Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патофизиология эндокринной Cистемы




Тема занятия: Общий адаптационный синдром

Общая цель занятия: Изучить основные патогенетическими механизмами адаптационного синдрома Г.Селье. Выяснить роль коры надпочечников в механизмах адаптации к кислородному голоданию и падению барометрического давления.

Конкретные цели занятия:

 

Знать: Уметь:
1. Понятие об общем адаптационном синдроме Г. Селье. 2. Современное представление о механизмах включения адаптационного синдрома. 3. Болезни адаптации 4. Гормоны надпочечников, их роль. 5. Понятие о гипофизарно - адреналовой системе. 6. Роль системы гипофиз-кора надпочечников в изменениях реактивности организма. 1. Правильно разобраться в механизме и стадиях стресс - реакции. 2. Объяснять патогенез адаптационного синдрома. 3. Разбирать тестовые задания, обосновывая заключение.

 

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Составьте схему гипоталамо-гипофизарной системы.

2. Перечислите нейсекреты гипоталамуса, каковы механизмы их действия.

3. Гипофиз. Дать характеристику отделов и гормонов вырабатываемые в них.

4. Гормоны надпочечников.

5. Каковы функции гормонов коркового слоя надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ.

6. Каковы функции гормонов мозгового слоя надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ.

7. Составьте схему регуляции гормонов надпочечников.

8. Перечислите изменения катаболизма при гипер- и гопофункции желез внутренний секреции.

9. Дайте определение понятия - физиология адаптации.

10. Биологические и социальные факторы, лежащие в основе адаптации.

11. Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма.

12. Составите схему стадий и патогенеза стресса. Изменения нервно-гуморальной и регуляции и обмена веществ в стадии стресса.

13. Что составляет триаду Селье?

14. Опишите защитно-приспособительное и патогенное значение стресса.

15. Понятие о болезнях стресса (болезни адаптации).

16. Значение в понимании патогенеза ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни, сахарного диабета, опухолей.

Для педиатрического факультета

17. Возрастные особенности эндокринной системы.

18. Опишите особенности и значения перинатального стресса.

19. Механизмы стресса у детей раннего возраста.

 

Задание.

1. Разобрать тестовые задания, обосновывая заключение

2. Составьте 4-5 тестовых задания

3. Составьте 1-2 ситуационных задач.

Тестовые задания

 

1. Укажите обычную последовательность развития основных стадий стресс-реакции.

1.Резистентность; 2. Тревоги; 3. Истощения.

а) 1,2,3.

б) 2,1,3

в) 3,1,2.

г) 1,3,2.

Ответ _____________

 

2. Укажите механизмы, участвующие в развитии стресс-реакции (А) и лимитирующие (Б) ее.

а) Активация симпатико-адреналовой системы

б) Снижение активности симпато-адреналовой системы.

в) Активация ГАМК-ергических нейронов в ЦНС.

г) Активация гипофизарно-надпочечниковой системы.

д) Активация серотонинергических нейронов в ЦНС

е) Активация опиоидергических систем в ЦНС.

ж) Увеличение образования Пг классов А и Е в тканях.

Ответ ________________

 

3. Укажите наиболее характерные последствия длительного патогенного стресса.

а) гипо- и дистрофии коркового слоя надпочечников

б) подавление гуморального и клеточного звеньев иммунитета

в) эрозии слизистой желудка и кишечника.

г) гипо- и дистрофии аденогипофиза.

д) гипертрофия аденогипофиза

е) атрофия аденогипофиза

ж) аллергические реакции

з) лейкозы

и) артериальная гипертензия

к) анемии Ответ ________________

4. Как влияют опиоидные пептиды при стрессе на симпатическую нервную систему?

а) активируют ее

б) ограничивают ее активность

в) угнетают выход норадреналина из синапсов

г) стимулируют выход норадреналина из синапсов

д) тормозят взаимодействие нейронов с норадреналином

е) активируют взаимодействие нейронов с ноадреналином

Ответ ________________

 

5. Какие из перечисленных факторов играют важную роль в формировании ИБС при хроническом стрессе?

а) активация СПОЛ в кардиомиоцитах

б) стабилизация мембран лизосом

в) избыток цитоплазматического Са2+ в кардиомиоцитах

г) гиперкатехоламинемия

д) усиление фибринолиза

е) усиление липолитических процессов в тканях.

Ответ ________________

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

 

Дополнительная:

13. Потемкин В.В.. Эндокринология. – М.: Медицина, 1999. – 638с.

14. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 34

 

Тема занятия: неврозы. механизмы развития экспериментальных неврозов. роль типологических особенностей нервной системы и нарушений биоритмов в их возникновении. неврозы – как состояние предболезни.

Общая цель занятия: Уметь объяснить патогенез неврозов, дать их общую характеристику, определить биологические и социальные аспекты неврозов; получить представление о роли экспериментальных моделей для разработки вопросов этиологии, патогенеза, лечения неврозов и их профилактики у человека.

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь:
1. Основные экспериментальные модели неврозов. 2. Формы проявлений неврозов у человека и их патогенез. 3. Роль эмоционального стресса в возникновении экспериментального невроза и невроза у человека. 4. Роль информационных перегрузок и нарушений биоритмов у человека в возникновении неврозов. Понятие хронотипа. 5. Понятие десинхроноза, его роль в адаптации и дизадаптации (десинхроноз – внешний, внутренний, физиологический, патологический, острый хронический) 1. Пользуясь анкетой Эстберга определить хронотип человека.   2. По синусоидам биоритмов определить вид десинхроноза.  

 

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Опишите основные экспериментальные модели неврозов. Какова их суть.

2. Дайте определение понятия невроза. Какие формы неврозов у человека.

3. Составьте схему этиологии различных видов неврозов.

4. Составьте схему патогенеза различных видов неврозов.

5. Дайте оценку роли эмоционального стресса в возникновении невроза.

6. Дайте определение понятию – биологические ритмы человека, временная организация биосистем.

7. Составьте схему классификации биоритмов.

8. Перечислите показатели характеризующие состояние биоритмов.

9. Перечислите виды хронотипов и составьте их краткую характеристику.

10. Что такое десинхроноз?

11. Составьте схему классификации десинхронозов.

12. Дайте оценку роли информационных перегрузов, трансмеридианных перелетов на состояние биоритмов и их роль в возникновении неврозов.

 

Тестовые задания

Укажите правильный ответ

1. Назовите характерные проявления неврозов:

а) патоморфологические изменения в коре головного мозга

б) локомоторные и сенсорные расстройства

в) нервно-трофические расстройства

г) нарушения вегетативных функций

д) периферические параличи

е) фазовые состояния

Ответ:_________

 

2. Развитие каких заболеваний может быть патогенетически непосредственно связано с неврозом?

а)язвенная болезнь желудка

б) болезнь Иценко-Кушинга

в) диффузный гломерулонефрит

г) гипотоническая болезнь

д) гепатит

е) гипертоническая болезнь

Ответ:__________

 

3. Какие из указанных утверждение является верным:

а) биологические ритмы – ритмы дня и ночи

б) биологические ритмы – свойство живой системы, не стационарный режим жизни, форма ее организации и управления, способ адаптации к внешней среде обитания;

в) биологичесике ритмы - свойство живой системы, стационарный режим жизни, форма ее управления, способ дизадаптации к внешней среде обитания;

Ответ:__________

 

4. Укажите параметры биологических ритмов:

а) артериальное давление

б) мезор

в) скорость кровотока

г) период

д) акрофаза

е) артерио-венозная разница

ж) амплитуда

Ответ:___________

 

5. Что такое десинхроноз?

а) разрушение архитектоники биологических ритмов и согласованности их системных и межсистемных взаимодействий

б) разрушение регуляции корковых и подкорковых взаимодействий

в) согласование коры головного мозга и центров продолговатого мозга

г) согласование коры головного мозга и гипоталамо-гипофизарной системы

Ответ:__________

 

6. Какие различают биологические ритмы по периоду:

а) дневные

б) циркадианные

в) ночные

г) ультрадианные

д) инфрадианные

е) пульсирующие

ж) недельные

з) маятникообразные

и) ультразвуковые

Ответ:__________

 

Дополните

7. Различают хронотипы: 1.____________ 2.__________ 3.___________

 

Ситуационные задачи

Задача № 1.

Пациентка Ч., 20 лет, выпускница института, при поступлении в клинику предъявляла многообразные жалобы: на плохой сон, раздражительность, плаксивость, отсутствие аппетита, неустойчивое настроение, головные боли.

Объективно: соматический статус без отклонений от нормы.

Изучение истории развития заболевания показало, что указанные при поступлении явления развились в течение последних 10 месяцев. В этот периода у пациентки сложилась очень трудная ситуация: неудачное замужество и необходимость отъезда по распределению (чего она не хотела из-за неуверенности в своих силах, а также из-за боязни утраты связи с мужем).

В период пребывания в отделении пациентка постоянно предъявляла претензии к персоналу, требовала к себе особого внимания. После каждого приема пищи возникала рвота (чаще в присутствии больных и персонала).

Вопросы.

1. Каково происхождение симптомокомплекса, развившегося у пациентки?

2. При каком типе ВНД подобные расстройства развиваются чаще?

 

Задача №2.

Пациент С., 42 лет, вырос в семье, в которой главной задачей в жизни считали достижение личного успеха, положения в обществе, хотя учеба давалась ему с большим трудом. Из-за требований родителей он всячески стремился превзойти в учебе своих товарищей, затрачивал на это большие усилия. После школы (по желанию родителей) поступил в институт. Занятия в институте требовали еще больших усилий. Он много занимался, нередко в ночное время. По окончании института поступил работать на завод сменным мастером. Как только освободилась должность начальника цеха, начал ее активно добиваться несмотря на то, что профиль цеха не соответствовал полученной им в институте специальности. К тому же он не имел достаточного организаторского опыта. Став начальником цеха, столкнулся с трудностями. Руководимый им цех перестал выполнять производственные задания, что вызвало нарекания и критику со стороны администрации и коллектива цеха.

Именно в этот период у него появились головные боли, болезненные ощущения в области сердца, бессонница, раздражительность, быстрая утомляемость, резко снизилась работоспособность.

Объективно: АД 170/90 мм.рт.ст., пульс 90 в мин.

Очаговый неврологической симптоматики не установлено.

Вопросы:

1. Что явилось причиной появления болей в области сердца, тахикардии и артериального давления?

2. Какая форма патологии нервной системы развилась у данного больного?

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

7. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

8. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

9. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

10. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

11. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

12. Шанин В.Ю. Клиническая патофизиология. –С-П.: «Спец. Лит-ра», 1998. – 570 с.

13. Клиническая патофизиология. / В.А.Алмазов, Н.Н.Петрищев, Е.В.Шляхто, Н.В.Леонтьева. –М.: ВУНМЦ, 1999. – 464 с.

 

Дополнительная:

14. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

15. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья. /Под ред. Л.Г.Хетагуровой, К.Д.Салбиева. - Владикавказ: Проект-Пресс.-2000.-176с.

16. Хронобиология и хрономедицина. Руководство./ под ред. Ф.И.Комарова, С.И.Рапопорта – М.:«Триада-Х», 2000. – 488с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...