Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Измененные состояния сознания: психологический




АНАЛИЗ [125]

Если в XIX в. психика отождествлялась с собственно созна­нием и ведущим методом исследования был метод интро­спекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательных пластов психики значительно расширило рамки предмета психологи­ческой науки и породило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобное наблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антро­пология и другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условно называемой измененны­ми состояниями сознания (ИСС). Эта новая феноменология требует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработки собственных методов иссле­дования.

Измененные состояния сознания (altered states of conscious­ness) возникают при воздействии наличность человека, пребы­вающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной деприва-ции или длительной изоляции; интоксикации (психоделиче­ские феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбиваю­щих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т. е. парадоксальных изречений, исполь­зуемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выпол­нимых в логике обычного состояния сознания и при­обретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др.

В литературе ИСС определяется как психическое состоя­ние, вызванное тем или иным физиологическим, психологи­ческим или фармакологическим агентом, субъективно описы­ваемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как откло­нение от определенной нормы функционирования психики (Ф. Д. Гудман, 1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как ка­чественную перестройку в индивидуальном паттерне психи­ческого функционирования. Наиболее ранней формой фикса­ции и развития в человеческой культуре сознательного инду-цирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны изменен­ные состояния, известные под названиями «шаманская бо­лезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камла­ния и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» куль­туре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и спо­собам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представ­лении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных или дис­кретных состояний сознания. Под дискретным ИСС понима­ется новая по отношению к базисному дискретному состоя­нию (например, обычному бодрствованию) система, обладаю­щая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчи­вость даже при значительных изменениях отдельных подси­стем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененно­му состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения

дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подси­стем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следу­ющему (например, к более глубокому) дискретному изменен­ному состоянию. Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представ­ляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К со­зданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта при­вели исследования динамики изменения сознания при погру­жении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основ­ные подсистемы при этом резко перестраиваются и организу­ются в новую, стабильную системную конструкцию, характе­ризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое. Так, например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), при гипнотическом или медитативном воздействии, при сен­сорной депривации или постепенном засыпании индивид, по­гружаясь во все более глубокие состояния, плавно проходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС при действии таких различных процессов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания (бодр­ствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией более древних, архаичных структур сознания. В подтверждение своего подхода К. Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, при углублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного» способа мышления к пралогиче-скому, «первичному».

К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, являющуюся основным из­мерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и все другие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то раз­личные ИСС отличаются только одним значимым парамет­ром — положением на оси регрессии, а разные воздействую­щие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию со­знания, приравниваются друг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному, исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой — всевоз­можным ИСС, непрерывно переходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаются состояния, воз­никающие при сенсорной депривации или монотонии, дальше располагаются неврозы, еще ниже — уровень, достигаемый при применении медицинских препаратов или слабых психо­деликов, ниже — ИСС, индуцированные применением раз­личных техник трансперсональной психологии, еще ниже — сны, за ними — глубокие гипнотические состояния, дальше — психозы и ИСС, вызываемые действием сильных психодели­ческих препаратов типа ЛСД. Здесь обозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, но по мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид в той или иной степени может прохо­дить все остальные, менее глубокие ИСС. Например, с помо­щью медитативной практики, во всяком случае теоретически, может быть достигнуто любое ИСС, характеризующееся сво­ей точкой на оси регрессии. К. Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление в психо­физиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привле­кается межполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояния как следствие изменения степени асимметрии мозга, и показывающие, что любое откло­нение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к более древним структурам.

Представитель дискретно-континуального подхода А. Дит­рих в своей теории смежных состояний сознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружно­сти — бессознательное, а внутри круга — переходные структу­ры сознания, качественно различающиеся (разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одному концентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра). С точки зрения В. Вундта, по мере удаления от центра к пери­ферии отдельные психические состояния постепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодр­ствующее сознание как исходное, наиболее отчетливое состо­яние, существующее при заданных качественно различаю­щихся начальных условиях (например, состояние нормы и со­стояние патологии). В свою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своего собственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиеся в градациях, степени выраженности ис­ходного базового состояния. А. Дитрих показывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборы пере­менных, характеризующих ИСС различных кругов, часто ли­нейно коррелируют друг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствам вызы­вания, принадлежности к тому или иному начальному обыч­ному состоянию сознания, имеют большую степень смежно­сти друг с другом. Таким образом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, так как ими управ­ляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают зна­чительную смежность с измененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующим образом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а перифе­рия соприкасается.

Применение этих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примере критического анализа трансперсональной психотерапии. В ИСС, индуци­рованных интенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, по утверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут быть полностью описаны с помощью модели (расширенная картография пси­хики), построенной для объяснения результатов исследова­ний воздействия сильных наркотических препаратов на пси­хику человека. Каких-либо доказательств адекватности тако­го расширения объяснительного потенциала своей модели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных состояний сознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных СС А. Дитриха, показыва­ет, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен (по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным послед­ствиям (по А. Дитриху). С точки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызываться воздействием совер­шенно различных факторов (например, дыханием и психоде­ликами). Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсут­ствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качествен­ных различий между существующими средствами их достиже­ния. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные «входы» в мир ИСС. Например, воспроизведе­ние пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза; феноменология состояний, возникающих в результа­те использования ЛСД (С. Гроф), при рассуждениях с пози­ций континуальной модели, полностью воспроизводится и при применении дыхательных техник и т. д.

Прямо противоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС: состояния сознания, ин­дуцированные разными причинами, качественно отличаются друг от друга. Из теории дискретных состояний сознания сле­дует, что при использовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественные различия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый прием имеет свой определенный «радиус действия», т. е. по­зволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцирован­ных интенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, по­строенной для объяснения результатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, с позиций дискретного подхода не совсем адекватно.

В соответствии с дискретно-континуальной моделью рабо­чая зона каждой психотехники определяется ее количествен­ными и качественными характеристиками. Качественная ха­рактеристика отражает направленность приема, его релевант­ность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Количественная характеристика — сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использова­нии данной техники. Как мы уже отмечали, в соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологии могут обнаруживать значительное сходство с измененными состоя­ниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х гг. Например, счи­тается, что существует сильная корреляция между пережива­ниями здорового человека при действии различных психоде­ликов и симптоматологией шизофрении (теория «смоделиро­ванного психоза»). С этой точки зрения использование в холотропной терапии С. Грофа (основной метод трансперсо­нальной психотерапии, его другое название — пневмокатарсис, что означает достижение катарсиса посредством интенсивно­го дыхания) для интерпретации феноменов ИСС, полученных с помощью дыхательной техники, модели, описывающей ре­зультаты ЛСД-психотерапии, является проблематичным.

Изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границы традиционного пони­мания личности. Трансперсональными психологами предло­жен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в ИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр со-

знания К. Уилбера; картография внутренних пространств С. Грофа; модель холодвижения (Holomovement — от греч. hobs — цельный, movement — движение) Д. Бома(1980); осно­ванная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и

Ф. Воган.

В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода ИСС рассматриваются через изменения форм катего­ризации сознания субъекта, трансформации его семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических про­странств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях созна­ния происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся пе­реходом от социально-нормированных культурой форм ка­тегоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным спосо­бам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (до-вербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внут­реннего опыта (например, возникают интенсивные эмоцио­нальные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных со­стояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объектив­ное и независимое от него, например, интерпретация внутрен­него опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слы­шал я голос» и т. п.;

4) восприятия времени, последовательности происходя­щих во внутренней реальности событий, частичная или пол­ная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невоз­можностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состоящих, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения

последовательности событий сновидения в бодрствующем со­стоянии.

Новый пласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений и анализе взаимоотноше­ний сознательного Я и «сновидческого Я» в исследованиях, проводимых А. В. Брушлинским, А. В. Россохиным, М. В. Его­ровой. В настоящее время экспериментально показана воз­можность активизации рефлексивной способности в сновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ее формирования, проведен качественный анализ полученной в этих состояниях феноменологии и выделены типы рефлек­сивных (осознаваемых) сновидений.

Исследования ИСС не только дают богатую феноменоло­гию для психотерапии и клинической психологии и позво­ляют разрабатывать новые, высокоэффективные методы тера­пии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механиз­мов функционирования творческого мышления на бессозна­тельном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в то же время имеет междис­циплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, кли­нической психологии, психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др. Теоретические и эк­спериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленных обобщающих монографиях и в научных ста­тьях, печатающихся в,психологических журналах (основные из них: «Журнал ИСС» — «Journal of Altered States of Consci­ousness», издается с 1973 г., с 1981 г. название изменено на «Imagination, cognition and personality»; «Журнал трансперсо­нальной психологии» — «Journal of Transpersonal Psychology»; журнал «ReVision —Journal of Consciousness and Change»). Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многих международных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляются крупномасштабные про­граммы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, ряд проектов Эсаленского института, США, и др.).

Г. И. Ахмедов, М. Е. Жидко

ПСИХОТЕРАПИЯ В ОСОБЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ [126]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...