Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добыча твердых пород камня.




Гранит разной окраски залегает на восточном берегу Нила в Асуане, а древние каменоломни расположены главным образом в районе между Нилом и железной дорогой Асуан – Шеллал. Глыбы, из которых вырубали блоки, встречаются здесь в изобилии. От каменоломни до Нила сохранились остатки больших насыпей, по которым блоки подвозили на берег реки.
Базальт добывали в Абу-Забале, недалеко от Ханги. Предполагают, что базальтовый пол в храме у Великой пирамиды был выполнен частично из блоков, добытых в Кердасе, но доказательств этому нет.
Кварцит, самая прочная из пород, встречающихся в Египте, залегает в Гебель-Ахмаре («Красная гора») около Каира; есть еще один выход кварцита около Гебелейна. Полагают, что фиванские колоссы были сделаны из кварцита именно этого месторождения.
Хотя кварцит использовался для строительства, методы его добычи нуждаются в изучении, поскольку исключительная твердость его разновидностей требовала таких способов добычи, какие не применялись в гранитных карьерах.
Гранит добывали двумя способами: с помощью клиньев и дроблением шарами из долерита. Самые древние следы клиньев, которые использовали для того, чтобы отделить гранит от его ложа, поддающиеся точной датировке, видны на задней поверхности блоков крыши в пирамиде Менкаура в Гизе.

Некоторые ученые полагают, что египтяне не могли применять металлические орудия для добычи камня твердых пород. Это конечно же неверно, но несомненно то, что из гранита и кварцита не вырубишь долотом таких же блоков, как из известняка, песчаника и алебастра.
На всех древних изваяниях, которые остались незаконченными, хорошо видно, что камень обрабатывали заостренным инструментом, и нам трудно поверить, что он был сделан из камня. На незаконченной статуэтке саисской эпохи из сланца, хранящейся в Каирском музее, хорошо видны следы обработки. При каждом ударе откалывался небольшой кусочек камня, и можно проследить до дюжины ударов, которые были нанесены до того, как инструмент пришлось затачивать заново.
В наши дни единственным металлом, с помощью которого добывают блоки твердых пород, является сталь. В древнеегипетском языке почти все металлы имели свое собственное наименование, и трудно поверить, чтобы слово «железо» могло означать также и сталь. Более того, ножевые изделия, включавшие в себя бритвы, долота, тесла, топоры и так далее, почти всегда делались из меди.
Древние медные инструменты уже давно лишились своей былой прочности – долото, к примеру, быстро тупится, если его вбивать в сравнительно прочный известняк. Если в сплаве присутствуют определенные примеси, например олово, то медь можно закалить до прочности мягкой стали, но и этого недостаточно, чтобы вырубить углы, скажем кварцитового саркофага, что египтяне делали с большим мастерством. Вполне возможно, что они знали секрет высокой закалки меди, который теперь утерян. Впрочем, закалка, представляющая собой молекулярную или кристаллическую деформацию, могла и исчезнуть с течением времени. Иногда появляются слухи о том, что древний способ закалки меди раскрыт, но никаких подробностей пока еще никто не предоставил.
В наши дни для вырубания выемок в граните, куда потом вставляются клинья, используется инструмент под названием резец. Его изготовляют из шестиугольного стального прута толщиной 1,5 см. Этот прут разрезают на куски длиной 15 см, и кузнец расплющивает один из его концов, отчего длина резца увеличивается примерно до 20 см. Этот конец затачивается на камне и закаляется, чтобы не так быстро тупился. Опытные каменотесы стараются закалить только самый кончик резца, чтобы в случае поломки было потеряно как можно меньше металла. Для этого резец охлаждают после нагрева, опуская его в канавку, проделанную в камне и заполненную водой не более чем на 2,5 см. С помощью таких резцов в граните вырубают выемки для клиньев. По нему бьют молотком весом около 2,7 кг. Эти выемки располагают вдоль линии отрыва на расстоянии 7,5—10 см друг от друга (фото 8). Выемки делаются глубиной до 5 см, но не прямоугольной, как в древних храмах, а овальной формы, причем длинная ось овала проходит по намеченной линии отрыва. Хороший каменотес делает выемки для клиньев более широкими в нижней, а не в верхней части, чтобы кончик клина или «вилки» не касался камня. Стальные «вилки», используемые для раскалывания гранита, имеют длину от 7,5 до 12,5 см и овальное сечение. Их конусообразный наконечник имеет длину от 1,2 до 1,8 см. Их помещают в выемку, располагая таким образом, чтобы длинная ось овала находилась под прямым углом к линии отрыва, и с помощью ручного молота вбивают в камень. Затем по ним по очереди наносят один удар кувалдой, внимательно следя за тем, чтобы трещина в граните шла вдоль намеченной линии отрыва. Если же трещина пошла в другом направлении, и это было вовремя замечено, то положение дел можно исправить, пробив новую серию выемок от того места, где трещина пошла неправильно. Впрочем, в работе древних мастеров мы не видим такого исправления.

Другой способ добычи гранита, который применяли тогда, когда из породы, выходившей на поверхность, нельзя было вырубить нужного размера блок, заключался в непрерывных ударах по скале шарами, выточенными из очень прочного зеленоватого камня, называемого долеритом. Это порода встречается в некоторых долинах в пустыне, расположенной между Нилом и Красным морем. Эти шары имели диаметр от 12,5 до 30 см и весили в среднем 5,5 кг.
Чаще всего их держали в руках, хотя, когда требовалось пробить большую разделительную канавку, эти шары, скорее всего, прикрепляли к рукоятке и использовали так же, как в наши дни на строительстве дорог в Египте используется трамбовка. Во всяком случае, нам известно, что инструменты из долерита прикреплялись к рукоятке – был найден кусок долерита эпохи XI династии, привязанный кожаными ремешками к двум деревянным палкам, – этот инструмент использовали для вырубания гробниц в Дейр-эль-Бахри

Для того чтобы найти большой кусок гранита, не имевший никаких изъянов, часто приходилось довольно сильно углубляться в тело скалы. В Асуане есть свидетельства, что для удаления верхних слоев на поверхности гранита разжигались огромные костры, которые обкладывали необожженными кирпичами. Когда раскаленный гранит поливают водой, он трескается и становится таким мягким, что куски его можно отламывать руками. Однако обжиг необходимо прекращать, прежде чем жар достигнет нужного блока. Следующим этапом было выравнивание верхней части блока – для этого по нему били долеритовыми шарами. На пирамидионе незаконченного обелиска в Асуане хорошо видны следы ударов этих шаров – поверхность этого обелиска разделена на квадраты со стороной примерно 30 см. Пока поверхность блока выравнивали, на той линии, по которой должна была пройти разделительная канавка, проделывали пробные отверстия квадратной формы шириной примерно в полметра. Вероятно, это делалось для того, чтобы убедиться, что в блоке на всем его протяжении нет серьезных изъянов. Эту работу, скорее всего, выполняли самые опытные рабочие, за достаточно короткое время. Пробные отверстия вырубались исключительно долеритовыми шарами – и это была очень трудная работа, поскольку пространство было весьма ограниченно.

Если в процессе работы обнаруживались подозрительные трещины или пятна, то по всей длине этих участков проделывали дополнительные канавки, чтобы убедиться, что в скале нет серьезного изъяна. Отдельные части этих желобов часто полировались. В районе асуанского обелиска видно много таких желобов.
Когда разделительная канавка достигала нужной глубины, приступали к отделению обелиска от ложа. Если использовать клинья, вбивать под него или смачивать деревянные, то в его теле могло возникнуть напряжение, разное в разных местах, и такой длинный тонкий блок камня конечно же мог расколоться. Поэтому снизу его отделяли от скалы ударами тех же долеритовых шаров. Рабочие, вероятно, проделывали под обелиском галереи на определенном расстоянии друг от друга, заполняли их каким-то материалом, а затем убирали оставшиеся перемычки. Это был, по-видимому, самый сложный этап работы, поскольку долбить гранит приходилось в скрюченном положении. Судя по ложу, из которого был извлечен обелиск меньшего размера или похожий на него памятник, рабочие трудились под ним в разном темпе, хотя интервал в 60 см между каменотесами, как и следовало ожидать, сохранялся. Блоки для саркофагов, вероятно, вынимали с помощью клиньев, но опытные каменотесы, приложившие много усилий, чтобы добраться до хорошего куска гранита и отделить его канавкой от скалы, предпочитали все-таки отделять блоки для саркофагов от их ложа с помощью долеритовых шаров, если существовал хоть малейший риск образования трещин из-за неравномерного напряжения, которое обязательно возникает, когда для извлечения камня применяют клинья.

При добыче кварцита египтяне, по-видимому, применяли металлические инструменты в сочетании с долеритовыми шарами. Изучение выхода прочнейшего красного кварцита в Гебель-Ахмаре помогает нам понять, какие методы использовали древние каменотесы. Как и в гранитных каменоломнях, если нельзя было найти глыбу, из которой блок вынимался бы с помощью одних клиньев, вокруг намеченного кварцитового блока пробивалась разделительная канавка, а блок в конце концов отделяли с помощью клиньев, вбитых чаще всего снизу. Древние следы клиньев, которые до сих пор хорошо видны в каменоломнях Гебель-Ахмара, представляют собой не цепочку выемок, а одну непрерывную канавку, проходящую почти по всей длине блока. Клинья, скорее всего, были деревянными и смачивались водой. Следы таких длинных канавок для клиньев видны во многих местах в Гебель-Ахмаре, их глубина – около 7,5 см, и к центру они слегка сужаются. Края их довольно гладкие, но не полированные.
Метод вырубки разделительной канавки в кварците отличается от того, что использовался в гранитных каменоломнях. При работе с гранитом долеритовые шары дробили камень, и, если возникала такая необходимость, с их помощью можно было пробить в нем шахту. Прочный же красный кварцит Гебель-Ахмара, как выяснилось, нельзя было разбить одними только ударами шаров, хотя выступающий кусок легко сокрушался их мощными ударами. Способ вырубания разделительной канавки в кварците, по-видимому, был таким: с помощью остроконечного инструмента по линии будущих стен этой канавки пробивали два ряда отверстий, которые имели глубину около 5 см и располагались как можно ближе друг к другу, а между ними делался еще один такой же ряд. Эти ряды представляли собой миниатюрные разделительные канавки, между которыми располагались два каменных выступа. Эти выступы затем уничтожались ударами долеритовых шаров, и все повторялось сначала. Поверхность забоя на большой части кварцитового выступа имеет отклонение от вертикали на 10°. Если здесь использовали инструмент, похожий на кирку, то после удаления выступов следующий ряд отверстий делали, слегка отступая от предыдущего, из-за толщины инструмента. Из-за этого на боковой поверхности разделительной канавки образовывалась бороздка. Наличие таких бороздок – характерная черта каменоломен Гебель-Ахмара. В нескольких местах стены разделительных канавок располагаются вертикально – так делали всегда, когда добывали большой блок. В этом случае на поверхности не оставалось бороздок.

Перед тем как закончить эту тему, скажем, что египтяне различали камень по его внешнему виду, твердости и месту, где он добывался. В древнеегипетском языке имелись специальные слова для обозначения известняка, песчаника, алебастра и гранита, но базальты и сланцы назывались одним словом. С другой стороны, все разновидности кварцита из Гебель-Ахмара имели свои собственные названия.

Транспортировка блоков

Одним из самых спорных вопросов среди тех, что связаны с техническими достижениями древних египтян, является вопрос о том, какие средства транспортировки блоков были им известны, а какие – нет. Некоторые авторы прошлого, обладавшие слишком живым воображением, утверждали, что египтяне использовали для этого необыкновенные приспособления, и в своих книгах приводили описания некоторых из них, не подкрепляя, однако, никакими доказательствами. С другой стороны, ряд авторов прошлого поколения придерживался мнения, что египтяне ничего не знали о том, какие возможности предоставляет система блоков и ее производные, а также не знали катков или рычагов.

Если просматривать древние источники в поисках информации о способах транспортировки блоков в Египте, то найти можно очень мало. Помимо скудных сведений, почерпнутых из древних источников, есть два пути, позволяющие получить знания о древнеегипетских методах транспортировки блоков. Первый заключается в изучении образцов приспособлений, найденных при раскопках, а также следов, оставленных ими на памятниках во время строительства, а второй – в исключении всех гипотез, которые не способны объяснить все особенности древних зданий и отказе от приписывания египтянам различных технических изобретений, если для этого нет доказательств или не будет доказано, что та или иная работа не могла быть выполнена с помощью самых примитивных приспособлений. Следует также предостеречь исследователей и от другой ошибки, а именно считать, что для перевозки колоссальных монументов и небольших блоков для строительства использовались одни и те же методы.

 

Рисунок, изображающий перевозку статуи в эпоху XVIII династии

Один из самых важных вопросов заключается в том, были ли известны древним египтянам кабестаны и система блоков. Что касается первого, то, хотя принцип его работы весьма прост, нет никаких доказательств того, что он ими использовался, а перемещение всех видов тяжестей осуществлялось без его помощи, что и подтверждается изображениями на гробницах. Когда, например, Джехутихотеп приказал перевезти из каменоломни на берег Нила свою алебастровую статую, которая весила около 60 тонн, рабочие не воспользовались кабестаном, а погрузили ее на салазки, которые, вне всякого сомнения, скользили по лежням, но без катков, и тащили ее 172 человека, если на сцене изображено их реальное число. Человек, стоящий на пальцах ног статуи, льет воду или масло на лежни, чтобы снизить трение, а трое других несут большой бесформенный кусок дерева. Мы не знаем, что это такое, но вполне возможно, что это лежень, который переносят вперед, чтобы подложить под салазки. Бесформенность этого куска объясняется, вероятно, тем, что это ствол дерева, выровненный только с одной стороны, по которой будут скользить полозья. Другая надпись гласит, что для перевозки крышки от саркофага, которая весила 18 тонн, от Вади-Хаммамата на берег Нила потребовалось 3000 человек.

Имея несколько кабестанов, 100 человек выполнили бы эту работу за месяц. Система блоков и даже простой блок были, вероятно, египтянам тоже неизвестны. Ни на одном каменном блоке египетских сооружений нет следов отверстий для «волчьих лап» или других следов, которые остались бы, если бы египтяне использовали подъемные тали. Зато на крупных блоках, начиная с эпохи IV династии, в изобилии встречаются углубления, куда вставляли рычаги. Во многих храмах их можно увидеть на концах плит крыши и на архитравах. Они также особенно хорошо заметны на концах больших блоков, образующих перемычку ворот Нектанеба II в Карнаке. По краям крышек больших саркофагов часто оставляли выступы, которые, на первый взгляд, предназначались для обвязывания веревками, однако форма многих из них исключает эту возможность. Внизу они плоские и постепенно сужаются к концам, так что удержать петлю веревки они никак не могли. Скорее всего, их использовали для поднятия рычагами. Однако по краям отдельных саркофагов Среднего царства были оставлены отверстия, несомненно для того, чтобы продевать в них веревки, которые использовались для опускания или поднятия крышки (рис. 3). Тем не менее это вовсе не доказывает, что веревки использовались в сочетании с блоками, поскольку рычаг применяется с веревкой, как показано на рисунке. Такой способ поднятия тяжестей широко используется и в наши дни.

 

Рисунок 3. Поперечный разрез края алебастровой крышки саркофага с отверстиями, через которые протягивалась веревка, помогавшая опустить эту крышку на место. XII династия, Каирский музей

 

При облицовке пирамид в нижней части лицевой стороны блока оставляли небольшие выступы, использовавшиеся для той же цели. Эти выступы видны на незаконченной гранитной облицовке Третьей пирамиды в Гизе, а следы их хорошо заметны на частично обтесанной кварцитовой кладке в кенотафе Сети I в Абидосе, который больше известен как Осирейон, хотя они были почти полностью удалены при грубой обработке стен этого сооружения. Эти выступы никогда не соприкасались с веревками, кроме того, они свидетельствуют о том, что блоки укладывались спереди. Другим доказательством того, что для подъема блоков не использовались тали, являются модели кораблей и лодок и изображение их на стенах гробниц и храмов. Здесь хорошо видно, что даже на судах, совершавших дальние походы по морю, фалы, с помощью которых поднимали нижнюю рею, проходили не через устройство, хотя бы отдаленно напоминавшее блок, а через рамку или кольца, привязанные к верхушке мачты. Египтяне не могли, таким образом, поменять направление движения судна, потянув за веревку, а это повлияло на форму такелажа. Если бы египтяне знали, что такое блок или система блоков, они, несомненно, использовали бы его на своих кораблях.

В облицовочных блоках храма Второй пирамиды были обнаружены углубления, куда, как считают, вставляли большие «клещи», с помощью которых эти блоки поднимали. Это, однако, не объясняет, как поднимали блоки для облицовки других памятников некрополя Гизы, на которых таких углублений нет. Другое предположение – в отверстия в камнях основания храма вставлялись упоры, с помощью которых статуи фараона устанавливали в вертикальное положение. Эта версия также подразумевает использование талей. Но, скорее всего, в эти отверстия вставляли леса, на которые поднимались рабочие, чтобы произвести окончательную отделку статуй и других памятников. Позже эти отверстия закрывались плитами, которыми мостили пол. Такие отверстия найдены во многих местах фундамента замощенных площадок в Гизе – в некоторые из них вставляли шесты, использовавшиеся как рычаги, а в других, должно быть, устанавливались крепления для веревок.

Блок подразумевает применение колеса, а если надо было поднимать большие тяжести, то очень прочного колеса. Однако, насколько нам известно, колесо играло очень незначительную роль в жизни Древнего Египта. Слово, которым обозначают это приспособление, скорее всего, пришло в древнеегипетский из другого языка, а колесницы и телеги стали ставить на колеса только в Новом царстве, хотя это можно объяснить и тем, что лошади в Египте появились лишь незадолго до этого. Колеса дошедших до наших дней египетских колесниц весьма непрочны, и трудно поверить, чтобы они могли выдержать вес тяжелого груза или плохие дороги. На рельефах в Рамессеуме и в других местах видно, что фараон Рамсес II использовал в своих войнах против хеттов колесницы, но нет никаких свидетельств того, что его войска перевозили необходимое снаряжение на телегах. Скорее всего, они имели в своем распоряжении лишь небольшие повозки. Хетты же имели колесные телеги, в которые впрягали лошадей и быков и которые нагружали самыми разными вещами. В Ассирии повозки на цельных колесах использовались для перевозки тяжелых грузов уже с VIII века до н. э., но все говорит о том, что в Египте для перевозки строительных материалов применялись лишь салазки.

Может показаться странным, что на многочисленных росписях на стенах гробниц, изображающих повседневную жизнь египтян в династические времена, мы не видим никакого колесного транспорта, за исключением колесниц, и это при том, что на аллювиальных почвах долины Нила можно было создать дороги, которые были бы идеальными для такого транспорта. Однако не следует забывать, что даже сегодня феллахи почти не используют повозок, а до многих деревень в Египте нельзя добраться даже на велосипеде. До недавнего времени не было дороги, которая соединяла бы центры провинций Верхнего Египта. Главной дорогой Египта был Нил, а универсальным средством для перевозки легких грузов на короткие расстояния служил осел.

 

Блок, погруженный на салазки, которые тащат быки. Каменоломни Туры, XVIII династия

 

Однако не следует думать, что колеса использовались только в колесницах. Еще в эпоху Древнего царства им находили и другое применение. В гробнице Каемхесита эпохи V династии в Саккаре есть изображения мужчин, поднимающихся по лестнице, которая снабжена цельными колесами. Для того чтобы она не двигалась, один из рабочих удерживает ее длинной деревянной палкой, выполняющей роль рычага.

Мы больше не можем сомневаться, что египтяне знали рычаг. Углубления в крупных блоках и выступы, о которых уже говорилось, создавались с одной-единственной целью – чтобы использовать рычаг. На разграбленных ворами саркофагах, которые не имели выступов, часто видно, что часть крышки была сколота, чтобы туда можно было вставить рычаг. А если и этого доказательства недостаточно, то надо отметить, что в гробнице в Эль-Берше, недалеко от разграбленного саркофага, был обнаружен кусок акации, конец которой напоминал острие зубила. Именно с ее помощью и была вскрыта крышка саркофага.

 

Деревянные салазки эпохи XII династии из Дахшура, на которых перевозилась царская ладья Салазки имеют длину 42,7 м

 

Салазки, на которых была перевезена шестидесятитонная статуя Джехутихотепа, – отнюдь не единственное вещественное доказательство этого привычного для египтян способа транспортировки блоков любого размера. В каменоломнях Туры найдено изображение каменного блока, который везут на салазках несколько быков. Оно было создано в эпоху фараона Яхмеса I. Оба обелиска царицы Хатшепсут, которые были погружены на огромную баржу, лежали на салазках, хотя на этом изображении мы не видим креплений. Веревки, которыми привязывали обелиски, никогда не присоединяли к центру креплений, а скорее к салазкам – как изображено на стене гробницы Джехутихотепа. Здесь крепления, затянутые жгутом, показаны очень подробно. Недалеко от южной пирамиды в Дахшуре были найдены большие деревянные салазки (рис. 40), на которых перевозилась царская ладья (фото 11). Многим саркофагам придавали такой вид, будто они стоят на салазках – самыми типичными примерами таких саркофагов являются деревянный внешний гроб Юйи и гранитный саркофаг в форме мумии Парамессу, хранящиеся сейчас в Каирском музее.

До нас дошло мало свидетельств того, что под салазки подкладывались катки, хотя ученые почти не сомневаются в том, что без них дело не обошлось. Катки были найдены в Саккаре и в каменоломне неподалеку от пирамиды XII династии в Лахуне. Последние были изготовлены из акации и слегка утолщаются к центру. Края катков закруглены. Аналогичные куски дерева, представляющие собой катки, были найдены и в нескольких «тайниках» под храмами. Отсутствие крупных катков в тех каменоломнях, которые мы описали, совсем не удивляет – в те дни, как и сейчас, катки использовали, пока они не трескались, после чего их сжигали в качестве дров. Прочный каток имел большую ценность, и его берегли. То же самое можно сказать и о крупных рычагах.

Но, поскольку перевозка статуи Джехутихотепа изображена без катков под санями, некоторые исследователи решили, что египтяне их вообще не использовали. Интересно, что статую действительно тащили 172 человека, как и показано на рисунке. В сумме приложенное ими усилие равнялось восьми тоннам. При таком усилии ее действительно могли передвигать без катков, при условии что лежни, которые под нее подкладывали, обильно поливались маслом или водой. Говорят, что, когда обелиск, стоящий сейчас в Париже на площади Согласия, уложенный в деревянную «люльку», которая передвигалась по специально промасленному пути, нужно было втащить на небольшое возвышение, было приложено усилие в 94 тонны. Для этого потребовалось «впрячь» не менее 2000 человек. Для транспортировки колосса весом около 1000 тонн потребовалось бы более 20 000 человек, поскольку полозья и лежни от такой тяжести постоянно лопались бы, а это увеличило бы трение. Однако такое число людей просто не давало бы друг другу работать при укладке блока в стену храма, при поднятии его на насыпь или при погрузке на лодку.

Ассирийцы уже в VIII веке до н. э. знали, что использование катков сильно уменьшает трение. На сцене транспортировки колоссального крылатого быка в Ниневии мы видим группу людей, которая подкладывает катки под салазки, а другие помогают преодолеть первоначальное трение, подталкивая статую сзади с помощью рычагов. Между Египтом и Северной Месопотамией уже с XV века до н. э. существовали тесные, хотя и не всегда дружеские отношения, и трудно поверить, чтобы в Ассирии знали о катках, а в Египте – нет. Однако следует объяснить, почему катки использовались не всегда. Когда блоки были не очень крупные, да и людей хватало, их перевозили на салазках, под которые подкладывали лежни, – это значительно ускоряло процесс перевозки. Использование катков требовало большого внимания – надо было следить, чтобы они не уезжали вбок и нигде не застревали. Другим недостатком катков было то, что для них нужны были продольные балки, которые на неровной местности надо было укладывать очень осторожно, поскольку их приходилось поддерживать почти по всей длине.

Мы уже говорили о том, что египтяне не использовали талей и всего, что им сопутствовало, для подъема грузов. Единственные приспособления для перемещения крупных блоков, которые они знали, – это салазки и рычаги. Расскажем теперь, как сооружались крупные здания, вроде Большого гипостильного зала в Карнаке. Использовался, по-видимому, самый простой способ – весь зал заполнялся землей, по мере того как стены становились все выше и выше. Укладывался первый слой кладки, вместе с базами колонн. Затем все пространство заполнялось речным илом, который не надо было утрамбовывать, а снаружи сооружались насыпи – платформы шириной несколько метров, по которым спереди поднимались блоки. Затем укладывался второй слой блоков и соответствующие барабаны колонн, а внутри снова насыпали землю. Блоки втаскивались по насыпям, сооруженным в наиболее удобных для этого местах. Их наклон зависел от величины блоков, применявшихся на строительстве, и, по мере того, как стены росли, насыпи удлинялись. При таком методе одновременно могло работать максимальное число людей, и сложные приспособления были не нужны. Можно было бы подумать, что заполнение землей такого огромного пространства, как гипостильный зал, требует гигантских затрат труда, но это не так. Размеры зала составляют 51,82 х 100,28 м, и было подсчитано, что тысяча человек могла заполнить его от пола до потолка в северном и южном нефах – а это около 15 м в высоту – менее чем за шесть недель, если принять, что рабочий день продолжался шесть часов и землю приходилось переносить на расстояние в среднем 274 м. Чтобы заполнить это помещение на высоту одного барабана колонны, требовалось менее недели. Современные египтяне со своими корзинками, которые они называют муктафы или галаки, могут работать с поразительной скоростью, а их выносливость просто феноменальна. Покойный директор работ в Карнаке месье Жорж Легрэн широко использовал в ходе восстановительных работ метод заполнения помещения землей, хотя, когда нужно было сделать работу побыстрее, естественно, пускал в ход тали. Обеспечение вертикальности стенок во время строительства не было трудной задачей, поскольку мы знаем, что блоки были обтесаны довольно грубо и окончательная их отделка производилась после постройки стены. Вдоль нее рыли ямы, выложенные кирпичом, в которые свешивались отвесы, помогавшие сохранить вертикальность кладки. Если требовалось сделать скос, как на фасадах пилонов или мастаб, в яму опускался человек, который устанавливал грузик отвеса на отметках у основания кладки, и стену возводили под нужным углом, который вычислялся по длине отвеса. Египетская математика легко справлялась с подобной задачей.

До нас дошло много свидетельств того, что египтяне во время строительства здания сооружали наклонные рампы из кирпича и земли. Существуют: а) письменные документы, б) рисунки и в) остатки не менее двух насыпей у незаконченных сооружений. Если перечислять по порядку, то к письменным документам относятся: папирус Анастаси I, который содержит коллекцию образцов писем, которые ученики должны были копировать. Предполагают, что они были написаны писцом по имени Хори, который упрекает другого писца, по имени Аменемопе.

 

Изображение на стене гробницы, где, возможно, показано сооружение здания с помощью кирпичной рампы. XVIII династия, Фивы

 

В одном из абзацев своего письма Хори спрашивает Аменемопе, может ли тот подсчитать, сколько нужно кирпичей для сооружения рампы длиной 730 локтей (382,33 м), высотой 60 локтей (31,44 м) и шириной 55 локтей (28,79 м), со скосами, желательно по бокам, в 15 локтей (7,86 м). Хотя технические термины египтян весьма туманны, рампа, по всей видимости, представляла собой кирпичный «ящик», разделенный перегородками на секции, которые заполнялись землей. Попадаются ошибки в цифрах, обозначающих размеры этих секций, которые возникали, вероятно, при копировании, но общие размеры сооружения вполне нам ясны.

Еще более интересное свидетельство сооружения наклонных рамп можно увидеть на стенах гробницы Рехмира в Фивах. На них изображено много сцен, связанных с искусством и ремеслами. Здесь мы видим рампу, ведущую на вершину стены, которая выложена каменными блоками, перемежающимися с кирпичной кладкой. Однако вполне возможно, что вместо каменных блоков изображены три колонны – тогда этот рисунок представляет собой разрез стены. С другой стороны, это может быть обычный для египтян план с фасадной проекцией, в котором для стены дан вид сверху, а для рампы – вид сбоку. Скорее всего, так оно и есть. Слева мы видим блок перекрытия, который поднимают по платформе, хотя авторы этой книги никак не могут представить себе его размеры. Надпись на рисунке не дает никакой полезной информации. К огромному сожалению, этот уникальный документ был сильно испорчен местными жителями, которые до недавнего времени использовали эту гробницу под жилье.

Сохранившиеся до наших дней остатки строительной рампы видны с восточной и западной сторон большого незаконченного пилона в Карнаке, известного как Первый пилон. Его строительство началось при фараоне XXII династии Шешонке I. Строительные рампы сооружались, очевидно, таким способом: из кирпича-сырца строились прочные массивные стены, располагавшиеся в двух-трех метрах друг от друга под прямым углом к стене пилона. Эти кирпичные стены должны были быть достаточно массивными, поскольку, по мере того как росла кладка пилона, их высота тоже увеличивалась, пока не достигала высоты законченного пилона – где-то около 42 м. По мере роста кирпичных стен рампа удлинялась, чтобы ее склон не был очень крутым. Пространство между параллельными кирпичными стенами заполнялось землей – возможно, смоченной водой. То здесь, то там строили вспомогательные кирпичные стены. Роль этих стен в укреплении рампы трудно переоценить. Интересно отметить, что кирпичные стены и заполнение не соприкасаются с каменной кладкой пилона – между ними оставлена щель шириной примерно 40,6 см. У северной башни пилона сохранился большой участок подобной рампы, которая когда-то почти похоронила под собой небольшой храм Сети II. Большая часть ее в наши дни была разобрана, но мы очень надеемся, что в интересах археологии тот участок, что остался нетронутым, будет сохранен – он никому не приносит вреда, являясь между тем ценной страницей в книге по истории Древнего Египта. Все рампы дошли до нас в разрушенном состоянии, поэтому мы не можем сказать, какие из них предназначались для подъема строительных материалов наверх, а какие были просто площадками перед кладкой.

Это, по-видимому, зависело от размеров блоков. Чем круче рампа, тем меньше нужно материалов для ее сооружения и тем меньше места она занимает, поэтому вполне возможно, что блоки средней величины закатывались по ней и укладывались на салазки только тогда, когда нужно было протащить их на довольно большое расстояние по горизонтали.

Когда блок волокли на салазках или каким-нибудь другим способом, он, должно быть, часто застревал, и интересно поразмыслить, применялся ли в таких случаях «ручной брашпиль». Принцип его таков – объект, который надо передвинуть, а также фиксированное крепление обматывают веревкой, а ее участки между ними закручивают жгутом, вставляя туда палку. Простые формы этой обмотки видны на статуе Джехутихотепа и на креплении оси руля древнеегипетского корабля. Этот принцип мог широко использоваться египтянами, хотя доказательств этого у нас нет.

Хотя при строительстве в Древнем Египте не применялись леса, не следует думать, что египтяне их не знали. Есть свидетельства того, что они хорошо знали их и применяли при отделке крупных статуй. Вполне возможно, что леса использовались также при обтесывании кладки небольших зданий, хотя, когда дело касалось высоких стен, пилонов и пирамид, их выравнивание производилось, скорее всего, методом подгонки поверхности под эталонные участки, созданные заранее. При этом строительные рампы постепенно разбирались.

Нет никаких причин думать, что египтяне были настолько глупы, что сооружали рампы при строительстве зданий всех размеров, даже самых маленьких. Там, где каменные блоки можно было поднять руками, без помощи рычагов, обходились без земляных насыпей, разве что сооружали крутую насыпь для подъема различных припасов.

От распространенного мнения о том, что древние египтяне были гениальными архитекторами, после непредвзятого изучения их работ придется отказаться. Поразительно, но со времен IV династии способы, которыми они пользовались, не претерпели никаких изменений к лучшему, а что стало причиной прогресса в более ранние времена, сказать вообще невозможно. Египтяне не занимались абстрактным теоретизированием, если дело не касалось религии. Способы вычислений, которыми они пользовались, были неуклюжи и для высокоточных расчетов совершенно непригодны. Они носили исключительно практический характер. Египтянин пользовался своими примитивными приспособлениями с почти невероятной точностью и обладал способностью великолепно организовывать труд – в этом и заключалась его гениальность. И чем больше изучаешь методы строительства египтян, тем больше убеждаешься, что любая попытка объяснить все подробности его работы применением каких-то сложных инструментов или приспособлений непременно обречена на провал.

Заключение

После вступления армии Александра Македонского в Египет в 332 г. до н.э. в целях укрепления власти царей македонской династии Птолемеев велось большое строительство (323–30 гг. до н.э.). Был основан город Александрия, который построен по единому плану, с регулярной планировкой. Династия Птолемеев весь период своего правления старалась поддерживать архитектурные традиции Древнего Египта.

На примере развития египетской архитектуры впервые в истории в таком масштабе мы можем видеть становление архитектуры как искусства, основные принципы которого были сформулированы позднее Витрувием как "польза, прочность, красота".

Впервые была художественно осмыслена работа камня как материала в стоечно-балочной системе путем приобретения продуманных пропорций, структуры и деталей, то, что обозначается термином "ордер", в переводе с латинского языка – порядок, строй.

В египетской архитектуре впервые в ис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...