Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А как давно вы преподаёте в нашем вузе?




New York Times

«В его Книге нет воды, но ею упиваешься»

Московский Комсомолец

«Даже один псевдоним этого автора мы бы с удовольствием разместили на нашей обложке»

Forbes

«Если бы эта Книга вышла в 2006 году, моим бы последним желанием было бы прочесть её»

Саддам Хусейн

«Дима Бреурош, эта Книга тебе не поможет!»

БДМП-4

БРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый читатель, прежде чем начать, я хотел бы, чтобы ты прошёл своего рода face-control. Это необходимо, чтобы дальше не возникало недоразумений между нами. Итак:

 

Если ты «ботаник», «заточка» или другой умник, полагающий, что для того, чтобы не было проблем с учёбой, нужно нереально много времени тратить на изучение разного рода бумаг и глубинный просмотр интернет-ресурсов, время от времени подпитывая свои мозги шоколадом и заливая сонливость кофе, то вполне настойчиво рекомендую тебе закрыть книгу и поставить её обратно на книжную полку.

 

Если же ты вполне адекватный и прогрессивный молодой человек (по крайней мере, ты себя таким считаешь), который ТАК сильно хочет посвятить себя более интересным вещам, чем учёба, ЧТО в надежде отыскать альтернативный способ повышения своего рейтинга перед преподавателями взял сейчас в руки эту книгу, то я тебя поздравляю! Потому что эта Книга посвящена именно таким, как ты. Поехали!

 

«Учиться, учиться и ещё раз учиться» - так завещал нам Ленин, и, что самое интересное, в эффективности такого алгоритма образования уверены все люди советского поколения и почти все представители современности… Нет! Ты не правильно понял, я вовсе не собираюсь противоречить уже установившимся постулатам и ни в коем случае не призываю сжечь все учебники, конспекты и другие источники информации. Учиться надо, просто я считаю, что в нашем мире в 99 % случаев НАШИ ЗНАНИЯ НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ ОБЪЕКТИВНО! Сейчас объясню…

Наверняка ты был свидетелем того, как твои одногруппники или одноклассники получали незаслуженные лавры (оценки, похвалы и т. д.), а ты, как и все остальные, просто закрывал глаза на такую несправедливость, думая про себя: ЗНАЧИТ ТАК НАДО. Такие вещи, с точки зрения психологии, легко объяснимы: каждый человек, вступая в контакт с другим, формирует личное отношение к нему, после чего возникают симпатия, антипатия, уважение и т. п. Поэтому в итоге зачастую успех имеет тот, кто может производить впечатление на людей (так сказать, «пускать пыль в глаза»), а не тот, кто, позабыв об отдыхе и развлечениях, учится при свечах.

Отталкиваясь от тезиса «ОЦЕНИВАЮТ НАС, КАК ЛИЧНОСТЬ, А НЕ КАК НОСИТЕЛЬ ЗНАНИЙ», я и решил развить тему человеческих отношений в рамках СТУДЕНТ – ПРЕПОДОВАТЕЛЬ на новом уровне.

Понимаю, что у многих читателей возникнут закономерные вопросы к Книге, поэтому отвечу на наиболее предсказуемые из них.

Что представляет собой Книга и на кого она рассчитана? ЭтаКнига – своего рода компиляция (собрание) общепринятых в психологии техник, методик и приёмов, которые адаптированы непосредственно к учебному процессу. Проще говоря, я не выдумывал велосипед, а собрал уже существующий опыт практической психологии и внедрил в узко направленную сферу нашей жизни – образование. Возможно, Книга не улучшит твои способности (например, память), но однозначно разовьет твои качества и навыки общения (коммуникабельность, умение слушать, открытость).

Как ты успел догадаться, Книга рассчитана на студентов высших и средних учебных заведений (школы не трогаем). Кстати, обращать внимание на моё имя не стоит – это всего лишь псевдоним и никоем образом я не связан с иностранным государством. Все наблюдения и исследования проводились в украино-русской среде, что само по себе подразумевает адаптированность изложенной здесь информации к нашему менталитету и языку. Думаю, Книга также «пойдёт» и для других стран бывшего СССР, так как методика образования была одинаковой.

Учитывая то, что эта Книга не является аналогом других психологических пособий, предусматривающих коммерческую выгоду, повышающих IQ или улучшающих твои отношения на работе и в семье, я допускаю ещё один вполне логичный вопрос: Зачем нужна эта Книга? Во-первых, подобного рода работ ещё никто не писал, иначе я бы никогда не взялся за неё. Во-вторых, если на книжных полках есть литературный бред в духе: «Как быть стервой с лошадиным лицом в большом городе» – и на него находятся свои читатели, то моя книга тем более имеет право на существование. Авось кому-то пригодится.

Перейдём к категории «ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ». Итак: Что будет, если эту книгу прочитает преподаватель или другие студенты? Да ничего не будет! Наоборот каждый преподаватель мечтает о том, чтобы его учебная деятельность была максимально полезной и эффективной для студентов, а эта Книга именно этому и посвящается, или, по крайней мере (ПРЕПОДОВАТЕЛИ, ЗАКРОЙТЕ ПОКА КНИГУ), научит создавать видимость такого обучения. J

На самом деле существует огромное количество пособий для преподавателей по риторике, педагогике и прочим наукам, обучающих методикам «укрощения» студентов и рекомендующих индивидуальный подход к каждому. Зная количество студентов на потоках в наших вузах, я смею утверждать, что вся эта теория остаётся лишь в чьей-то краткосрочной памяти и не находит никакого отражения на практике. Именно поэтому я предлагаю начать самим проявлять свою индивидуальность и завоёвывать уважение в честном бою.

Ну а что касается студентов, то неужели ты думаешь, что многие из твоих «коллег» прочитают эту Книгу также вдумчиво и внимательно, как ты, да и ещё поймут её? Правильный ответ: «НЕТ!» Поэтому расслабься и читай дальше.

…И вот ты, полный радости и предвкушения лёгких побед, хочешь всё же уточнить, так, для себя: «Что, эта книга поможет мне получить красный диплом?» (Категория «ГЛУПЫЕ ВОПРОСЫ», кстати).

Моя Книга – НЕ ПАНАЦЕЯ, и не нельзя полагать, что после прочтения ты станешь супер-мега- крассссавчиком, которому в зачётку посыплются наилучшие баллы. Кому-то это поможет на 60 %, кому-то вообще не поможет, ну а кому-то на все 100 %. Приведу такой пример. Наверняка у тебя хоть раз вёл занятия так называемый «OLD SCHOOL» препод – человек старой закалки, который может только за один прикид гота или растаманские дрэды ставить «неуд», а за тупой реферат, читаемый с листа, – щедро поощрять. Вот и думай, как к такому выработать какой-то универсальный подход.

И, пожалуй, самый дискуссионный вопрос, заданный мне одним умным человеком. А не боишься ли ты, что, зарабатывая баллы всякими «психо-штучками», студенты перестанут учиться, конструктивно мыслить и т. д., что впоследствии будет деформировать общество, в котором они же сами и живут? Я уже упоминал выше, напишу ещё раз, – я не призываю отказаться от обучения, я предлагаю научиться преподносить свои знания так, чтобы тебя ОЦЕНИВАЛИ ОБЪЕКТИВНО, и при этом ты не стал выскочкой. А это, наоборот, прививает энтузиазм и интерес к учёбе у студентов. Эту-то позицию я и собираюсь отстаивать в Книге!

 

Вот вроде бы и всё – со вводной частью разобрались, поэтому начнём…

 

/пошла музыка из «Звёздных войн»/

 

 

Я долго ломал голову над тем, как вкуснее преподнести читателю информацию для нормального её усвоения. «Всё гениальное просто» опять подтвердилось. Академическая единица измерения учебного процесса – пара – делится на лекции и семинары. Отдельно (поскольку могут не иметь чётко определённой продолжительности) идут итоговые проверки знаний: зачёты, экзамены и модули. Поэтому всё общение с преподавателями мы будем рассматривать именно в этих 3 направлениях: лекция, семинар (для упрощения я отнес сюда же коллоквиумы и прочие практические занятия, ибо проходят в одном формате) и экзамен (зачёт/модуль).

 

I. ЛЕКЦИИ

Лекции – это то, что студенты любят наравне с едой. К ним не надо готовиться, и к тому же можно приятно расслабиться, засев с товарищами где-нибудь в конце аудитории, посвятив время болтовне ни о чём или завтыкав в свой недавно купленный iPod. Знаю случай, когда студенты Политеха умудрялись пить водку на лекции. Надеюсь, ты, уважаемый читатель, таких подвигов не совершал, иначе тебе эта Книга не поможет.

Все же я веду к тому, что времяпрепровождение на лекции может быть как никогда полезным и эффективным, придётся лишь чуть-чуть усмирить свою лень.

Однажды я согласился с одним мнением, поэтому сейчас буду использовать его как вещественное доказательство. Вот оно.

Существует 2 типа преподавателей. Первые просто выполняют свою социальную роль, обучая студентов, и также просто за это получают зарплату. Как правило, это люди нетребовательные, без энтузиазма к преподаванию, работающие в «дорогих» вузах, где хорошо оплачивается их «труд». К счастью таких меньшинство. Вторые – искренне любят свою профессию и пытаются донести до студентов понимание своего предмета. В любом случае и те, и другие изначально не являются врагами студента, а ОТНОШЕНИЕ К ТЕБЕ БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ УЖЕ ВО ВРЕМЯ ВАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ. Поэтому наша задача сейчас научиться «дружбе» с преподавателями или хотя бы избегать вражды. А теперь всё по порядку.

 

ПЕРВАЯ ПАРТА

Когда мы идём в театр или на музыкальный концерт, мы покупаем билеты, при этом, понимая, что чем ближе к сцене расположено место, тем дороже оно стоит. В вузе мы не платим за место, на котором впоследствии сидим, тем не менее большинство студентов всё-таки старается занять места «для поцелуев».

Напомню, что мы не в школе, поэтому, заходя в новом семестре в новую аудиторию, ты САМ ВЫБИРАЕШЬ, куда тебе садиться. Я же предлагаю, выбирать первые парты, или те, которые свободно попадают в поле видимости лектора. Почему?

Давай вернёмся к той же школе. Кого сажали за первые парты? Правильно, отличников и хорошистов, т.е. людей, которые внимательны, умны и которые ведут себя адекватно дисциплине. Дело в том, что выступающий перед публикой человек, ориентируется на тех, кто его слушает. Именно поэтому, когда ты находишься близко к ритору, с ним легче контактировать, или, другими словами, ему легче будет понять, что ЕГО СЛУШАЕШЬ ИМЕННО ТЫ И ПРИ ЭТОМ ТЕБЕ ИНТЕРЕСНО, нежели понять, что его слушает какой-нибудь диггер[1] на задней парте. Думаю, мысль ясна. Такая дислокация позволит тебе быть видимым для преподавателя постоянно. Понимание того, почему это хорошо, придёт чуть позже, когда дочитаешь книгу хотя бы до середины.

Блондинкам, которые собрались полистать свежий номер Cosmopolitan или же попереписываться со своим мажористым yob-friend’ом где-нибудь на «галёрке», разрешаю садиться где угодно… Но потом чтобы не спрашивали «Почему?». J

ЗНАКОМСТВО

Прежде чем я продолжу, хочу попросить тебя напомнить мне рассказать одну историю. Не забудь. Итак, давно хотел у тебя спросить, бывало ли так, что когда ты знакомился с кем-то, то минут через 15 ты осознавал, что имени этого человека ты не помнишь? Я думаю, бывало и не раз. Более того, я стал замечать, что представление о людях, чьи имена я не в состоянии вспомнить, тоже очень размытое и поверхностное. Выяснилось, что когда в нашем сознании образ какого-нибудь человека неразрывно связан с его именем, он автоматически относится к группе людей, которых мы называем словом «знакомый». О них мы уже владеем определённой информацией, они существуют в нашем сознании и памяти, с ними мы готовы вступать в контакт уже без предварительных блокировок. Поэтому, когда преподаватель говорит: «Давайте знакомиться!» – и начинает перечислять фамилии студентов, он вряд ли пытается запомнить, кто есть кто, а просто проверяет присутствующих.

А теперь я научу…Ах, да! Чуть не забыл! История! (Спасибо, что напомнил). J

Однажды на каком-то курсе по какому-то предмету моя группа писала тест. При чем было это уже на второй паре по этому предмету, когда ещё даже журнала группы не существовало. Так сказать, решили проверить наш общий уровень знаний. Свой листик я подписал, вот только вместо фамилии первым стояло моё имя (сейчас даже не припомню, почему я сделал так). Когда преподаватель забирала мою писанину, естественно она обратила внимание на жирно выделенное ТАРАС МЕРЕНКОВ, после чего на мои уши обрушился вопрос: «Что за инверсия[2]?». Ничего остроумного мне не пришло в голову, чтоб отшутиться, поэтому ответил просто: «Мне нравится, когда ко мне обращаются по имени». Пробурчав что-то себе под нос, она отошла. В последствии она очень хорошо знала, что я – Меренков Тарас, и всячески пыталась продемонстрировать эти знания. По имени, конечно же, меня не называли, как я хотел, потому что ко всем студентам она обращалась одинаково по фамилиям, а выделить меня именем – это всё равно, что открыто заявить: Меренков – мой любимчик. Поэтому я искренне радовался, когда получил 5 по её предмету, рассказывая одноруппникам что-то о большом везении и лёгком билете.

После этого случая я пришёл к грандиозному выводу, что помогло мне вывести очень простую, но в то же время и очень эффективную формулу «глубокого» знакомства. Вот она:

ПО ТВОЕЙ (ИЛИ ПО ЧУЖОЙ) ИНИЦИАТИВЕ СОЗДАЁТСЯ СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ТЫ КОНТАКТИРУЕШЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ТЕТ-А-ТЕТ, И В ЭТОЙ СИТУАЦИИ ДОЛЖНО ПРОФИГУРИРОВАТЬ ТВОЁ ИМЯ И/ИЛИ ФАМИЛИЯ (!).

Просто? Просто! Эффективно? Тут уже от тебя зависит, но никто не жаловался. Кстати, использовать можно не только в рамках учебного процесса, так что пользуйся на здоровье.

Теперь о создании такой ситуации. Самый простой и, пожалуй, самый нудный способ – это в течении длительного времени готовиться к семинарам, выступать и, понятное дело, каждый раз, уходя с трибуны, называть свою фамилию для оценки. Но можно ускорить этот процесс, проявив немного фантазии. К примеру, подойти после пары и сказать, что на следующую пару ты не сможешь успеть, сославшись на какие-нибудь дела, и чтоб он/она не отмечал ТЕБЯ (вот тут и всплывёт твоя фамилия). Импровизируй.

Случаются иногда ситуации, которые абсолютно не в пользу студента: опоздание, прогул, неподготовленность к семинару… Но СТОП! Вот тут панику держи на привязи! Как показывает опыт, «знакомыми» преподавателя становятся именно те студенты, чьи фамилии спрашивает он сам. Негативный характер ситуации нисколько не означает, что ты автоматически попадаешь в черный список студентов. Все можно исправить, если посещение тобой предмета станет регулярным, а подготовка систематической. Мнение преподавателя о тебе с лёгкостью поменяет свою полярность с минуса на плюс, и никаких проблем не возникнет. Исключением может быть случай, когда ты «глубоко» обидел преподавателя своим хамством или другой ерундой. Тут репутация будет конкретно подмочена, извинения обязательны!

 

ALWAYS COCA-COLA!

Это вовсе не скрытая реклама, ибо «Соca-Cola» не заплатила мне ни копейки. Но использование названия мирового брэнда здесь не случайно. Сейчас я опишу маркетинговый приём, который по карману лишь самым богатым компаниям мира. Суть его состоит в том, чтобы заполнить рекламой своей продукции визуальные (то, что видим) и аудиальные (то, что слышим) каналы людей. Это делается регулярно через радио- и ТВ-ролики, бигборды, различного рода акции и выпуск одежды с эмблемами и маркировками. Наше сознание может и не концентрироваться на всём этом, но на подсознание остается всё. Поэтому когда мы заходим в супермаркет, к примеру, за зубной пастой или шампунем, мы охотней покупаем «Colgate» и «Head & Shoulders», нежели «Дыхание леса» и «Антошка». А всё потому, что подсознание выдаёт ранее полученную информацию обобщённой, и к первым товарам МЫ ОТНОСИМСЯ УЖЕ КАК К СТАРЫМ ЗНАКОМЫМ, о которых много знаем, слышали и видели, а не так, будто встречаем впервые.

Всё это подано почти схематично, но поверь, этого достаточно, чтобы понять следующее. Этот же приём можно спроектировать на твои отношения с преподавателем и результат будет не хуже. Не веришь? Тогда вспомни старосту своей группы! Бьюсь об парту головой, что, за очень редким исключением, он/она получает высокие баллы за свою учёбу. Они почти всегда отличники, в случае хорошего выполнения своих обязанностей (принести-унести журнал / сделать объявление в группе / вручить подарок преподавателю по случаю какого-нибудь праздника / прийти вовремя на пару, если необходимо отметить присутствующих и др.). Всё это приводит к частому контакту с преподавателем, а впоследствии и к отношению к нему, как к бренду! Почему бы и тебе не стать им?

При реализации вышеописанного паттерна (техника, шаблон) могут возникнуть некоторые трудности. Студентам порой очень сложно определить тонкую грань между своей уместностью и навязчивостью. Последнее, как известно, приводит собеседника не к самым хорошим выводам о тебе. Если тебе не говорят, что ты зануда, ведешь себя, как выскочка, или совершенно неактуален – это ещё не означает, что о тебе так не думают. Дабы не засорять голову преподавателя плохими мыслями ещё и о тебе, предлагаю использовать всё нижеописанное с энтузиазмом и в любых вариациях, и «уместность» станет твоим вторым именем.

 

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Выступление перед большой аудиторией – процесс довольно сложный, требующий прежде всего мобилизации своей памяти, внутреннего внимания за потоками мыслей, а в итоге и своей речью. Поэтому лектору очень важно, чтобы его выступления проходили в максимально комфортных условиях: во-первых, нормальная дисциплина; во-вторых, интерес со стороны слушателя (в нашем случае – студентов). На последнем я хотел бы остановиться подробнее. Наверняка ты замечал (если нет, то обязательно обрати внимание), что преподаватель во время лекции обращает свой взгляд не ко всем студентам, а лишь к некоторым из них. Это количество обычно колеблется от 1 до 15 человек, да это в принципе и неважно. Надеюсь, ты понимаешь, что в список таких «избранников» попадают студенты отнюдь не из-за дорогих одеяний или карикатурной внешности, что вне учебных рамок могло бы вызвать зависть и смех. Сюда попадают студенты, которые внимательны и сосредоточены на преподавателе во время лекции, которым ИНТЕРЕСЕН ПРЕДМЕТ! Логика здесь очень проста, достаточно вспомнить себя в разговоре с каким-нибудь человеком, который тебя внимательно слушает, задаёт встречные вопросы, расширяющие значение твоих слов, и поддерживает твои идеи, не навязывая каких-то советов, как сразу же осознаёшь, на сколько позитивно ты расположен к такому собеседнику.

У западных психологов такая техника получила название «активное слушание», т. е. способ реакции, которая стимулирует преподавателя продолжать говорить, и в то же время создаёт у него впечатление, что его слова интересны и понятны тебе. Чтобы развеять всё сомнения о необходимости этого приёма, тебе придётся прочитать следующее: студенты, на которых преподаватель ориентируется во время своего выступления – это почти всегда потенциальные «автоматчики», отличники и хорошисты по его предмету. Ну что? Будем пробовать учиться активно слушать? Похоже выбора нет!

Человеку легче всего понять, что его слушают, если он услышит вопрос относительно рассказанного ним материала. Вот тебе и РЕКОМЕНДАЦИЯ №1: ПЕРИОДИЧЕСКИ ЗАДАВАЙ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ. Тут надо помнить установившуюся закономерность: КАКОЙ ВОПРОС – ТАКОЙ ОТВЕТ. Поэтому в твоих же интересах, чтобы твой вопрос был не поверхностным, а имел небольшой «подкоп», в результате чего о тебе сложится мнение как о конструктивно мыслящем человеке.

Изучая десятки психологических книг, я встречал совершенно разные классификации вопросов, используемых для влияния на людей. Поскольку наша цель – это всего лишь акцент внимания преподавателя на тебе и установление с ним вербальной связи, то я решил опустить всяческие «манипулятивные» моменты. Наиболее удобной оказалась система вопросов, разработанная немецким психологом К. Бредемайером и адаптированная мной для студентов.

Конкретизирующие вопросы – вопросы, предполагающие более подробное определение или разъяснение положения вещей и ситуации при помощи ответов на них.

 

Пример:

Преподаватель: К странам переходной экономики относятся в основном государства бывшего СССР, которые осуществляют трансформацию своих национальных экономик в экономические системы с рыночной ориентацией и интеграцию в мировую торговую систему.

Студент: А можно ли считать Балтийские страны государствами с рыночной экономикой? Как скоро Украину/Россию можно будет наконец-то вычеркнуть из списка стран с переходной экономикой?

 

Моделирующие вопросы, которые проистекают из ситуации, созданной (смоделированной) тобой. Вспомогательные слова: допустим, предположим, если бы, представим.

 

Пример:

Пр.: После смерти Сталина было два претендента на пост генсека в СССР: Хрущов и Берия. Как вы знаете, генеральным секретарём был назначен Никита Сергеевич Хрущов…

Ст.: А если бы назначили Берию, ситуация в стране изменилась бы хоть в чем-то, нежели при Сталине?

 

Оценочные вопросы, предполагающие самонаблюдение и самооценку преподавателя касательно высказанной им же информации. Отвечая на них, он раскрывается, что очень выгодно для нас. Начало вопроса: «как, по-вашему», «что вы думаете», «как вы оцениваете».

 

Пример:

Пр.: Объясняя неосознанные мотивы человека, Фрейд вводит понятия «либидо» и «мортидо»…

Ст.: А как вы оцениваете то, что Фрейд сводит любое поведение человека лишь к этим двум импульсам?

 

Информационные вопросы, которые призваны восполнить дефицит информации. Такие вопросы помогают добыть дополнительные факты.

 

Пример:

Пр.: Гротескный стиль Булгакова зарождается еще в романе «Дьяволиада», но более сформировавшимся и выдержанным мы видим гротеск уже в «Мастере и Маргарите»…

Ст.: Скажите пожалуйста, какова основная тема булгаковской «Дьяволиады»?

 

Повествовательные вопросы представляют некий коктейль из вопросов оценочных и информационных. Преподаватель, отвечая на них, берет на себя роль рассказчика или стороннего наблюдателя, описывающего какие-либо процессы и события, но в отличие от ответов на информационные вопросы преподаватель вполне уместно может высказать свою субъективную точку зрения.

 

Пример:

Пр.: Когда наступил праздник Пасхи, Иисус послал Петра и Иоанна, попросив их приготовить есть пасху. Когда настал час, Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им…

Ст.: Можно выйти?..

 

 

Все эти виды вопросов можно без особого труда генерировать, в зависимости от темы лекции, и смело задавать в любой последовательности. Даже будет лучше, если характер задаваемых тобою вопросов будет различным.

Думаю, вполне понятно, что поставленные вопросы (тут мы плавно переходим к РЕКОМЕНДАЦИИ №2) должны быть УМЕСТНЫМИ, т. е. касаться темы и не быть слишком частыми. Самая оптимальная периодичность постановки вопроса – это раз в 10-15 минут, чтобы не стать чересчур навязчивым. Хотя опять-таки, нужно исходить из контекста ситуации. Если же у тебя завязывается диалог с преподавателем (ты расспрашиваешь, а тебе охотно отвечают), то разумеется, что на количестве вопросов вообще не стоит заморачиваться. Кстати, такой «диалоговый» формат общения вдвойне полезен: ты удовлетворяешь свое титаническое любопытство + твой образ активного студента более плотно оседает в голове педагога.

Чтобы спросить что-то, нужно обратить на себя внимание. Для этого просто подними руку, не очень резким взмахом не очень выпрямленной и не очень напряженной руки. Почему такая детализация? Дело в том, что я своими глазами видел, как одна из моих одногруппниц, желая ответить, руку тянула так, словно маленькая школьница просит у учительницы выйти в туалет… Выглядит крайне нелепо! Разрешения начать говорить не нужно ждать, как только на тебя посмотрели и замолчали – сразу же начинай спрашивать. Зачастую не обязательно даже и руку тянуть, достаточно просто уловить окончание мысли преподавателя, сопровождаемое небольшой паузой, как тут же можно смело задавать свой вопрос.

В общем, вопросы задавать необходимо, и делать это нужно без тени сомнения, потому что, во-первых, отвечать на них – это работа преподавателя, а во-вторых, им нравится это делать. Да-да, именно нравится! И это не мои личные предположения или догадки, это слова самих преподавателей. Вы спросите, почему нравится? Тут уже скажу от себя: каждый человек, зная ответы на задаваемые ему вопросы и отвечая на них, в глубине душе ОЩУЩАЕТ СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ, возможно, даже в какой-то мере ТЕШИТ СВОЁ САМОЛЮБИЕ. И первое, и второе бывает чертовски приятным. Поэтому советую делать приятно преподавателям (пожалуйста, без пошлостей!), и позже они сделают вам приятнее вдвойне (а вот тут можно и спошлить). J

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Интерпретировать – значит передавать смысл уже изложенной информации, но другими словами. Интерпретировать же мы будем слова преподавателя. Простоту и эффективность этой техники можно описать одним словом – ОЧЕНЬ! Сейчас сам увидишь почему.

Итак, формой интерпретации для нас будет опять вопрос. Нужно просто слушать внимательно лектора, потом отметить для себя какую-либо его фразу и, переделав её, выдать вопросительным тоном, как бы уточняя или умозаключая его слова. Спрашивающий студент со стороны всегда выглядит вполне нормально и естественно, поэтому сомневаться в необходимости такого поведения вообще не стоит. Для постановки этих вопросов можно использовать ряд вспомогательных слов: «получается», «выходит», «то есть» и др.

 

Примеры:

Преподаватель: Народным депутатом может стать любой гражданин страны, достигший 18 лет.

Студент: Выходит, что для того, чтобы стать нардепом, как и президентом, не нужно иметь высшее образование?

 

Пр.: В международной практике признание одного государства другим фактически тянет за собой определенные обязательства.

Ст.: Получается, международные обязательства проистекают даже из односторонних актов государства?

 

Пр.: Пролапс, иными словами провисание нейтрального клапана в сердце человека, – в наше время довольно распространенное явление.

Ст.: То есть с таким провисанием человек вполне нормально может жить?

 

Я понимаю, что на первый взгляд это кажется бессмыслицей, но поверь, это всего лишь кажется. Если проанализировать эти примеры, то ответами на все подобные вопросы будет что-то в духе «да-да», «конечно», «безусловно» и т. д., а это, дорогой мой, ни что иное, как СОГЛАСИЕ! Согласие, которое помогает устранить противоречия и установить взаимопонимание между людьми. Именно таким простым, но хитрым способом мы заставляем преподавателя согласиться с нашими словами.

Вспомнив человека, с чьим мнением ты когда-либо соглашался, ты также вспомнишь и то, с каким расположением и легкостью можно было общаться с ним. Проще говоря, интерпретация – это инструмент, с помощью которого ты обходишь сознание преподавателя, подготавливая его подсознание к тому, чтобы твои слова в будущем вызывали у него одобрение. Это существенно облегчит твою сдачу итоговых проверок. Поэтому если обнаружишь в своей зачетки «5», то особо не удивляйся, просто скажи громко СПАСИБО… Я услышу!

 

ТИШИНА ДОЛЖНА БЫТЬ!!!

Иногда лекции напоминают скорее заседание депутатов парламента, нежели образовательный процесс – коллективное обсуждение становится настолько шумным, что преподаватель, чувствуя своё бессилие успокоить возбужденную публику и продолжать пару, начинает нервничать и обижаться. Признаю, что это явление не слишком частое, но всё же случается. Такое происходит зачастую отнюдь не из-за невоспитанности студентов, а из-за неумения лектора заинтересовать их своим материалом, что более характерно для молодых педагогов. Но главное здесь то, что вряд ли преподаватель в таких случаях злится и пеняет на себя. Объектом затаенной обиды, как всегда, станете вы, когда придёт время экзамена. Думаю, для вас это – лишнее, поэтому будем искать выход.

Как показали мои наблюдения, шум на паре во время коллективного обсуждения чаще всего возникает, когда затрагивается какая-нибудь пикантная актуальная тема. Как всегда, каждый возомнит себя умником, желая высказать свое субъективное мнение, как тут же начнётся базар. В итоге преподаватель не успевает за пару рассказать тему и в плохом настроение покидает аудиторию, думая о студентах: «Дебилы!». А ведь спасательный круг в «море хаоса» легко бросить.

Если присмотреться, то зерно дискуссии – это коллективное участие в данной полемике. Проще говоря, кто-то высказывает свое мнение, кто-то не соглашается, перекрикивая кого-то, а кто-то просто молча наблюдает за происходящим, но в любом случае, таким варварским образом ОБСУЖДАЕТСЯ ЛИШЬ ОДНА ТЕМА между студентами. Отталкиваясь от этого, я придумал отличный способ заткнуть взбунтовавшийся плебс.

Поскольку коллективное сознание обладает не только желанием говорить, но и любопытством, то НАЧНИ ГОВОРИТЬ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВЕРШЕННО НА ДРУГУЮ ТЕМУ, отличную от той, которую мусолят твои одногруппники. Просто задай любой вид вопроса, подняв руку, или начинай рассказывать что-то, возвращаясь к теме лекции, и, поверь, галдящая публика не захочет упустить из виду какую-либо информацию, сказанную тобой или преподавателем. Тем самым ты акцентируешь внимание уже на другой теме разговора и заставишь аудиторию умолкнуть. Возможно, придётся даже повторить свои слова, заглушённые шумом, но ты увидишь, как резко громкость группы начнет убывать, а коллективное внимание сфокусируется на вашем с преподавателем диалоге. Если ты еще и авторитетное лицо в группе, то проделать такой финт тебе ничего не будет стоить. Зато таким жестом ты открыто заявляешь, что ТЫ ВОВСЕ НЕ ЗАОДНО С ЭТОЙ КУЧКОЙ ПРИДУРКОВ, а значит – на стороне преподавателя! А это важно.

Главное, здесь четко отличать дискуссию, спровоцированную самим же преподавателем, который также принимает участие в обсуждении, от дискуссии, которая порождается утомлённостью студентов и возникает стихийно. Думаю, всем ясно, что в первом случае ты тоже можешь активно принимать участие, делясь своим мнением с окружающими. Так что будь бдительным.

 

СУФЛЁР

В выступлении преподавателя могут быть 2 маленьких нюанса. 1-й – когда он не может подобрать или вспомнить необходимое слово/выражение для продолжения своей мысли; 2-й – когда он сознательно делает паузу перед ключевым словом, желая это слово услышать от студентов. Например: «Впервые эвтаназию применили… К кому?! Кто-то знает?». Таким прямым обращением преподаватель проводит небольшой интерактив со студентами, что оживляет их внимание к его словам.

Эти два случая – отличный шанс для тебя заработать бонусы, проявив себя как активный и внимательный студент. Для этого нужно стать «суфлёром» преподавателя, т.е. говорить то, чего он не сказал. Если он запнулся – подбери соответствующее слово/выражение для его мыслей. Если же он хочет, чтобы вместо него его мысль озвучили студенты, и при этом бросает вопрос в аудиторию – сделай и это! Помни, что в данном случае твои помощники – это твоя эрудиция, внимательность и быстрая реакция. Если в твоем арсенале имеется такое оружие, то будь добр, используй его, не жалея снарядов.

 

И КИВАЕТ ГОЛОВОЙ…

Неосознанное кивание головой свойственно не только больным болезнью Паркинсона, но и всем нормальным людям. В разговоре с приятным тебе собеседником ты будешь неосознанно кивать, как бы подтверждая его слова, тем самым показывая, что тебе интересно и ты с упоением его слушаешь. На таком же бессознательном уровне твой собеседник будет чувствовать твою расположенность и интерес к его словам и начнет с ещё большим энтузиазмом и удовольствием подкидывать дровишек в огонь, взахлёб рассказывая тебе что-либо. В конечном результате вы оба получите хорошее послевкусие от беседы.

Но может случиться, что твой интерес к чьей-либо болтовне будет опущен ниже нуля. В таком случае ты можешь вполне сознательно использовать кивание головой, что создаст лишь видимость твоей заинтересованности в такой беседе. Тем не менее, твой собеседник будет продолжать думать, что он интересен тебе, и, в конечном счете, отношение к тебе будет как к человеку, с которым пережит позитивный опыт общения.

Этими знаниями я владел довольно давно и был уверен, что они применимы только в общении с человеком тет-а-тет. Как оказалось, я ошибался.

Однажды я сидел на задней парте, расположенной по диагонали напротив места, с которого выступала преподавательница (в поле её видимости я свободно попадал). Не скажу, что лекция была нудной, она просто была пятой по счету парой в этот день, поэтому в аудитории начинались ёрзания, перешёптывания и прочие отвлекающие явления. В один момент она уловила мой взгляд, обращённый на неё, но я не прервал визуальный контакт с ней, а просто продолжил смотреть в её глаза, КИВАЯ ГОЛОВОЙ В ТАКТ ЕЁ СЛОВАМ. В ходе последующих лекций она во время своего выступления ориентировалась именно на меня, как на самого внимательного и уважающего её студента. В итоге мне поставили экзамен автоматом, а после мы продолжали интересное общение на разные внеучебные темы. Замечательный преподаватель! Жаль, что это лишь я один понял.

Думаю понятно, что моя история была идеальным стечением обстоятельств, в которых техника кивка имела 100-процентный КПД, и только благодаря ей я завоевал расположение преподавателя. Ты же должен запомнить: кивание головой – это лишь дополнительный способ, чтобы привлечь к себе внимание, чтобы показать, что ты искренне стараешься понять предмет и он тебе небезразличен (надеюсь, ты помнишь, что каждый преподаватель думает о важности и необходимости своего предмета). Вот и всё. Ни больше, ни меньше. Поэтому кивай головой вдоволь, но не делай на этом акцент.

Чтобы начать использовать кивание в своих «гнусных» целях, нужно поймать взгляд преподавателя. Идеальный вариант – это долго и пристально смотреть на него (здесь тебе пригодится близкое расположение), и, в конце концов, он посмотрит на тебя!

Чтобы выглядеть органичным слушателем, твои движения головой должны быть плавными и краткими. Лучше всего это делать в такт речи преподавателя. Ещё лучше, если во время окончания его мысли, умозаключения или какой-нибудь конкретизации, ты участишь свои кивания, словно проговаривая про себя: «Да-да-да!». Для сравнения скажу, что металлисты на концерте Cannibal Corpse головой движут резко и размашисто. Так кивать НЕ НАДО!

Ну и чтобы ты не был похож на механическое чучело, которое только и делает, что двигает своей головой, я рекомендую во время длительного зрительного контакта с преподавателем периодически (на доли секунды) отводить свой взгляд от него в сторону или делать вид, склоняясь над тетрадкой, что ты что-то конспектируешь. Поверь, так ты будешь смотреться естественнее.

 

СПОРИТЬ / НЕ СПОРИТЬ

 

«Засветиться» перед преподавателем можно и высказав своё несогласие с его словами, проще говоря, вступив с ним в спор. Так ты убьёшь двух зайцев сразу: продемонстрируешь, что твои знания не ограничиваются понятием «поверхностные», и зарекомендуешь себя, как студент, который не боится высказать свое мнение, а значит сука личность!

Но чтобы ваша с преподавателем дискуссия приносила хорошие плоды, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ. Это означает, что прежде чем вступать в полемику, ты должен проанализировать, достаточно ли у тебя весомые аргументы в противовес оппоненту. Каждый человек имеет право на ошибку, даже преподаватель. Поэтому если ты опровергаешь какие-либо факты, ты должен быть уверенным в компетентности источника своей информации, и обязательно ссылаться на него. Если же ты хочешь

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...