Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности




 

Основные принципы работы профконсультанта

 

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

 

Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.

 

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Вмешательство консультанта - развивающее или разрушающее личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

 

Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

 

Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теорети­ческую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его ква­лификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адек­ватно конкретной ситуации консультирования.

 

Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетиро­вания и т.п.) без объяснения причин.

 

Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

 

 

Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с ко­торой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает ин­формационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Сужде­ния и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свобо­ду последнего в принятии им решения.

 

^ Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с пози­ции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям кон­кретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

 

Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на сво­боду в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не соответст­вующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

 

Схема профконсультирования

 

Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

 

^ Первый этап. Задача консультанта - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начина­ется со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позабо­титься о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает кон­троль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным то­ном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.

 

Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:

 

Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.

 

Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащен­ность.

 

Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности от­носительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

 

Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методи­ки, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие пережива­нию успеха, с помощью заданий на сообразительность, внимание.

 

^ Второй этап. Основная задача - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предвари­тельной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или по­лучить необходимую информацию.

 

^ Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Кон­сультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступ­ном уровне объяснить ему необходимые понятия.

 

^ Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь опре­деленной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирую­щей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совмест­ного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

 

^ Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консульта­ция, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При вы­ходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интерес­ные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.

 

^ Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей про­блемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.

 

Профконсультирование в школе

 

Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней - перенесение акцента с акта выбора про­фессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленно­го формирования необходимых качеств, свойств личности.

 

Следующий принцип развивающей профконсультации - это реализация нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения основного вни­мания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотре­нировок.

 

Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успех профконсультации во многом за­висит от того, удастся ли наладить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемы дав­ление, директивный тон и навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

 

Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен разби­раться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать знаниями о зако­номерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и приобретённого в профес­сиональном самоопределении, владеть методиками коррекционной работы.

 

Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

Формирование образа "идеальной" профессии.

Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вари­антов профессий.

Анализ психологических портретов реальных профессий.

Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

 

Приложение 10.

Материалы к теме № 11.

Современный мир профессий, тенденции его развития

Классификация профессий в соответствии с предметами и целями деятельности (по Е.А. Климову)


Факторы успешности в профессиональной деятельности



Приложение 11.

Материалы к теме № 15.

Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профессиональной деятельности

Критерии оптимальной деятельности классных руководителей по профессиональной ориентации школьников

Профессиональная ориентация, как и любой вид деятельности, тре­бует выбора определенных критериев оптимальности ее осуществления. К ним, согласно теории оптимизации, следует отнести эффективность, качество решения учебно-воспитательных задач, а также расход време­ни и усилий педагогов на их реализацию.

К сожалению, критерии деятельности классных руководителей по профориентации остаются недостаточно разработанными. Отсюда происходит подмена многоплановой и кропотливой работы по профо­риентации агитацией и информацией. Так, многочисленные мероприя­тия, связанные с профориентацией, но проводящиеся без ясно осозна­ваемой цели, становятся формальными и дискредитируется сама идея профориентации.

^ Учитывая сущность профориента­ции и общей цели этой работы - подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, можно говорить о том, что классные руководители в процессе работы по профессиональной ориентации обязаны формиро­вать у учащихся систему знаний о профессиях; располагая знаниями о личностных особенностях школьников, помогать им в выборе профес­сии; воспитывать у учащихся стремление к самопознанию, самоопреде­лению, самовоспитанию, что нами рассматривается в качестве важней­шего условия формирования профессионально значимых качеств личности - ведущего строя общественно значимых мотивов выбора, устой­чивость профессиональных намерений.

Оценивая деятельность классных руководителей, необходимо ориен­тироваться на следующие показатели:

^ Высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятель­ном и осознанном выборе профессии. Он определяется по наблюдениям на уроке и во внеурочной деятельности, беседам с учащимися и их роди­телями, картам интересов, анкетированию.

^ Насыщенное использование возможностей уроков и внеклассных
мероприятий для создания у учащихся необходимой профориентационной основы. Показателем в данном случае являются: использование на­учных разработок, передового опыта, совместная работа с учителями- предметниками, родителями учащихся, общественности, специальных учебных заведений.

^ Наличие системы профориентационной работы с целью развития
соответствующих интересов, склонностей и способностей учащихся.

В основе определения критериев находятся ведущие направления профориентации, разработанные профессором А.Д. Сазоновым: про­фессиональное просвещение, предоптация, предварительная профессио­нальная диагностика, профессиональная консультация, профессиональ­ный отбор (подбор), социально-профессиональная адаптация, профес­сиональное воспитание, постоптация.

На основе принятых критериев можно представить три группы классных руководителей с различным уровнем их подготовки к органи­зации и проведению профориентационной работы.

^ I Группа (высокий уровень) - классные руководители, которые пред­усматривают вооружение учащихся определенной совокупностью зна­ний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий, об условиях правильного выбора одной или нескольких из них, воспитания у школьников положительного отноше­ния к различным видам профессиональной и общественной деятель­ности; обеспечивают эффективную предметно-практическую деятель­ность, направленную на развитие взаимоотношений с людьми и об­ществом, способствуя при этом усвоению нормотипических отношений, устанавливая соответствие индивидуальных, психологических и лич­ностных особенностей специфическим требованиям той или иной про­фессии; обеспечивают активный процесс приспособления школьников к условиям местного производства, условиям труда и особенностям кон­кретной специальности.

^ II Группа (средний уровень) - классные руководители, которые в основном решают проблему вооружения школьников системой профориентационных знаний, но не всегда методически верно ориентируют учащегося на выбор необходимой для него и данной местности профес­сии, не придают важного значения изучению индивидуальных особенностей школьников, организуют в основном работу информационным путем; предметная деятельность такими классными руководителями, как правило, обеспечивает не интеллектуальную активность человека, а только физическую; знания школьников по данной проблеме отрывоч­ны так как такие формы профконсультации, как информационная, ди­агностическая, медицинская и формирующая, не превратились в си­стему, носят эпизодический характер; профессиональный отбор бесси­стемен; классный руководитель недостаточно развивает склонности учащихся к конкретной профессиональной деятельности.

III группа (низкий уровень) - классные руководители, которые рабо­тают в основном на машинно-интуитивном и пробно-вероятностном (проб и ошибок) уровнях, не обеспечивают профессиональную ориен­тацию учащихся, слабо или вообще не ориентируются в направлениях профориентации

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...