно-досугового учреждения.

· по принципу частичной самоокупаемости, с использованием средств базового культурно-досугового учреждения, других учредителей, участников клубного формирования (членские взносы), а также за счет средств, полученных от собственной деятельности;

· по принципу полной самоокупаемости, с использованием средств участников клубного формирования (членских взносов), а также средств, полученных от собственной деятельности, и иных средств.

2. 3. Руководитель клубного формирования составляет перспективные и текущие планы деятельности клубного формирования, ведет журнал учета работы клубного формирования (Приложение 2), а также другую документацию, в соответствии с Уставом культурно-досугового учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, Договором с руководителем культурно-досугового учреждения и Положением о клубном формировании.

2. 4. Порядок ведения документации о работе клубного формирования, условия членства (участия) в клубном формировании, права и обязанности его членов ( участников) определяются его Положением.

2. 5. Творческо-организационная работа в коллективах должна предусматривать:

  • проведение учебных занятий, репетиций, организацию выставок, выступлений с концертами и спектаклями;
  • мероприятия по созданию в коллективах творческой атмосферы; добросовестное выполнение участниками поручений, воспитание бережного отношения к имуществу коллектива учреждения;
  • проведение не реже одного раза в квартал и в конце года общего собра­ния частников коллектива с подведением итогов творческой работы;
  • накопление методических материалов, а также материалов, отражающих историю развития коллектива (планы, дневники, отчеты, альбомы, эскизы, макеты, программы, афиши, рекламы, буклеты и т. д. ) и творческой работы.

2. 6. Занятия во всех коллективах проводятся не менее 3-х учебных часов в неделю (учебный час - 45 минут).

2. 7. По согласованию с руководителем Клубного учреждения клубные формирования могут оказывать платные услуги, как-то: спектакли, концерты, представления, выставки и т. д., помимо основного плана работы клубного учреждения, при условии, что сборы от реализации платных услуг будут использованы на приобретение костюмов, реквизита, приобретение методических пособий, а также на поощрение участников и руководителей клубных формирований.

2. 8. За достигнутые успехи в различных жанрах творчества клубные формирования художественной направленности могут быть представлены к званию «народный» (образцовый) коллектив.

За вклад в совершенствование и развитие творческой деятельности организационную и воспитательную работу участники клубных формирований могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, другим отличиям на основании соответствующих документов местных органов власти.

3. Руководство клубным формированием и контроль за его деятельностью.

3. 1. Общее руководство и контроль за деятельностью клубного формирование осуществляет руководитель культурно-досугового учреждения. Для обеспечения деятельности клубного формирования руководитель организации создает необходимые условия, утверждает планы работы, программы, сметы доходов и расходов.

3. 2. Непосредственное руководство клубным формированием осуществляет руководитель коллектива, кружка (секции), любительского объединения, клуба по интересам и т. д.

3. 3. Руководитель клубного формирования:

  • составляет годовой план организационно-творческой работы, который представляется руководителю Клубного учреждения (правления) на утверждение;
  • ведет в коллективе регулярную творческую и учебно-воспитательную рабо­ту на основе утвержденного плана;
  • формирует программу деятельности Клубного учреждения;
  • представляет руководителю Клубного учреждения (правления) годовой отчет о деятельности коллектива.

3. 4. Ответственность за содержание деятельности, финансовые результаты несет руководитель клубного формирования.

Приложение №1

к Положению о

клубном формировании.

Примерная наполняемость участниками коллективов клубных формирований.

Типы клубных формирований

Группы по оплате труда

Художественно-творческие 18-20 15-18 12-15 10-12
Творческо-прикладные 12-15 9-12 8-10 6-8
Спортивно-оздоровительные 20-25 15-20 10-15 8-10
Культурно-просветительские 18-20 15-18 12-15 8-10
Общественно-политические 18-20 15-18 12-15 8-10
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...