Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Форма рондо. Урок 20. Рондо французских клавесинистов. Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного чередования главной темы (рефрена) с побочными, где началом и концом всегда является именно главная тема.




Тема 6. Форма рондо.

Урок 20. Рондо французских клавесинистов.

С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод.

Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то и от старой французской поэзии. Уже в средние века встречается изысканная конструкция стиха, где отдельные строки повторяются в определенной последовательности, чередуясь с новыми. Не случайно французский поэт 19 века Пьер Беранже пишет свои стихи- песни именно в такой форме.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот!

Старик-король, укрывшись в башне-келье, -

О нем нам страшно и шепнуть, -

Решил на наше скромное веселье

Сегодня издали взглянуть.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот!

Народ поет, смеется, веселится…

Король чурается людей.

Вельмож, народа, бога он боится,

Наследника – всего сильней.

Пляши, счастливый наш народ!

Скорей затейте хоровод!

Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот.

 

Форма рондо в музыке  тоже построена на повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность.

Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного чередования главной темы (рефрена) с побочными, где началом и концом всегда является именно главная тема.

РЕФРЕН –повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ.

В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности.

Если в этом отрывке повторяющуюся строфу обозначить буквой А, а меняющуюся – В и С, то его конструкция будет выглядеть так: АВАСА… Точно такое строение имеет и музыкальная форма рондо. «А» обозначает рефрен, «В» и «С» - эпизоды.

А – В – А – С – А – схема формы рондо.

В течение долгих веков музыкальная форма рондо значительно меняется по сравнению со своей первоначальной версией. Из песенно-танцевальной музыки рондо со временем переходит в инструментальную сферу, и первыми используют рондо в своем творчестве также французские композиторы- клавесинисты 17- начала 18веков – Франсуа Куперен, Жак Шамбоньер, Жан-Филипп Рамо. Их называли французскими клавесинистами. Это золотая пора в искусстве Франции. Главенствующим стилем является рококо.

Музыкальные пьесы-рондо большей частью имели программный характер. Композиторы стремились создать в музыке портретные характеристики, разнообразные душевные настроения, нарисовать жанровые сценки. Например, «Жнецы», «Сестра Моника» Ф. Куперена, «Нежные жалобы» и «Крестьянка» Рамо, «Крик птиц» Ф. Дандрие.

· Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. В музыке слышен голос кукушки, который звучит в партии левой руки (интонация терции).  1-й эпизод отличается более светлым характером звучания,  мажорным ладом. Вместо малой терции звучит большая. 2-й эпизод продолжает варьирование «голоса кукушки» в разных регистрах, отличается тональной неустойчивостью, секвенционным развитием и достигает кульминации.

· Куперен «Тростники»- еще одна лирическая пьеса в форме рондо.

Урок 21. Рондо венских классиков.

 

Во всех музыкальных формах и жанрах со временем происходят изменения. Это зависит от новых мироощущений человека, от стиля эпохи в искусстве, манеры письма их творцов. Так и рондо со второй половины 18 века как форма и как жанр начинает претерпевать существенные изменения, отклонения от прежних канонов в сторону большей свободы. Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда форма рондо обретает классические черты. Примерами могут служить многие финалы его сонат. У Моцарта данная музыкальная форма достигает высочайшего расцвета, а в творчестве Бетховена становится более значительной и масштабной. В его творчестве рондо – это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Сюда проникают резкие контрасты, драматическое развитие тем. Именно он начинает использовать смешанные формы. Речь идет о сонатном рондо.

В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо.

· Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе».

А – тема-рефрен – рисует образ лирического героя – в пьесе повторяется трижды. Нежная, задумчивая мелодия на фоне арпеджированных аккордов. Форма темы – 3-х-частная. Крайние части звучат в ля-миноре, середина – в До-мажоре.

В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки.

С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции). Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты.

Все три темы пьесы контрастны друг другу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...