в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.
Кейс-задание 2 по дисциплине Психология межличностного общения Тема: Ситуация 1. Ситуация 2. Вариант 1.
Выполнил: Баженова Я.С. Проверил: Сазонов В.Н.
Москва 2016 Ситуация 1 Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях? Образец: Высказывание: «Ты совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?» Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек: озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?» - восторг, «белая» зависть, удивление, радость за человека; б) У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так – весь месяц». - усталость, напряженность, выгорание, отчаяние, безысходность, ответственность, недовольство; в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она – единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать». - зависть, обида, несправедливость, недовольство, неуверенность в собственных силах. г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними». - сомнение, озадаченность, непонимание, волнение; д) «Благодарю за отличный вечер. Обед – фантастический, музыка – тоже. Давайте встретимся еще». - радость, наслаждение, благодарность, удовольствие; е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».
- сомнение, опасение, озадаченность, неуверенность, волнение.
Ситуация 2 Прочтите отрывок из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения: а) уровней межличностного взаимодействия; б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга; в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции. «–Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! – Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены. – Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку. – В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо- хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. – Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился? – Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я у же до тайного дослужился... Две звезды имею. Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... – Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. – Ну, полно! – поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! – Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом... Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены». (Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 томах, т. 1. – М.: Правда, 1950.)
а) уровней межличностного взаимодействия; В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений на этом уровне - знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. В данном отрывке на этом уровне вынуждены находиться сын и жена тонкого по отношению к толстому. В поведении Нафанаила прослеживается уважительное отношение к другу отца («Нафанаил немного подумал и снял шапку», «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца»). Жена молчала на протяжении всего диалога, в конце улыбнулась, что соответствует адекватному поведению женщины по отношению к едва знакомому человеку.
На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений - рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. В данном отрывке из рассказа такого уровня взаимодействия не наблюдается. Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения - эмпатия. На данном уровне межличностного взаимодействие находятся два встретившихся друга детства, тонкий и толстый. Их дружба, вероятно, была крепка, поэтому они сразу переходят на интимно-личностный уровень. Их общение основано на эмпатии, радости от встречи, о чем говорит их непринужденный разговор, наполненный ласковыми обращениями («Голубчик мой», «Милый мой»), добрым юмором, воспоминаниями и перечислением заслуг. Здесь можно говорить о психологической близости. б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга; Определив ситуацию, люди начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Встреча давних друзей в данном рассказе произошла на равных позициях, благодаря детской дружбе. Отношения остались близкими и искренними. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Далее мужчины делятся основными сведениями друг о друге, меряются позициями. Тонкий хвастается собой, женой, сыном, в надежде, что его социальная позиция окажется выше. «Ну, да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса». «Служу, милый мой! Коллежским асессором…» «Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?»
Когда чин толстого оказывается выше, поведение тонкого меняется. «Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.» Здесь происходит пристройка к позиции друга, тонкий нащупывает отношение толстого к данной ситуации, примеряя позицию «снизу». Толстый его одергивает, настаивая на прежней позиции равенства. «Ну, полно! – поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тонкий же не переставал брать на себя позицию «снизу», хоть и в шуточной манере. Занятая тонким позиция хорошо подчеркивается описанием невербальных средств коммуникации. «Сам он съежился, сгорбился, сузился...», «…поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»». Толстому стало не по себе и он решил отстраниться, пока ситуация не зашла слишком далеко. Явно, его не устраивала подчиненная позиция тонкого. «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку». в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции. Вербальные средства оформления занятой позиции хорошо прослеживаются в отрывке. Все обращения героев друг к другу подчеркивают позиции героев. Позицию толстого определяют фразы: «Голубчик мой!», «Ну, как живешь, друг?», «милый мой», «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!». Позиция равенства толстого непоколебима с самого начала. Тонкий сначала выбирает позицию равенства, даже хочет оказаться выше статусом, не устает перечислять свои заслуги: «Милый мой!», «…погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!», «Я уже женат, как видишь... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса.», «Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею… Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!... Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?» Затем тонкий сменяет манеру общения и принимает позицию уважения и преклонения, хоть и в смешливой форме: «Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.», «Милостивое внимание вашего превосходительства...». Толстый немногословен, словами производит впечатление серьезного и в то же время простого человека.
В отрывке подробно также описываются невербальные средства коммуникации, что безусловно помогает раскрыть характеры героев, их отношения и поведение, занятую позицию. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез»- это описание невербальных средств подчеркивает радость встречи, искреннюю радостную позицию героев по отношению друг к другу. Толстый задает вопрос, «восторженно глядя на друга», что не позволяет усомниться в его искренности и радости за друга. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился...» После этого позиция тонкого сменяется позицией почтения, недоумения и может быть даже зависти. «Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» - жена и сын также поддерживают поведение тонкого, также это описание говорит о том, что они люди простые. «Ну, полно! – поморщился толстый» - толстый морщится в ответ на поведение тонкого, потому что ждет от него дружеской позиции. Тонкий ведет себя дурашливо, нелепо, все время хихикает: «поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи»». Его невербальные средства общения выдают и без того понятную позицию преклонения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|