Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания




Кл. по 70 ч.

Кл. по 105 ч.

Пояснительная записка

 

Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей-имбецилов. Готовит их к самостоятельности в быту.

На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.

В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.

Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки про самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей-имбецилов в учебном плане предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.

Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за малышами.

Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.

Программа

I класс (70 часов)

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

Закрепить приобретенные в дошкольном возрасте умения различать и называть:

а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени);

б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, гребешок (расческа), зубная щетка, зубной порошок, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце;

в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым – красиво, приятно, и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.

Совершать под присмотром и с помощью воспитателя утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту или порошок, гребешок, полотенце.

 

2. Навыки одевания и раздевания.

Закрепить приобретенное в дошкольном возрасте умение различать и называть предметы одежды и обуви: чулки, носки, рубашки, трусы, носовой платок, штаны, платье, пальто, шапка, варежки, шарф, ботинки, галоши, валенки и т. д.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром воспитателя. Знать как складывать и куда класть или вешать снятую одежду.

 

3. Навыки приема пищи.

Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, салфетка, стакан, кружка, солонка, блюдечко, клеенка…).

Закрепить навыки: мыть руки перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться, не разливая еду, хорошо пережевывать пищу, уметь есть опрятно, не роняя еду на стол и на пол. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи и фрукты.

 

4. Навыки культурного поведения.

Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению воспитателя. Выйдя из-за стола, задвигать за собой стул. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Уметь ходить попарно и знать свое место на прогулке. Участвовать в физкультзарядке. Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора.

 

II класс (70 часов)

 

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

Научить детей показывать и называть правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела: лоб, подбородок, затылок, щеки, губы. Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь мыть ноги. Уметь пользоваться носовым платком. Уметь причесываться и следить за аккуратностью волос.

 

2. Навыки одевания и раздевания.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Уметь следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в штаны, застегивать рубашку и штаны на все пуговицы, натягивать чулки, расправлять складки воротничка. Знать, в каком порядке надевать разные части одежды. Учить отличать лицевую сторону от изнанки, застегивать и расстегивать пуговицы, различать обувь для правой и левой ноги. Уметь шнуровать ботинки и развязывать завязанные шнурки.

 

3. Навыки, связанные с приемом пищи.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Введение дежурств. Помощь старшим в сервировке стола, его уборка после еды. Уметь различать и называть основные предметы питания (суп, каша, мясо, котлеты, картофель, рыба, яйцо, сахар, масло, соль, варенье, конфета, пряник, белый хлеб, черный хлеб, кисель, компот, чай, кофе, какао, пирожок и т. д.).

 

4. Навыки, связанные с гигиеной одежды, обуви, постели.

Уметь заправлять постель под присмотром воспитателя, вечером приготовить ее на ночь. Вытирать ноги, входя в помещение со двора, стряхивать снег с одежды.

 

5. Навыки поведения и самообслуживания.

Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности. Уметь участвовать в линейке.

 

III класс (70 часов)

 

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

Закрепление умения показывать и называть части тела. Уметь показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Навыки и правила утренней зарядки и обмывания тела до пояса. Уметь следить за чистотой рук и ног; мыть их без напоминания воспитателя после пользования уборной и всякого загрязнения. Уметь чистить зубы, полоскать рот.

Уметь самостоятельно, без помощи воспитателя, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета (умывание, обтирание, причесывание, чистка зубов).

 

2. Навыки одевания и раздевания.

Аккуратно без напоминания воспитателя складывать и убирать снятые с себя предметы одежды.

 

3. Навыки, связанные с приемом пищи.

Без напоминания воспитателя мыть руки перед едой. Учить детей мыть посуду под присмотром старших.

 

4. Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи сапожной или платяной щеткой. Уметь различать, все ли пуговицы на месте.

Уметь выстирать мелкие вещи: платки, воротники, носки, чулки, трусики.

 

5. Навыки поведения и самообслуживания.

Уметь накрывать на стол, прибирать посуду после еды, вытереть или вымыть клеенку, накрывать стол скатертью. Уметь заправить постель, встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.

Без напоминания воспитателя прибирать за собой после еды, занятий.

Помогать младшим детям при совершении туалета.

Помогать старшим в хозяйственно – бытовом труде: принимать участие в дежурствах по уборке класса, спальни, столовой. Мыть чайную посуду, вытирать пыль с мебели, с комнатных цветов, поливать цветы.

 

IV класс (70 часов)

1.Навыки, связанные с гигиеной тела.

Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.

Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.

 

2. Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.

Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.

Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.

Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитье по проколам.

Практическая работа. Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.

 

3. Уход за жилищем.

Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.

Наш дом. Название мебели и ее назначение. Гигиенические правила уборки класса. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).

Практическая работа. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок).

 

4. Приготовление пищи.

Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.

Практическая работа. Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.

 

V класс (105 часов)

 

1.Уход за одеждой и обувью.

Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней.

Смена одежды и обуви по сезонам.

Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке. Посуда, применяемая для стирки белья.

Приемы стирки и сушки, мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки. Сушка мокрой обуви.

Ежедневное вытряхивание и чистка щеткой своей одежды. Пришивание пуговиц.

 

2. Уход за жилищем.

Виды жилых помещений: общежитие, квартиры, индивидуальные дома.

Правила поведения в квартире.

Ежедневная, периодическая и генеральная уборка.

Мебель обыкновенная, мягкая, полированная.

Правила ухода за мебелью.

Практическая работа. Участие в подготовке жилого помещения к зиме. Участие в уборке двора зимой. Участие в генеральной уборке жилого помещения. Чистка мебели. Натирка пола.

 

3. Приготовление пищи.

Повторение и закрепление санитарных и гигиенических требований при приготовлении пищи, указанных в программе 4 класса.

Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья.

Нормы и режим питания. Основные продукты питания: хлеб, крупяные, мучные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, овощи, фрукты, мясо, рыба. Последовательность в обработке овощей и фруктов: сортировка, мытье. Хранение пищи и продуктов питания.

Практическая работа. Сервировка стола к чаю. Правила накрывания стола к чаю, размещение каждого предмета на столе. Уборка, мытье чайной посуды горячей водой. Просушивание чайной посуды, складывание и хранение ее.

 

VI класс (105 часов)

1.Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Просушивание намокшей одежды и ее чистка.

Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок.

Правила пользования моющими средствами и их хранение.

Повторить виды одежды и обуви по сезонам. Уметь привести в порядок свою обувь и одежду.

Чистка войлочной и текстильной обуви.

Практическая работа. Стирка рабочей одежды (фартук, косынка). Чистка зимней обуви. Экскурсия в прачечную. Ремонт белья по распоровшемуся шву.

 

2. Уход за жилищем.

Подметание пола и удаление пыли со стульев, со столов, подоконников. Виды освещения и отопления жилых помещений.

Практическая работа. Чистка мебели, мытье рабочих столов и подоконников. Участие в уборке двора.

 

3. Приготовление пищи.

Повторение норм и режима питания. Значение витаминов в питании.

Виды мясных и рыбных продуктов. Виды круп.

Холодильник. Испаритель. Где и как хранятся продукты.

Практическая работа. Мытье столовой посуды в горячей воде и споласкивание ее в чистой горячей воде. Приемы сушки посуды. Правила накрывания стола к обеду, размещение каждого предмета на столе. Назначение и правила пользования каждым предметом во время приема пищи. Уборка со стола после еды. Приготовление бутербродов с маслом, колбасой и сыром.

 

 

VII класс (105 часов)

 

1.Уход за одеждой и обувью.

Приемы стирки мелких носильных вещей. (носки, трусы, фартук, косынка).

Правила пользования утюгом (электрическим и простым).

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани.

Чистка кожаной обуви: нанесение слоя гуталина, чистка щеткой, наведение глянца бархоткой.

Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.

Практическая работа. Складывание ткани по разрыву, стачивание ручным швом.

 

2. Уход за жилищем.

Закрепление ранее полученных навыков. Ежедневная уборка класса. Уход за растениями в классе.

Практическая работа. Ежедневный уход за комнатными растениями, протирка пыли с цветов, мебели, подоконников, мытье полов.

 

3. Приготовление пищи.

Помещение кухни, соблюдение чистоты и порядка.

Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды: кастрюль, чайников, сковородок.

Нагревательные приборы и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи.

Практическая работа. Помощь взрослым в приготовлении овощных блюд из сырых овощей (салат). Чистка картофеля, овощей (сырых), отваривание картофеля. Приготовление бутербродов.

 

 

VIII класс (105 часов)

1.Уход за одеждой и обувью.

Закрепление всех навыков, полученных в 4-7 классах.

Пришивание пуговиц, вешалки, наложение заплаты. Определение места оторванной пуговицы.

Практическая работа. Подготовка белья и одежды к ремонту. Ремонт белья и одежды по распоровшемуся шву и разорванному месту. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву, стачивание ручным швом. Соединение краев разрыва частыми сметочными стежками. Наложение заплаты. Утюжка.

 

2. Уход за жилищем.

Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленение школьного двора.

Пылесос, полотер. Правила пользования.

Практическая работа. Проведение генеральной уборки помещения, чистка зеркал, натирка полов электрополотером.

 

3. Приготовление пищи.

Закрепление ранее приобретенных навыков. Правила пользования вилкой и ножом. Правила поведения за столом. Помощь взрослым в приготовлении пищи.

Практическая работа. Заваривание чая. Приготовление яиц вкрутую. Чистка вареного картофеля. Нарезание овощей для винегрета, салата. Приготовление овощных блюд из отварных овощей. Чистка ножей и вилок.

 

 

Физическая культура

Кл. по 70 часов

Пояснительная записка

 

В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики. Укрепление здоровья. Выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Глубоко умственно отсталые дети имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность протекания психических процессов. Конкретность мышления, дефекты памяти и внимания обуславливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. Для того, чтобы ученики усвоили упражнения, инструкции к ним необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений. Одной из характерных особенностей имбецилов является инертность нервных процессов, их стереотипность и, обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки, они не могут воспроизвести даже хорошо разученные. Знакомые упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.

В работе с имбецилами нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь учащимся в процессе воспроизведения задания.

Нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, грубая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения, как отдельных заданий, так и всего урока.

Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям; чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующим возможностям учащихся.

Урок целесообразно строить из четырёх частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой.

В настоящую программу включены следующие разделы: обще развивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

В процессе физического воспитания необходимо добиваться решения конкретных задач:

учить детей готовиться к уроку физкультуры;

учить правильному построению на урок и знанию своего места в строю;

учить детей правильному передвижению из класса на урок физкультуры;

учить ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

учить простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);

учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

учить ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

обучать мягкому приземлению в прыжках;

учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

учить правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;

учить метаниям, броскам и ловле мяча;

учить ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;

учить выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;

учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

учить преодолению различных препятствий;

учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;

учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Программа

I класс (70 часов)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...