Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Терминологический минимум

ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

А.Теоретическая часть

 

1. Определение языкознания как научной дисциплины: релевантные признаки, сопоставление дефиниций понятия.

2. Объект и предмет языкознания.

3. Общие признаки языков.

4. Общее и частное языкознание: сопоставление предмета изучения.

5. Диахроническое и синхроническое языкознание.

6. Абсолютные и статистические универсалии.

7. Научные дисциплины в составе языкознания.

8. Уровень языка: определение понятия, выделение уровней языка, дисциплины, связанные с каждым из языковых уровней.

9. Связь языкознания с социальными дисциплинами.

10. Связь языкознания с естественнонаучными дисциплинами.

11. Смежные науки на стыке языкознания с другими науками.

 

Б. Практическая часть

 

Задание 1. Законспектируйте статью А.М. Пешковского «Объективная и нормативная точка зрения на язык» и определите понятия, характеризующую каждую из точек зрения (объективную, нормативную и субъективную).

 

Задание 2. Сопоставив приведенные ниже высказывания о языке лингвистов и писателей:

а) назовите признаки, на основании которых определяется термин «язык»;

б) выясните, в каких случаях соблюдается принцип однозначности определения исходного понятия, а в каких – не соблюдается;

в) установите, с чем связано подобное соблюдение и/или несоблюдение;

г) сравните выявленные признаки с приведенными в статье А.М. Пешковского определениями, характеризующими разные точки зрения на язык:

Л. Ельмслев: Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык – инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность, инструмент, посредством которого человек влияет на других людей, а другие влияют на него; язык – первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная, необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разряжается монологом поэта и мыслителя.

И.С. Тургенев: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

К.Г. Паустовский: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

А.С. Пушкин: Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

Н.М. Карамзин: Язык важен для патриота.

П.А. Вяземский: Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной.

А.И. Куприн: Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и бережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Н.Д. Арутюнова: Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний человека о мире.

М. Горький: Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

А.Н. Толстой: Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения. Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

В.М. Иллич-Свитыч: Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.

Н.А. Некрасов: Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

А.С. Хомяков: Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

Д.А. Фурманов: Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

А.Ф. Мерзляков: Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека.

Ф.М. Достоевский: Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

А.Н. Радищев: Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина: [Язык] – исторически сложившаяся, традиционная для данного человеческого коллектива система звуковых знаков (звуков, создаваемых с помощью голоса и шума в полости рта, и их значимых сочетаний), являющаяся основным средством общения взаимопонимания людей, передачи ими информации.

М.А. Шолохов: Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

 

Задание 3. Соотнесите с помощью стрелок колонки таблицы в зависимости предмета изучения от аспектов языкознания:

Аспекты языкознания Предмет изучения
Общее языкознание   Свойства, присущие любому языку: общие законы строения, связь языка и мышления, функции языка в обществе и т.д.
Частное языкознание   Язык в его связи с внешними внеязыковыми (экстралингвистическими) факторами.
Внешняя лингвистика   · Социолингвистика   · Психолингвистика   · Этнолингвистика (лингвокультурология)   · Прагмалингвистика     Структура языка: звуковой строй, грамматика, образование новых слов и т.д. · Взаимоотношение языка и культуры. · Функционирование языковых знаков в речи, речевое воздействие. · Социальная природа языка, функции языка, взаимосвязь языка и общества. · Механизмы порождения и восприятия речи. Территориальное распространение языковых явлений и разновидностей (диалектов) одного и того же языка.
Внутренняя лингвистика   Язык в определенный период его развития.
Синхроническое языкознание   Какой-либо отдельный язык или группы языков (русистика, славистика, германистика романистика и т.д.).
Диахроническое языкознание   Язык в его изменении, развитии.
Описательное языкознание   Сопоставление фактов и явлений нескольких языков.
Сопоставительное языкознание   Описание и познание основных свойств языка.
Теоретическая лингвистика   Система какого-либо одного языка.
Прикладная лингвистика   Использование знаний о языке в нелингвистических дисциплинах и в практической деятельности человека.

 

В. Терминологический минимум

 

Интерлингвистика, объект языкознания, нейролингвистика, психолингвистика, предмет языкознания, социолингвистика, универсалии абсолютные, универсалии статистические, универсалии языковые, уровень языка, экстралингвистика, этнолингвистика, языкознание как наука, языкознание общее, языкознание частное, языкознание диахроническое, языкознание синхроническое, филология,

 

Г. Обязательная литература

 

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2012.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1990.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – Изд. 3-е, испр. – М., 1997. – С. 4-7.

4. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997. – С. 672-676 (статья «Языкознание»).

 

Д. Дополнительная литература

1. Александрова О.В. Изучение языка как важнейшей составляющей филологической науки // Филологические науки. – 2007. – № 3. – С. 10-18.

2. Бельчиков Ю.А. Культуроведческий аспект филологических дисциплин // Филологические науки. – 1998. – № 4. – С. 48-56.

3. Будагов Р.А. Гуманитарные и естественные науки. Их взаимосвязи, отторжения и параллелизм // Вестник МГУ. – Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2004. – № 4. – С. 49-57.

4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. – М., 2003. – С. 4-8.

5. Гируцкий А.А.. Введение в языкознание. – 2-е изд. – Минск, 2003. – С. 6-17.

6. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – Изд. 3-е, испр. – М., 1977. – С. 5-9.

7. Горбачевский А.А. Теория языка. Вводный курс. – М., 2011. – С. 19-22.

8. Даниленко В.П. Введение в языкознание: курс лекций. – М., 2010. – С. 8-13.

9. Даниленко В.П. Синхрония и диахрония в лингвистике // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2012. – Т. 1. – № 17. – С. 6-11.

10. Демьянков В.З. Лингвистика и ее объекты // Вопросы филологии. – 2009. – № 1 (31). – С. 14-22.

11. Майоров А.П. К вопросу о единстве и многоликости языка // Вестник Башкирского университета. – Серия «Филология и искусствоведение» - 2012. Т. 17. – № 1. – С. 183-184.

12. Немченко В.Н. Введение в языкознание. – М., 2008. – С. 5-14.

13. Постовалова В.И. «Лингвистика должна быть верна своему предмету и его онтологии»: философско-лингвистические размышления А.А. Реформатского о природе языка и науке о языке и их истоки // Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. – С. 69-87.

14. Сонин А.Г. Сущность языка в истории языковедческой мысли // Русский язык в школе. – 2012. – № 10. – С. 66-70.

15. Чувакин А.А. Язык как объект современной филологии // Вестник Бурятского государственного университета. – Серия «Филология». – 2007. – Вып. 7. – С. 64-69.

16. Шмелева Т.В. Память термина: языковедение, языкознание, лингвистика // Вестник Томского государственного университета. – Аерия «Филология». – 2014. – № 1 (27). – С. 53-60.

17. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – С. 110-129.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...