Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К врожденным, 2. – к наследственным




а) сифилис новорожденных

б) гемофилия

в) фенилкетонурия

г) СПИД у новорожденных

д) ахондроплазия

е) полидактилия Ответ _____________

 

5. Выберите из перечисленных ниже наследственных заболеваний:

Хромосомные, 2. – генные

а) гемофилия

б) алкаптоурия

в) синдром Дауна

г) синдром Паттау

д) хорея Гантингтона

е) синдром Клайнфельтера

ж) серповидноклеточная анемия

з) болезнь Альцгеймера

Ответ _____________

6. Заболевания, относящиеся к болезням с наследственной предрасположенностью, являются:

а) атеросклероз

б) ахондроплазия

в) близорукость

г) гемофилия А

д) сахарный диабет

е) атопическая бронхиальная астма

Ответ _____________

7. Укажите логическую последовательность наследственной ферментопатии:

а) признак

б) ген

в) белок

г) фермент

Ответ _____________

 

Дополните.

8. Перечислите основные методы изучения наследственных болезней

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________ 5. _________

 

9. Назовите виды мутаций:

а) генных – 1. _________ 2. _________ 3. _________

б) хромосомных – 1. _________ 2. _________ 3. _________

в) геномных – 1. _________ 2. _________ 3. _________ 4

 

10. Перечислите важнейшие мутагенные факторы, вызывающие генетические дефекты:

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

11. Какая триада симптомов обычно характерна для хромосомных болезней?

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

12. Назовите виды экзогенных мутагенов:

1. _________ 2. _________ 3. _________ 4. _________

 

13. Перечислите последствия повреждения генетического аппарата половых клеток:

1. ____________________ 2. ______________________

 

14. Перечислите последствия повреждения генетического аппарата соматических клеток:

1. ________________ 2. ________________ 3. ________________

Ситуационные задачи.

Задача 1.

Фенотипически здоровая женщина 18 лет обратилась в генетическую консультацию с вопросом о возможности проявления и генетическом риске по гемофилии у своих будущих детей. Муж женщины болен гемофилией. Родители мужа и жены, её сестра и муж, бабушки-дедушки с обеих сторон, со слов обратившейся, фенотипически здоровы. Сын родной сестры женщины, обратившейся в консультацию, и прадедушка мужа страдают повышенной кровоточивостью, но никогда не обследовались.

Есть и опасность появления гемофилии у ребёнка? Какова степень риска? Составьте возможные родословные. Можно ли лечить данную болезнь в случае её появления?

 

 

Задача 2.

Фенотипически здоровая женщина 24 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 20 лет. Со слов обратившейся, случаи наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.

Проведён кариологический анализ. Выявлено, что кариотип обратившейся женщины: 45:15, 1521, 21.

Какая аномалия хромосом имеет место в данном случай? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?

 

Задача 3.

Фенотипически здоровая женщина 20 лет обратилась в медико-генетическую консультацию с вопросом о возможности рождения здорового ребёнка в семье. Первый ребёнок с болезнью Дауна рождён ею в 18 лет. Со слов обратившейся, случай наследственных болезней в семье мужа и её семье отсутствуют.

Проведён кариологический анализ. Выявлено, что кариотип обратившейся женщины: 45:2121.

Какая аномалия хромосом имеет место в данном случае? Какова вероятность рождения больного ребёнка у такой матери?

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

13. Хетагурова, Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ: Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.

Дополнительная:

1. Бочков Н.П. Медицинская генетика: учебник для мед. вузов: - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. – 224с.

2. Гинтер Е.К.Наследственные болезни в популяциях человека.- М. Медицина, 2002.-231 с.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема занятия: АЛЛЕРГИЯ.

Общая цель занятия: Ознакомиться с механизмами аллергической перестройки реактивности организма, научиться распознавать клинические проявления различных аллергических реакций.

 

Конкретные цели занятия.

Знать: 1). Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов. 2). Отличия аллергии от иммунитета. 3). Принципы классификации аллергических реакций. 4). Стадии аллергических реакций. 5). Типы иммунного повреждения по Кумбсу и Джеллу. - I тип иммунного повреждения (реагиновый): патогенез, клинические проявления, экспериментальные феномены (феномен Овери, феномен Шульца-Дейла, феномен Праусница-Кюстнера), принципы диагностики и патогенетической терапии; - II тип иммунного повреждения (цитотоксический): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - III тип иммунного повреждения (иммунокомплексный): патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; - IV тип иммунного повреждения (ГЗТ): виды, патогенез, клинические проявления, принципы диагностикии и патогенетической терапии; 6). Понятие о состояниях иммунной аутоагрессии: характеристика понятия. Виды, этиология, патогенез, клинические проявления. 7). Принципы гипосенсибилизации организма при аллергии. Методы профилактики и терапии. 8). Аллергию новорожденных. Источники аллергизации детей Уметь: 1. Распознавать клинические проявления реакций немедленного и замедленного типа. 2. Интерпретировать результаты диагностических проб аллергической перестройки реактивности организма. 3. Уметь предотвратить или приостановить развитие аллергических реакций немедленного типа. 4. Решать тестовые задания и ситуационные задачи.  

Вопросы для самостоятельной работы

(самостоятельная работа должна быть выполнена в рабочей тетради)

 

1. Понятие "аллергия", "аллерген", виды аллергенов.

2. Отличия аллергии от иммунитета.

3. Принципы классификации аллергических реакций.

4. Стадии аллергических реакций.

5. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций I типа (анафилактические, атопические).

6. Опишите схему патогенеза анафилактического шока.

7. Составьте схему эффектов медиаторов аллергии I типа (по А.Ройт и А.Адо.).

8. Клинические проявления и диагностические пробы аллергических реакций I типа.

9. Патогенетическая терапия и профилактика.

10. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций II типа (цитотоксического).

11. Механизм цитолиза.

12. Клинические проявления и диагностические пробы аллергических реакций II типа.

13. Патогенетическая терапия и профилактика.

14. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций III типа (иммунокомплексного).

15. Опишите схему повреждения стенки сосуда при III типе аллергических реакций.

16. Составьте графы логической схемы патогенеза аллергических реакций IV типа.

17. Составьте схему эффектов медиаторов аллергии замедленного типа (II, III, IV) (по А.Ройт и А.Адо.).

18. Характеристика реакций гиперчувствительности замедленного типа

19. Клинические проявления и диагностические пробыаллергических реакций IV типа.

20. Патогенетическая терапия и профилактика.

 

Задания:

1. Ответить на тестовые задания и ситуационные задачи.

2. Составить 5-6 тестов по теме «Аллергия»

3. Составить 2-3 ситуационные задачи по теме «Аллергия»

 

Тестовые задания

Укажите правильные ответы:

1. Укажите аллергические реакции немедленного (А) и замедленного (Б) типа:

 

а) отек Квинке б) аллергическая астма в) аллергический ринит г) туберкулиновая реакция д) атопические дерматиты е) отторжение транспантата   ж) анафилактический шок з) сывороточная болезнь и) аутоаллергия к) крапивница л) контактные дерматиты м) бактериальная аллергия

Ответ _____________

2. Укажите особенности (тип) аллергии замедленного типа:

а) участие гуморальных антител

б) участие Т-лимфоцитов

в) возможность пассивной сенсибилизации сывороткой

г) возможность пассивной сенсибилизации Т-лимфоцитами

д) эффективность терапии антигистаминными препаратами

е) неэффективность терапии антигистаминными препаратами

Ответ _____________

 

3. В каких типах аллергических реакций основная роль принадлежит Т- и в каких В-лимфоцитам:

а) аллергия немедленного типа

б) аллергия замедленного типа.

Ответ _____________

 

4. Укажите медиаторы аллергии немедленного (А) и замедленного (Б) типа:

а) фактор бласттрансформации б) гистамин в) ацетилхолин г) медленно реагирующее вещество анафилаксии (МРВА) д) серотонин   е) фактор хематоксиса для эозинофилов ж) брадикинин з) фактор переноса сенсибилизации и) фактор торможения миграции макрофагов (ФТМ) к) простагландины группы Е

 

Ответ _____________

5. Укажите формы аллергии (три), относящихся к атопиям:

а) крапивница

б) системная красная волчанка

в) сенная лихорадка

г) сывороточная болезнь

д) отек Квинке;

е) контактный дерматит

Ответ _____________

 

7. Возможна ли десенсибилизация при аллергии немедленного (А) и замедленного (Б) типа следующими агентами:

а) антигистаминными препаратами

б) глюкокортикоидами Ответ _____________

 

Ситуационные задачи

Задача № I

У больного вскоре после введения противостолбнячной сыворотки поднялась температура тела, возникли нарушения сердечной деятельности, боли в суставах, зуд и кожные высыпания. Эти явления стали исчезать после назначения антигистаминного препарата пипольфена.

Какая аллергическая реакция возникла у больного после введения сыворотки? Как можно было её предотвратить?

 

Задача № 2

У рабочего химического производства возник контактный дерматит.

Назовите диагностическую аллергическую реакцию, с помощью которой можно определить вещество, вызвавшее дерматит.

 

Задача №3.

Через 6 недель после проникающего ранения правого глаза у больного появилась боль в другом глазу и постоянная головная боль на той же стороне. Острота зрения левого глаза стала прогрессивно снижаться. При осмотре обнаружены сужение зрачка, перикорнеальная гиперемия сосудов и гиперемия сосудов радужной оболочки. При пальпации глаза болезненность значительно нарастает. Имеется помутнение стекловидного тела.

Каковы возможная форма патологии и механизмы поражения нетравмированного глаза?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

13. Хетагурова, Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ: Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.

 

Дополнительная:

1. Клиническая аллергология. Руководство для практических врачей. Под ред. акад. РАМН, проф Р.М. Хаитова. М., Медпресс-информ, 2002, 623 с.

2. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. М., Триада-Х, 1999, 470 с.


РАЗДЕЛ 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...