Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение порядка звуков в слове




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЗВУКОВ В СЛОВЕ

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ СЛОВА

1. Кто это?

Посмотри на эти игрушки. Я загадала название одной. Повторяй за мной звуки: [м]... [ы]... [ш]... Кого я загадала? А это кто? [л']... [э]... [ф]...? [й']... [о]... [ш]... ? [м']... [и]... [ш]... [к]... [а]... ? Повторяя за мной звук, откладывай жетон. Жетонов должно лежать столько, сколько звуков в слове (жетоны коричневого цвета).

2. Поймай звук.

Я буду произносить по одному звуку, а ты повторяй их за мной. Попробуй составить из этих звуков слово. А чтобы было удобнее, называя звук, клади перед собой жетон (все жетоны коричневого цвета):

[м]... [а]... [й]... ; [д]... [о]... [м]... ; [с]... [ы]... [р]... ;

А теперь твоя очередь загадывать.

3. Закончи предложение, составь звуковую схему.

а) Место, где растут деревья и грибы, называется... (лес).

б) Красный цветок с крупными лепестками называется... (мак).

в) Строение, где живут люди, называется... (дом).

«Прочитай» схемы, то есть проведи пальчиком вдоль схемы, называя каждый звук, на который выкладывался данный жетон.

4. Перед тобой две схемы: 3 и 4 жетона. Какой схеме соответствуют слова: липа, лук, дуб, осень, лист, моль, яма, лак, Яна, Лена, зуб.

5. Составь схему «лось». Придумай слова, начинающиеся с каждого звука этого слова (например: локоть, ослик, синий). Аналогично: мак, мир, сок, яд.

ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ

1. Звуковая мозаика.

а) Лист 3x3. Жетоны синего цвета квадратные и круглые.

Перед тобой жетоны разной формы. Квадратные жетоны похожи на пирожные, а круглые — на тортики. Слово пирожные начинается со звука [п'], этот звук мягкий, поэтому квадратный жетон будет обозначать мягкие звуки. Твердые звуки будет обозначать синий кружок. Слушай внимательно, [с] или [с'] звучит в слове и выбирай правильный жетон.

Слова: соль, село, сахар, семечки, поселок, лось, сад, осел, песок.

б) Лист 4x4. Жетоны квадратные синие и коричневые.

Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет — коричневым.

Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюв, шторм, жираф.

2. Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, медведь, лев, конь, кот, волк, бык. Раздели их на две группы: есть в названии мягкий звук — налево, нет — направо. Сколько игрушек в каждой группе? (5и4).

Составь схемы слов: кит, конь, медведь. Мягкие звуки обозначай жетоном синего цвета.

1. Составь схему слова «лук». Замени первый жетон на жетон синего цвета. «Прочитай» получившееся слово. Составь схему слова «кон». Замени последний жетон на синий. «Прочитай» слово.

2. Составь схему слова «банка». Замени третий жетон на синий. Какое слово получилось? Какой звук произносится мягко? Так же: «полка», «галка».

3. Составь схемы: лень, салют, пирог, вишня, брюки, лебедь, клен, слива.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Работа по определению и различению гласных звуков способствует предупреждению некоторых дисграфических ошибок в будущем: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове при письме. Для «узнавания» гласных звуков советуем воспользоваться жетонами разных цветов. В книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» (М., «Просвещение», 1981) представлена рассчитанная на компьютере таблица звуко-цветового соответствия гласных:

[А] (после твердых и мягких звуков) — красный;

[О] (после твердых) — светло-желтый или белый;

[О] (после мягких, что соответствует букве Ё) — желто-зеленый;

[Э] (после твердых) — зеленоватый;

[Э] (после мягких) — зеленый;

[И] — синий;

[У] (после твердых) — темно-синий, сине-зеленый, лиловый;

[У] (после мягких) — голубоватый, сиреневый;

[Ы] — темно-коричневый или черный.

Некоторые цвета рекомендуем изменить в соответствии со звучанием. Например, [А] так и остается красным, но называть его в дальнейшем мы будем «алый», [О] — оранжевый, назовем «цвет осени», [Ы] — серый (коричневый мы используем в схемах), [И] — «изумрудный», т. е. зеленый (в таблице он синий), [У] — сине-зеленый (логично было бы использовать цвет ультрамарин, но не стоит перегружать ребенка сложными названиями, тем более синий цвет используем для обозначения мягких звуков в схемах), [Э] — белый. Желтый цвет — общий для всех гласных звуков.

ЗВУК [А]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны красные («алые») и коричневые. Если в слове есть звук [а], клади жетон красного («алого») цвета. Если нет — коричневый. Слова: цапля, сад, цепи, чай, врач, куст, нос, свет, мама, шум, скала, полка, кит, баня, хвала, брошь, шелест, час, гусь, моль, май, шапка, мир, газ, задача.

2. Пуговицы.

Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 мелких пуговиц.

Придумай слова, которые начинаются со звука [а]. На каждое слово клади пуговицу в бутылочку. Если собрал все пуговицы, закрой бутылочку крышкой.

3. Пирамидка.

Перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произноси слова, которые заканчиваются звуком [а]. Одно кольцо — одно слово. Сможешь справиться?

4. Оглянись вокруг.

Скажи, в каких словах звучит [а]?

5. Выбери карточки с теми предметами, в названии которых есть звук [а]: утюг, пальто, брюки, стол, стул, тапки, флаг.

6. Это мешочек. Он мягкий. Это ящик. Он твердый. Это красные пуговицы, их 15. Слушай внимательно слова. Если звук [а] звучит после твердого звука, клади пуговицу в ящик. Если звук [а]
звучит после мягкого звука, клади пуговицу в мягкий мешочек.

Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пуля, аист, дыня, корова, курица, пять, спать, мягкий, снять.

7. Зоопарк.

Выбери из игрушек только те, в названии которых есть звук [а].

8. Составь схемы слов. Звук [а] обозначай жетоном красного цвета: чай, мак, поляна, цапля.

9. Придумай 5 слов, в которых все гласные звуки — [а]. Гласных должно быть 2 или даже 3.

10. Назови имена сказочных героев, которые начинаются с [а].

ЗВУК [О]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны цвета «осени» (оранжевые) и коричневые. Слова: моль, смоль, лес, мир, сон, сом, слон, ноль, зима, метель, куст, мед, лед, стог, цель, врач, стул, горб, клен, лен, дом, дым, нос, нёс. Если в слове есть звук [о] — клади жетон цвета «осени», если нет — коричневый.

2. Выбери те предметы, в которых есть звук [о]:

ручка, ложка, нож, стакан, краски, альбом, стол. (Можно использовать карточки).

3. Послушай считалочку и запомни слова, в которых звучит [о]:

Шла изба по мостику и виляла хвостиком,

зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит — выйди вон!

Выучи наизусть считалочку.

4. А в твоем имени есть звук [о]? А в именах твоих друзей, знакомых, родственников?

5. Это не просто овал. Это чье-то лицо! Каким звуком оканчивается слово «лицо»? Поэтому овал «цвета осени», т. е. оранжевый. Дорисуй личико. Если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук [о], рисуй его оранжевым, если нет — зеленым.

6. Назови 5 слов, которые начинаются с [о].

7. Назови 5 слов, которые заканчиваются [о].

8. Давай вспомним песенку «На лугу пасется ко... ».

9. Жили-были пес и кот. Характер у пса был мягкий, и имя тоже мягкое. После мягкого звука в нем гласный [о] звучал. Как ты думаешь было его имя? (Лёня, например). Кот же был серьезный зверь, характер у него был твердый, и имя тоже. После твердого звука гласный звук [о] слышался. Как же его звали? (Боря, например). И все у них делилось так — у кота потверже, у пса — помягче. Угадай, чье это: пчелы, мед, горох, огород, батон, овес, бинокль, береза, клен, тополь, сосны, сойка, клест, осел, болонка. А кто из них сможет сделать это: полет, прыжок, клев, каток, учет, разгром. У кого любимый цвет черный? Желтый?

10. Составь схемы слов. Обозначь гласный [о] жетоном цвета «осени»: сойка, пчелы, соль, мед.

ЗВУК [Ы]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] — серый жетон.

Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром.

2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] — верни его
в клетку черного цвета. Если нет такого звука — в желтую клетку.

Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса.

3. Третий лишний.

Если в слове нет звука [ы] — это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.

4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.

5. Мишень.

Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы].

6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы].

(Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы.

7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).

8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы].

9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок.

10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]?

ЗВУК [И]

1. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны коричневые и зеленые («изумруд»). Если в слове есть звук [и], клади изумрудный жетон.

Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, рис, небо, доктор, ночь, тир, сила.

2. Угадай по схеме слово:

Зеленый — коричневый — красный. Дерево.

Синий — зеленый — коричневый — «осени» — коричневый. Очень кислый фрукт.

Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — Зеленый. Садовый инструмент.

Зеленый — синий — зеленый — коричневый. Цветок и конфета.

Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — зеленый. То, чем рисуют.

Зеленый — коричневый — коричневый — коричневый — черный. То, что из глаз летит, когда лбом стукнешься.

Коричневый — красный — синий — зеленый — коричневый — красный. Очень сладкая ягода.

Слова: ива, лимон, грабли, ирис, краски, искры, малина.

3. Составь цветную схему слова «мишка». Замени зеленый жетон на черный. Какое слово должно получиться? Какой жетон еще нужно заменить?

4. Назови птиц, названия которых ты знаешь. Встречается ли в этих словах звук [и]? А в названии деревьев, ягод?

5. Пальчики-мальчики.

Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша... ).

6. Пальчики-девочки. Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 девочек. Дай им имена со звуком [и] (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина).

6. Складной метр. Возьми складной метр, разверни его. Складывай звенья, называя слова, которые начинаются с [и].

7. Складывай в коробку пуговицу (жетон) зеленого цвета каждый раз, когда будешь произносить слово со звуком [и]. А теперь расскажи какое-нибудь стихотворение. Слушай себя и не пропусти ни одного слова.

8. Нарисуй самолет, поезд и человечка. Кто быстрее? Кто медленнее? Я буду называть слова, а ты раскладывай жетоны так: если звук [и] в начале слова — клади к самолету, если в конце — к человечку, если в середине — к поезду. Слова: избушка, изюм, иволга, бензин, миг, камин, конфетти, камни, люди.

10. Составь цветные схемы: камин, камни.

ЗВУК [У]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и бирюзовые (сине-зеленые). Если в слове есть звук [у], клади бирюзовый жетон. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.

2. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: если после мягкого звука — звук [у], такие слова лишние.

Мука — люк — уши, плюшка — мусор — ужас, кнут — тушь — клюв, туфли — плюш — утро, пуля — улей — салют.

3. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: после мягкого звука — звук [у]. Другие слова лишние.

Люстра — пушка — любовь; сушка — шлюпка — мука; курица — бюст — тюрьма; трюмо — трюфель — туча; тюльпан — куча — тюлень.

4. Третий лишний.

Скажи, какое слово лишнее и почему: тюбетейка, туфли, тир (нет [у]); шапка, труд, шарф (есть [у], не вещь); Юрий, юбилей, Юлия (не имя); муж, внук, друг (не родственник).

5. Нарисуй улицу: все слова должны начинаться с [у], (улей, улитка, утка... )

6. Звери в клетках.

Найди на рисунке тех животных, в названии которых есть звук [у]. Выпусти их на волю (сотри клетку, которая нарисована карандашом).

Звери: ежик, курица, енот, обезьяна, слон, индюк, удав, лиса, кенгуру, барсук, заяц, змея.

7. Название какого животного заканчивается звуком [у]?

8. Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня).

9. Назови 5 слов, которые начинаются со звука [у] и в которых по четыре звука (утро, улей, ужас, удав, уксус, угорь, уголь, угол, учет... ).

10. Составь схемы: уголь, клюв, любовь.

ЗВУК [Э]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и белые. Если в слове есть [э], клади белый жетон.

Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, соль, шесть, железо, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя.

2. Возьми белый длинный шнурок. Я буду рассказывать тебе присказку, а ты завязывай на шнурке узелки, когда услышишь звук [э].

Летела сова — веселая голова.

Вот она летела, летела и села,

Да хвостиком повертела,

По сторонам посмотрела, и опять полетела...

Сколько узелков у тебя? А у меня семь.

3. Возьми ручку и листок. Попробуй порисовать крестик (X) и галочку (V). Крестик ты будешь рисовать, если услышишь звук [э] после мягкого звука, галочку, если [э] прозвучит после твердого. Все значки пиши в строчку один за другим.

Слова: левый, клей, женский, мелкий, серый, шесть, цепь, лес, прицеп, шея. Определи закономерность построения рисунка и продолжи строку.

4. Посмотри на эту картинку (медвежонок с букетом переходит по мосту через речку). Найди пять слов, в которых есть звук [э]. (букет, речка, медведь, шерсть, «Привет! »).

5. На листе бумаги столбик квадратиков (по три квадратика в каждой строчке). Строчка — одно слово. Первый квадратик — начало, второй квадратик — середина, третий — конец слова. Нужный квадратик заштрихуй, когда услышишь звук [э].

Слова: эхо, каратэ, кафе, сюжет, этика, ценный, экспорт, шелест, жемчуг, купе

6. Составь схемы слов: купе, кафе, сюжет, этика.

7. Обведи на рисунке предметы, в которых есть звук [э] фломастером фиолетового цвета.

8. Придумай предложение из трех слов, в каждом из которых есть [э].

9. Лево — право.

а) Если слово начинается с [э], поднимай левую руку, если нет — правую.

Слова: качели, эль, смех, эльф, кольцо, Эля, хлеб, экстра, спорт, эму, страус, Эльза, Эмма, лебедь.

б) Если слово заканчивается звуком [э], подними левую руку: каратэ, окно, макраме, радио, где, молоко, купе, пальто, гаде, каркадэ, тепло, гляссе.

10. Выучи считалочку:

Эне, бене, рее, Квинтер, квантер, жес, Эне, бене, раба, Квинтер, квантер, жаба.

На ком остановился счет, тот и говорит слово со звуком [э].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...