Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические предпосылки.




Ведение мяча, или дриблинг, — грозное «оружие» в техниче­ском арсенале баскетболиста. Оно позволяет нападающему значи­тельно расширить свою маневренность при передвижениях с мя­чом. Существует несколько разновидностей данного технико-


       
 
   
 


тактического действия по его целевой направленности. Так, веде­ние мяча можно использовать для его вывода из своей зоны в передовую — выводящий дриблинг. Оно помогает преодолеть прес­синг и получить позиционное преимущество после обыгрывания защитника — преодолевающий дриблинг. Наконец, благодаря реши­тельному скоростному ведению мяча игрок может создать себе хорошие условия для броска мяча — атакующий дриблинг.

Решения перечисленных тактических задач, связанные с веде­нием мяча, определяют специфические особенности дриблинга в том или ином случае. Прежде всего, нападающий должен владеть приемами обыгрывания защитника в начале ведения. К ним относят­ся вышагивание, скрестный шаг и поворот.

При использовании вышагивания (рис. 45, а) дриблер обыгры­вает соперника на встречном движении после выведения его из равновесия за счет короткого ложного шага вперед и последую­щего возвращения в и. п. Для ухода с помощью скрестного шага (рис. 45, б) применяют обманный пружинящий шаг вперед и не­сколько в сторону с последующим зашагиванием за защитника той же ногой в противоположном направлении с одновременным началом ведения дальней от соперника рукой. Обыгрывание пово­ротом (рис. 45, в) также начинается с обманного шага вперед и в сторону, а затем следует быстрый поворот назад вокруг опорной ноги и выпуск мяча ближней к направлению поворота рукой.

 

Результативными при обыгрывании защитника в начале веде­ния мяча являются также финты на бросок или передачу партнеру, с помощью которых соперник выводится из равновесия и теряет правильную защитную стойку. Особенно значимы здесь естествен­ные движения головой, плечами, туловищем. Ложные движения мячом должны быть рациональными и короткоамплитудными, т.е. с использованием только кистей.


Начинать проход с ведением мяча целесообразно в сторону впере-дистоящей ноги защитника и всегда дальней от него рукой. Как и при выходе на свободное место без мяча, эффективным является смена темпа движения: ложный шаг (шаги) либо обманные дви­жения туловищем, головой, мячом выполняются медленно, что­бы защитник успел среагировать на финт, а первый шаг прохо­да — быстро, энергично и решительно. Мяч посылают вперед без задержки, укрывая его от возможного выбивания.

Когда защитник обыгран, для быстрого передвижения по пря­мой используют скоростной высокий дриблинг. Если же защит­ник или кто-либо из его партнеров восстанавливает свою пози­цию перед дриблером, переходят на низкое ведение мяча, изме­няют скорость и направление движения.

Обыгрывание соперника в движении при ведении мяча производят с помощью смены ритма, темпа, скорости и направления, умелого ук­рывания мяча и своевременного перевода мяча с руки на руку.

Наиболее распространенным и простым по исполнению спо­собом перевода мяча является перевод мяча перед собой. В момент, когда нога, одноименная с ведущей рукой, ставится на пол, про­изводится опускание руки с мячом и его непродолжительный об­хват снаружи. Далее следует акцентированный толчок опорной ногой в сторону другой с одновременным переводом мяча попе­рек туловища на другую руку и длинный шаг толчковой ноги в новом направлении. В силу большого риска потери мяча при его переводе перед защитником требуются неожиданность и быстро­та движений, а также умелое использование поворота туловища и свободной руки для укрывания мяча.

Более эффектными, а главное — более эффективными счита­ются варианты перевода мяча за спиной и под ногой. При переводе за спиной мяч посылается в пол на уровне разноименной ноги в мо­мент начала полного шага вперед одноименной ногой. А с ее по­становкой на площадку и началом очередного шага разноименной ногой производится перевод мяча за спиной. Мяч направляется в пол таким образом, чтобы после его отскока от пола можно было взять его под контроль другой рукой и без пауз продолжить ведение в новом направлении. Надежность выполнения такого перевода мяча обеспечивается тем, что его непрерывно укрывает туловище и сохра­няется постоянный зрительный контроль дриблера над игровой ситу­ацией. Перевод мяча под ногой столь же результативен при обыгры­вании защитника, как и предыдущий прием. На практике использу­ются два варианта этого технико-тактического действия. Более про­стой из них по исполнению предусматривает перевод мяча подразно-1менной с ведущей рукой ногой в момент ее выноса вперед на очеред-ом шаге, последующий поворот на этой ноге и акцентированный чинный шаг другой в избранном направлении движения. Быст-ьщ и естественным поворотом туловища в сторону установившей 169


контроль над мячом руки и выставлением освободившейся от ве­дения руки достигается надежное укрывание мяча от защитника. Другой, более сложный вариант данного игрового приема — перевод мяча между ногами. Он предполагает изменение движения ног на обратное в момент одиночного диагонального удара мячом в пол между ногами. Перевод осуществляется, когда одноименная с ведущей рукой нога плотно ставится на пол, а другая выносится вперед. Одновременно с переводом мяча с руки на руку ноги со­вершают смену положения «ножницами», а быстрый последую­щий поворот на обеих ногах позволяет обыграть защитника и про­должить движение в новом направлении.

Для обыгрыша защитника применяют также ведение мяча с по­ воротом в движении. Его выполнение включает скрестный шаг раз­ноименной с ведущей рукой ногой, поворот на ней в сочетании с взрывным обратным шагом одноименной ноги и одномоментным переводом мяча с руки на руку. Поворот заканчивается непрерыв­ным движением в сторону от защитника. В начале поворота мяч обхватывается спереди кистью ведущей руки, а после его завер­шения подхватывается другой рукой для продолжения ведения.

Продолжительная задержка мяча может привести к наруше­нию правил игры, а положение спиной к защитнику ограничива­ет дриблеру контроль над игровой ситуацией. Поэтому воспроиз­ведение этого приема должно производиться максимально быст­ро и неожиданно для соперника.

Большинство описанных приемов обыгрывания защитника при ведении в движении достаточно сложны по координации движе­ний и технике исполнения, требуют длительной специальной тре­нировки и изучаются в процессе спортивного совершенствования

баскетболистов.

В процессе обучения дриблингу как индивидуальному технико-тактическому действию необходимо приучить занимающихся к осмысленному использованию этого игрового приема. Сначала посмотри, а потом действуйосновной принцип для игрока, овла­девшего мячом. Изначально он должен представлять тройную угро­зу для соперников: быть готовым выполнить бросок (если позво­ляет дистанция), острую передачу или скоростной проход с веде­нием мяча. Нападающий не имеет права бездумно ударять мячом в пол с последующей его ловлей, лишая себя возможности даль­нейшего маневрирования с мячом. Недопустимо также приобре­тение отрицательного навыка, заключающегося в обязательном использовании ведения мяча, как правило одноударного, перед выполнением любого последующего игрового действия.

Любое ведение мяча должно иметь цель, а завершению дриблинга должно предшествовать принятие решения о дальнейших действиях. Обрывать дриблинг можно только в сочетании с последующим игровым действием. Продолжением ведения мяча может быть либо


точная и быстрая передача, либо бросок, либо остановка в соче­тании с поворотом и передачей. Задержка мяча после окончания его ведения и нерешительность приводят к торможению развития атаки, позволяют защитникам организовать активное противодей­ствие и, как правило, заканчиваются потерей мяча. Особенно опас­ны с этих позиций остановки после ведения мяча у центральной и боковых линий, в углах площадки. Еще более усугубляет ситуа­цию для нападающего, завершившего дриблинг, поворот спиной к щиту соперника. Такой маневр и «застывшая» позиция лишают его возможности эффективно продолжить атаку команды и пре­дельно облегчают задачу защитника в отборе мяча.

Баскетболист обязан научиться одинаково уверенно управлять мячом обеими руками и делать это без зрительного контроля.

Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием ведения мяча.

1. Объяснение и показ разновидностей ведения мяча в кон­
кретной игровой ситуации.

2. Ведение одного или двух мячей на месте с поочередным из­
менением положения кисти на мяче: с обхватом мяча спереди,
сзади, направляя его (их) последовательно вперед и назад.

3. То же, но с обхватом мяча сбоку, спереди или сзади и с
переводом его (их) с руки на руку перед собой, за спиной, под
ногой или с поворотом на месте.

4. Ведение-жонглирование мячом на месте с переводом его с
руки на руку по кругу либо по восьмерке вокруг одной или двух
ног в различных и. п.: стоя в широкой стойке, в выпаде, на одном

Ё

колене и т. п. 5. То же, но направление движения мяча задается зрительным сигналом педагога или партнера (например, учитель поднял вверх руку — мяч переводить по часовой стрелке; если он держит руку на поясе — мяч переводить против часовой стрелки и т.п.).

6. Ведение без зрительного контроля над мячом на заданных отрезках дистанции.

7. То же, но с дополнительным заданием по ходу дриблинга: подсчитать количество геометрических фигур разной формы или цвета, разложенных на пути движения игрока (например, в цен­тральном круге), или выполнить свободной рукой какие-либо дей­ствия, не прекращая ведения мяча (переставить кегли и т.п.).

8. Обыгрывание пассивного защитника финтом в начале веде­
ния из заданной игровой позиции в сочетании с последующим
скоростным проходом:

- вышагивание—проход;

- скрестный шаг—проход;

- поворот—проход;

- финт на передачу—проход;

- финт на бросок—проход.


9. То же, но в ситуации выбора: условный соперник произ­
вольно чередует разновидности стоек защитника в каждом повто­
рении задания.

10. То же, что в упр. 8, 9, но из различных исходных позиций по отношению к корзине соперников.

11. Обыгрывание активного защитника в начале ведения в со­четании с последующим скоростным проходом: нападающий ис­пользует весь арсенал обманных движений, защитник активно противодействует только началу прохода.

12. Ведение мяча с изменением высоты отскока, направления и скорости передвижения с переводом мяча с руки на руку перед собой на указанных участках площадки.

13. То же, но по зрительным сигналам педагога или партнера.

14. Обыгрывание пассивного защитника в движении (защит­ник отступает приставными шагами в стойке с выставленной впе­ред ногой или бегом спиной вперед):

 

- перевод мяча с руки на руку перед собой (за спиной, под ногой, с поворотом);

- изменение направления движения;

- смена высоты отскока и ритма ведения.

 

15. То же, но в условиях вариативной активности защитника: первую половину дистанции защитник передвигается пассивно, вторую активно противодействует, стремясь не пропустить дриб-лера, или чередует пассивные и активные действия на указанных участках площадки.

16. Активное единоборство «дриблер — защитник» на ограни­ченных участках площадки: в заданном коридоре, в трехсекунд-ной трапеции, в центральном круге и т. п.

17. То же, но по всей площадке без каких-либо ограничений в действиях и пространстве.

18. Активное соперничество нескольких дриблеров на ограни­ченном участке площадки (в центральном круге, в трехсекундной зоне и т. п.) с заданием выбить мяч у соперника и сохранить свой.

 

19. Ведение мяча в сочетании с другими индивидуальными тех­нико-тактическими действиями: выходом, ловлей и передачами, бросками (по мере их освоения) в конкретной игровой позиции.

20. То же, но меняя и. п., расстояние до щита соперника, рас­положение партнеров по нападению и защитников.

21. Вариативное использование разновидностей ведения в зави­симости от складывающейся ситуации в условиях игрового противо­борства: в игровых заданиях, в подготовительных и учебных играх.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...