Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов




Задание 1

Подготовить сообщение на тему: «Структура и содержание психолого-педагогического сопровождения»

Задание 2

Подготовить реферат на тему: « Принципы психолого-педагогического сопровождения»

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

Тема 11. Современный мир профессий, тенденции его развития

Вопросы:
1. Социокультурные условия, в которых развивается современный мир профессий.

2. Рынок труда, его функции и структура.

3. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

4. Классификация профессий в психологии.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: профессия, рыночная экономика, типология профессий

Цель лекции: познакомить студентов с современным миром профессий, тенденциями его развития

Основное содержание лекции:

Современное российское общество представляет собой сложное явление, одним из показателей которого является его вхождение в систему рыночных отношений.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур.

В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы, со своими требованиями как к производству, так и современным работникам, с решением вопроса занятости трудоспособного населения.

Правительственная программа содействия занятости населения направлена на полную, продуктивную занятость путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы.

Современный мир профессий тесно связан с рынком труда, который представляет собой социальный механизм установления взаимосоответствия между предложением рабочей силы и спросом на неё; сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Структура рынка труда включает: явные, скрытые, потенциальные и нелегальные вакансии. Следует отметить, что рынок труда в Казахстане несбалансирован.

Современный мир профессий представляет собой сложное явление. Это связано с тем, что постоянно возникают и отмирают профессии, появляются востребованные и невостребованные профессии, причём их приоритеты меняются.

Одним из противоречивых и многозначных вопросов является вопрос о классификации профессий.

С.П. Струмилин (20-е годы XX столетия) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: автоматический рефлекторный труд; полуавтоматический, привычный труд; шаблонно-исполнительский труд – по указке; самостоятельный труд в пределах задания; свободный творческий труд.

На сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды: реалистический тип (техника, мужские профессии); интеллектуальный тип; социальный, конвенционный (знаковая система, требующие структурированности); предпринимательский; артистический.

Наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым по критерию отношения человека к предмету труда: «Человек – природа» (П) представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования; «Человек – техника и неживая природа» (Т) работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда; «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста; «Человек – знаковая система» (З) естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы; «Человек – художественный образ» (Х) явления, факты художественного отражения действительности.

Классификация профессий по целям труда учитывает совпадение субъективных и объективных целей, когда мысленный образ результата труда в сознании работника совпадает с тем, что требуют от данного специалиста предприниматель, руководитель производства, общество.
Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Каковы социокультурные условия, в которых развивается современный мир профессий.

2. Рынок труда, его функции и структура.

3. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

4. Классификация профессий в психологии

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1

Подготовить сообщение на тему: «Современный мир профессий»

Задание 2

Подготовить реферат на тему: « Типология профессий, предложенная Е.А. Климовым»

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...