Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекарствоведение в Древнерусском государстве




История развития фармации в России

(теория № 14)

Дисциплина: Введение в специальность

 

 

Казань 2010 год


План теоретического занятия

Предмет: введение в специальность

Отделение: фармация

Курс: I

Тема 8.1. История развития фармации в России.

Занятие №14

Тип занятия: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Вид занятия: теория

Количество часов: 2

Цели занятия:

Учебные:

·   Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.

·   Закрепить изучаемый материал.

·   Проверить понимание материала студентами.

Воспитательные:

·   Воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности.

·   Воспитание чувства ответственности и самостоятельности.

·   Воспитание познавательных интересов.

·   Воспитание любви к будущей профессии.

Развивающие:

·   Развитие логического и самостоятельного мышления, познавательных умений.

·   Развитие привычек запоминания - смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов.

·   Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели.

Межпредметные связи:

·   ИсторияОтечества

·   Народная медицина

Внутрипредметные связи:

Обеспечиваемые темы: Все темы дисциплины.

Обеспечивающие темы: Все темы дисциплины.

Время занятия: 90 мин.

Место занятия: каб. 310 (109).

Оснащение занятия:

1. Методическое указание для преподавателя.

2. Ноутбук

.   Презентация

Хронологическая карта теоретического занятия:

I.  Организационный момент - 5 минут.

·   Проверка отсутствующих

·   Выявление неясных вопросов

·   Изложение плана и целей занятия

·   Мотивация учебной деятельности

II. Актуализация опорных знаний студентов - 5 минут.

III. Основная часть теории - 65 минут..   Закрепление - 5 минут..    Подведение итогов - 5 минут..  Задание на дом - 5 минут.

Характеристика этапов теории:

I. Организационный момент

Цели занятия:

1. Сообщить новые и усовершенствовать имеющиеся знания студентов.

.   Проверить знания и понимание материала.

Мотивация:

Прошлое мы изучаем для того, чтобы лучше понимать настоящее, полнее представить развитие явлений и событий в будущем. При изучении специальных фармацевтических дисциплин исторический материал, обогащенный конкретным содержанием каждой из них, открывает широкие возможности для воспитания у молодежи мировоззренческих понятий и представлений. Опыт прошлого вооружает молодого специалиста знаниями, которые в той или иной форме в дальнейшем используются в практической работе. История фармации в целом помогает формированию научного мировоззрения и воспитывает навыки исторического мышления, научного представления о взаимосвязи естественных и специальных дисциплин. Ее изучение позволяет повысить общекультурный уровень современного молодого специалиста. Значение истории фармации определяется и тем, что она делает наглядными роль и достижения отечественных ученых в развитии фармацевтической науки, их место в мировом научном и техническом прогрессе; а также влияние ученых-фармацевтов на смежные аспекты науки и практики способствует осмыслению задач, поставленных перед аптечной системой и здравоохранением. Необходимость знания истории своей специальности обусловлена еще и тем, что в настоящее время центральное место в производственной деятельности отводится человеку. Деятельность фармацевта была и во все большей степени, чем прежде, становится гуманистической, направленной на бережное отношение и сохранение влияющей на здоровье людей окружающей природы в целом на освоений знаний естественной истории человека, и изучение тех общественно-экономических, социальных и культурных условий, в которых зародились, развивались и накапливали свой богатый опыт фармацевтическая практика и наука.

II. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Общее представление об этапах истории Отечества.

III. Изучение нового материала.

1. Лекарствоведение в Древнерусском государстве.

.   Развитие отечественной фармации в XVIII веке.

.   Развитие отечественной фармации в XIX и XX веках.

.   Фармацевтическое образование в России.

.   Видный деятель фармации А.П. Нелюбин.

 

Лекарствоведение в Древнерусском государстве

 

Во второй половине IX в. образовалось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве (Киевская Русь). Границы Киевского государства доходили до бассейна Оки и Волги. Древнерусское государство просуществовало всего около 300 лет, а затем распалось на отдельные самостоятельные княжества. Причиной распада государства явилось политическое усиление крупных землевладельцев, экономический и политический рост городов. Последние настолько выросли и обособились, что Киев во второй половине ХП в. фактически потерял значение «стольного» города.

С ранней поры на Руси появились ремесла. Русские люди были одними из лучших кожевников в мире; русский поташ и смола вывозились за рубеж. Уже в IX в. русские торговали льном с населением Средней Азии через Дербент. Из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка (противотуберкулезное средство). Кора ясеня, издавна использовавшаяся за границей как противомалярийное средство, первоначально получила признание у русского народа. О багульнике, как о мощном противопаразитарном средстве, за границей узнали также от новгородцев. Новгородским лекарям ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте. Ими же применялись панты (молодые рога оленей), чеснок, лук, редька, хрен, подорожник. Подорожник широко использовался при гнойных язвах наружно, а чеснок - при кишечных болезнях внутрь и в виде чесночной воды для обмывания всего тела при эпидемиях (чума, дизентерия и др.). В этот же период из числа торговых и ремесленных людей выделилась новая профессия - «лечьцы», затем появились зелейники.

В X в. на Руси вводится христианство и распространяется просвещение. Принятие христианства сыграло огромную роль в укреплении Древнерусского государства.

В период раннего феодализма (IХ-ХII вв.) на Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Первыми русскими врачами были монастырские «лечьцы» из монахов. При монастырях возникли, так же как и в других странах средневековой Европы, больницы и богадельни. Призрение и врачевание имели место в первом русском монастыре - Киево-Печерской лавре (XI в.). В этот же период при переяславской церкви открывается первая бесплатная больница. Больница была устроена Переяславским епископом Ефремом, написавшим специальный устав, в котором были изложены правила «призрения недужных и стариков». По этим правилам требовалось иметь при монастыре своего врача и запасы лекарств. Среди лекарств должны быть разные виды масел, пластырей, мед, вино, слива и клюква. В больницах лечили не только монахов, но и приходящих больных. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведающего лекарствами в ней, дает основание считать, что при больницах открывались аптеки. В этот же период многие лекарства поступали в Киев из государств с более высоким уровнем медицины (из Александрии, Египет), что свидетельствовало о широких связях Древнерусского государства

В некоторых русских летописях приводится описание различных болезней, встречаются описания эпидемий. Какие же средства применялись на Руси для их лечения? В первую очередь древнерусские врачи обращались к неиссякаемому арсеналу народной медицины. На Руси стали создаваться травники и лечебники. Лекарственные средства готовилось в форме порошков, отваров, мазей. Нередко назначались ванны с настоями из различных трав. В XIX в. внучкой Владимира Мономаха Евпраксией (в замужестве Зоей Комнен) был написан лечебник «Алимма» (мази). Рукопись состояла из пяти частей, в которых описывались многочисленные болезни и лекарства, с помощью которых рекомендовалось проводить лечение. Для этой цели назначалось квашеное тесто, печеный лук, лук с медом и т.д. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XV в.) автор рассказывает о девушке Февронии, которая излечила князя Петра мазью из хлебной закваски. Она «взяла небольшую плошку, зачерпнула из дежи хлебной закваски и приготовила мазь. Предложила истопить баню для князя. После мытья велела помазать все язвы и струпы на теле. Вскоре наступило выздоровление князя». В повести нашел отражение эффективный способ лечения больных в бане.

Из лекарств животного происхождения на Руси применяли «бобровую струю» и кобылье молоко (степные славяне), «кабарожью струю» (Восточная Русь). Из минеральных продуктов в лечебную практику вошли различные минералы и камни. Опилки из меди назначали внутрь, порошок золота применялся для припудривания при заболеваниях кожи головы. Известны были уксус, селитра, поташ, скипидар, медный купорос. Одновременно с незапамятных времен на Руси для укрепления здоровья назначали минеральные воды. Целебные свойства «кислой воды» (нарзана) используются до сих пор.

Арабский путешественник и странствующий купец Ибн Батута (1304-1377), посетивший в середине XIV в. район Пятигорья, писал: «Прибыл из Крыма в Азов, из Азова я отправился в город Можары, из указанного выше города со спутниками собрался ехать в ставку султана, находящуюся в четырех днях езды в местность, называемую Биш-Даг (Биш - пять, Дат - гора). На этом пятигорье находится ключ горячей воды». Иноземный путешественник, который побывал на месте нынешнего Пятигорска у Бештау, не случайно упоминал о нарзане. Народы, обитавшие здесь, с глубокой древности применяли эту воду с лечебной целью.

Наконец, следует упомянуть еще о банях, которые, как говорил Геродот, использовались скифами с глубочайшей древности. Об этом упоминается и в летописях времен христианства. Приехавшие на Русь иноземцы с удивлением описывали русскую баню: «...и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют, егода вылезут еле живы и облиются водою студенью и пока оживут». Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства.

Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали появляться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Для обработки ран пользовались вином, березовой водой, растворами обычной соли. Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города.

Монастырская медицина широко использовала богатый опыт народной медицины: лечение травами, мазями, водами. В ряде монастырей имелись больничные палаты. Сюда следует отнести Киево-Печерскую лавру, Юрьев, Чудов-Алексеевский, Симонов, Кирилло-Белозерский монастырь и др. Монастырская медицина способствовала организации стационаров. Несмотря на то, что русский народ находился под гнетом монголо-татар, уже к концу XIII - началу XIV в. началось восстановление народного хозяйства. Возрождались города, воздвигались новые храмы и монастыри. Налаживались кожевенные и смоляные производства, изготавливалось мыло, поташ, масло, рыбий клей. Так, известно излечение от «глазной болезни» жены татарского хана московским лекарем Алексеем (середина XIV в.). По городам и селам продолжали практиковать русские «лечьцы». Дальнейшее развитие медицины и лекарствоведения на Руси были связаны с освобождением от чужеземного ига и созданием единого Русского государства. В 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле, однако окончательное освобождение пришло еще только через сто лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...