Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Реферирование учебной и научной психологической литературы




Целью теоретического задания проекта является, прежде всего, общее ознакомление с основной психологической литературой и современными психологическими исследованиями. В то же время реферирование предполагает углубленное изучение отдельных научных трудов, что должно обеспечить выработку необходимых навыков работы над книгой. Все это будет способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.

Для реферирования предлагаются учебные пособия, отдельные монографические исследования и статьи по вопросам психологии.

При подборе литературы по выбранному вопросу необходимо охватить важнейшие направления развития психологической науки на современном этапе. Особое внимание уделялось тем литературным источникам, которые (прямо или косвенно) могут оказать помощь специалисту в его практической деятельности. Однако в данный раздел включены также работы и отдельные психологические исследования по вопросам, выходящим за пределы нейропсихологии. Эту литературу рекомендуется использовать при желании расширить свои знания в данной области психологии.

Наряду с литературой по общим вопросам нейропсихологии для студентов предполагается литература с учетом профиля их подготовки, добытая самостоятельно. Не вся предлагаемая литература равнозначна по содержанию и объему, поэтому возможен различный подход к ее изучению. В одном случае это может быть общее реферирование нескольких литературных источников различных авторов, посвященных рассмотрению одного и того же вопроса, в другом случае – детальное изучение и реферирование одной из рекомендованных работ или даже отдельных ее разделов в зависимости от степени сложности вопроса (проблематики). Для того чтобы решить, как поступить в каждом конкретном случае, следует проконсультироваться с преподавателем.

Выбору темы для реферирования должно предшествовать детальное ознакомление с перечнем всей литературы, приведенной ниже. Это, как уже указывалось вначале, является одним из условий выполнения проекта. С выбранной работой рекомендуется вначале ознакомиться путем просмотра подзаголовков, выделенных текстов, схем, таблиц, общих выводов. Затем ее необходимо внимательно и вдумчиво (вникая в идеи и методы автора) прочитать, делая попутно заметки на отдельном листе бумаги об основных положениях, узловых вопросах. После прочтения следует продумать содержание статьи или отдельной главы, параграфа (если речь идет о монографии) и кратко записать. Дословно следует выписывать лишь строгие определения, формулировки законов. Иногда полезно включить в запись один-два примера для иллюстрации.

В изучаемой работе могут встретиться непонятные места. В таком случае рекомендуется прочитать последующее изложение, так как оно может помочь понять предыдущий материал, и затем вернуться вновь к осмыслению предыдущего изложения.

Результатом работы над литературными источниками является реферат.

Обращаем внимание: реферат, а не конспект. Это означает, что нельзя ограничиваться пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их самостоятельно, обращая внимание не только результат, но и на методику, применяемую при изучении проблемы. Чтение научной литературы должно быть критическим. Поэтому надо стремиться не только усвоить основное содержание, но и способ доказательства, раскрыть особенности различных точек зрения по одному и тому же вопросу, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемой работы. Весьма желательным ЭЛЕМЕНТОМ ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫРАЖЕНИЕ СТУДЕНТОМ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИДЕЯМ И ВЫВОДАМ АВТОРА, ПОДКРЕПЛЕННОГО ОПРЕДЕЛЕННЫМИ АРГУМЕНТАМИ (ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ, ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ ДРУГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ПР.).

Предлагаемая ниже литература для проекта, опубликованная за последние годы, по мере выхода в свет новой литературы, должна обновляться в списке литературы для в проекте самим студентом.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРОЕКТА

Список основной литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Л.С. Цветкова [и др.]; Под ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001. – 240 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 351 с.

3. Корсакова, Н.К. Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студентов вузов / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М.: ACADEMIA, 2003. – 140 с.

4. Корсакова, Н.К. Подкорковые структуры мозга и психические процессы / Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 114 с.

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. – 3-е изд.– М.: Акад. Проект, 2000. – 504 с.

6. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов вузов / А.Р. Лурия. – 2-е изд.– М.: Академия, 2002. – 380 с.

7. Максименко, М.Ю. Пособие для практических занятий по нейропсихологической диагностике / М.Ю. Максименко, М.С. Ковязина. – М.: Теревинф, 1998. – 43 с.

8. Манелис, Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. – 1999. – Т.6, №1. – С.8–24.

9. Мозг и поведение младенца / Н.Н. Авдеева [и др.]. – М.: ИПАН, 1993. – 229 с.

10. Саркисов, С.А. Структурные основы деятельности мозга / Под ред. О.С. Андрианова. – М.: Медицина, 1980. – 295 с.

11. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб. пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2005. – 50 с.

12. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002. – 230 с.

13. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – 4-е изд.– СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

14. Цветкова, Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей / Л.С. Цветкова. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 84 с.

15. Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуал. деятельности / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1995. – 303 с.

 

Список дополнительной литературы

 

1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Л.В. Яблокова // Школа здоровья. – 1995. – Т.2, №4. – С. 66–85.

2. Влияние словесного подкрепления на вызванную корковую активность / Э.А. Костандов [и др.] // Журн. высш. нерв. деятельности. – 1984. – Т.34, №5. – С. 46–51.

3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Соцэкгиз, 1960. – 500 с.

4. Глозман Ж.М.Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте /Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – СПб.: Питер, 2006. – 80 с.

5. Комплексная методика психомоторной коррекции / Б.А. Архипов [и др.]. – М.: МГПУ, 1998. – 91 с.

6. Лурия, А.Р. Язык и сознание: Курс лекций, прочит. на фак. психологии МГУ / А.Р. Лурия. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 335 с.

7. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 1966. – 291 с.

8. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие / Ю.В. Микадзе. – СПб, 2008. – 196 с.

9. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: учеб. пособие / Под ред. Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб.: ПМИ, 1991. – С. 48–73.

10. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие / Е. Д. Хом-ская [и др.]. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 281 с.

11. Привалова, Н.Н. Нейропсихологическая оценка динамических харак-теристик ассиметрии процессов регуляции психической деятельности у лиц с минимальной мозговой дисфункцией // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, №6. – С.93–98.

12. Семенович, А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей: учеб. пособие / А.В. Семенович. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 95 с.

13. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Симерницкая. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.

14. Симерницкая, Э.Г. Об особенностях проявления очаговых нарушений высших психических функций в детском возрасте // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Вассермана. – Л.: Лен. науч.- исслед. психоневр. инст. им. В.М. Бехтерева, 1981. – 138 с.

15. Сприн О., Таппер Д., Райссер А. Минимальная мозговая дисфункция / О. Сприн, Д. Таппер, А. Райссер // Хрестоматия по нейропсихологии = Neuropsychologyreadingbook / Сост. Е.Д. Хомская и др. – 2-е изд. – М.: Ин-т общегуманит. исслед.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. – С. 545–551.

16. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Д.А. Фар-бер [и др.]. – Л.: Наука, 1990. – 197 с.

17. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учеб. пособие / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.

18. Цветкова, Л.С. Научные основы нейропсихологии детского возраста // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Л.С. Цветкова[и др.]; Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – Гл. 1. – С. 16–84.

19. Цветкова, Л.С. Общая организация и методы формирующего обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами развития психики // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Л.С. Цветкова [и др.]; Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – Гл. 6. – С. 230–263.

20. Цветкова, Л.С. Теоретические основы нейропсихологии и ее значение для дефектологии / Л.С. Цветкова // Всесоюз. Съезд психологов «Проблемы психофизиологии». – 1983. – Ч.2. – С.82–91.

21. Щедровицкий, Г.П. Процессы и структуры в мышлении: Курс лекций / Г.П. Щедровицкий. – М.: Путь, 2003. – 316 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...